Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. МВД и СК вновь будут возбуждать дела без участия налоговиков


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. Сегодня мы расскажем вам о случаях, когда может возникнуть необходимость раскрыть бенефициаров иностранных компаний. А также, дадим рекомендации, как сохранить "скрытое владение" бизнесом.

2. Уже с 14 по 16 ноября в Екатеринбурге на площадке центра taxCOACH по просьбам наших слушателей состоится новый Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса". Подробная информация

3. Также на нашем сайте вы сможете найти информацию и зарегистрироваться на другие ближашие семинары и бизнес-курсы Центра taxCOACH, в том числе на наши мероприятия в Риме и в Омске.   


МВД и Следственному комитету возвращают право возбуждать уголовные дела

за налоговые преступления без участия налоговиков

«Мафия вообще бессмертна! А вы знаете, что есть один путь победить мафию – создать свою.

Так вот, в Италии она все-таки действует. Национальная полицейская гвардия,

по-моему, называется. Красивая у них форма. Даже красивее, чем у меня»

Председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин из интервью

газете "Коммерсантъ" 22.02.2013 о необходимости воссоздания финансовой полиции

14 октября в Госдуму был внесен президентский законопроект о признании утратившей силу только одной статьи УПК РФ, действовавшей, всего ничего, с сентября 2011г. (ч. 1.1. ст 140).

А «сила» этой статьи была в том, что она не позволяла Следственному комитету и МВД самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без получения от налоговых органов соответствующих материалов проверок.

В обосновании данного проекта заложено утверждение, что данная статья является «основной причиной низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью». Но так ли это, может причина совсем в другом?

Давайте во всем обстоятельно разберемся.

Начнем с того, что раскроем порядок действительного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок, как есть, и определим результаты такого взаимодействия.

С января 2011г. полномочия по расследованию налоговых преступлений переданы Следственному комитету РФ. Налоговые органы стали передавать материалы налоговых проверок не в Органы МВД, а в Следственный комитет. Тогда как Управлению экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) при МВД досталась роль оперативного сопровождения следователей по делам о налоговых преступлениях и осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), которой оно активно и занялось (особенно активно на фоне проведения сокращений подразделений МВД занимающихся налоговыми преступлениями).

Материалы проведенных оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) по обнаружению налоговых преступлений Полицейские стали передавать в Налоговые органы, поскольку только по материалом налоговой проверки может быть в дальнейшем возбуждено уголовное дело.

А поскольку у сотрудников Полиции имеется довольно обширный арсенал средств и методов контроля, предусмотренный Федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», то налоговые органы на стадии планирования выездной проверки стали получать доступ, помимо имеющихся в их распоряжении данных информационных баз, к копиям, а порой и к оригиналам документов налогоплательщика, предметам (печати, флэшки с бухгалтерскими базами), изъятым сотрудниками Полиции при осуществлении ОРД, материалам допросов сотрудников и должностных лиц налогоплательщика, прослушке телефонов налогоплательщика и пр.

Использование материалов ОРД при проведении предпроверочного анализа позволяет устанавливать налоговым органам полноценные схемы ухода от налогообложения с включением фирм-«однодневок» в цепочку приобретения (реализации) товаров (работ, услуг).

Таким образом, если выездная налоговая проверка начинается с предпроверочного анализа, то при получении налоговым органом материалов ОРМ, проведенных сотрудниками Полиции, предпроверочный анализ приобретает уже вид законченной проверки.

Налоговому органу остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.

По вопросу использования налоговыми органами материалов оперативно-розыскной деятельности Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. N 57 установил, что при исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Т.е. результаты ОРД теперь могут быть непосредственно использованы в качестве доказательств налогового правонарушения, несмотря на то, что законодательно предусмотренные форма и порядок их получения отличаются от уголовно-процессуальных доказательств.

По вопросу использования налоговыми органами материалов оперативно-розыскной деятельности Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. N 57 установил, что при исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Т.е. результаты ОРД теперь могут быть непосредственно использованы в качестве доказательств налогового правонарушения, несмотря на то, что законодательно предусмотренные форма и порядок их получения отличаются от уголовно-процессуальных доказательств.

Налоговые органы, в свою очередь, стали охотнее привлекать сотрудников Полиции непосредственно к проведению выездных налоговых проверок, назначенных по результатам ОРД.

Более того, в настоящий момент отдельные сотрудники УЭБиПК прикрепляются к конкретным налоговым инспекциям, и часто напрямую взаимодействуют с налоговыми инспекторами, договариваясь о совместных проверках.

Сотрудник Полиции, включенный в выездную налоговую проверку, наделяется теми же полномочиями, что и налоговые инспектора, действует в рамках налогового законодательства и подчиняется руководителю проверяющей бригады.

Сотрудники Полиции при выездной налоговой проверке не привлекаются для документального контроля, им поручают то, что они лучше всего умеют делать: розыск, привод и допрос свидетелей, сопровождение контрольных мероприятий, связанных с осмотром помещений, выемкой предметов.

Общий итог: значительная часть выездных проверок с доначислениями превышающими 10 млн. рублей относится как раз таки к совместным с органами МВД проверкам. В этом большую роль играет и то, что Полицейские нацелены не только на выявление налоговых правонарушений, но и на то, что бы эти правонарушения отвечали признакам преступления.

ФНС стало придавать большее значение показателям работы налоговых органов, характеризующих их взаимодействие с органами МВД. Например, строго отслеживается количество поступивших материалов из органов МВД о возможных налоговых правонарушениях, сколько из них было фактически использовано в контрольной деятельности налоговыми органами, результат использования (причины не использования). Совместные выездные проверки находятся на особом контроле Управлений ФНС, поскольку их количество и качество стали показателями (в числе прочих), определяющими рейтинг областных инспекций.

Для справки:

Порядок взаимодействия ОВД и Налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержден Приказом МВД № 495 и Приказом ФНС ММ-7-2-347 от 30.06.2009г.

В письме от 24 августа 2012 г. N АС-4-2/14007 ФНС России установило, когда использовать полномочия полицейских налоговым инспекторам следует в обязательном порядке.

А что же следственный комитет? - Следственному комитету нужны уголовные дела, оценка его деятельности напрямую завязана на количестве направленных в Суд уголовных дел.
Для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению необходимо, что бы налоговый орган направил в их адрес вступившее в силу Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, отвечающее признакам преступления. Именно «о привлечении». По решению об отказе в привлечении к ответственности (правонарушений не обнаружено, либо они есть, но санкции не применяются, например, в связи с истечением срока давности их взыскания) привлечь к уголовной ответственности заведомо нельзя.

Решение о привлечении должно обязательно вступить в силу, и если на стадии апелляционного обжалования в вышестоящем налоговом органе первоначальное решение, вынесенное инспекцией, отменено, материалы проверки в Следственный комитет не передаются (даже если поводом к отмене послужило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, не связанное с существом дела).

Кроме того, даже если налоговое правонарушение отвечает всем признакам преступления, то материалы проверки передаются в следственные органы, только в случае, если доначисленные налоговым органом суммы не были уплачены в течение двух месяцев после окончания срока для их добровольной уплаты в соответствии с Требованием (п. 3 ст. 32 НК РФ).

А если уголовное дело все же было возбуждено, то УПК предусматривает прекращение дела в случаях, кода до назначения судебного заседания возмещен весь ущерб от налогового правонарушения (уплачены сумма недоимки, пени и штрафы) (ст. 28.1 УПК)

Такие условия возбуждения и прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям отражают принцип: «заплатил налоги - спи спокойно». Это очень удобный принцип для налоговых органов, способствующий оперативному закрытию недоимок, образовавшихся по результатом проверок.
А вот у Следственного комитета статистика падает!

Уголовные дела по налоговым правонарушениям, оказались с низкой перспективой направления в суд, с постоянным риском прекращения, да еще и с высоким процентом оправданий ввиду наличия множества коллизий в законодательстве.

Возможно по этой причине глава Следственного комитета А. И. Бастрыкин со свойственным ему эпатажем стал заявлять о необходимости создания то ли «Финансовой полиции», то ли «Мафии», которые могли бы проводить самостоятельные налоговые проверки и возбуждать по ним уголовные дела. Заявления, которые обернулись президентской законодательной инициативой.

Если действия налоговых органов при проведении проверок строго регламентированы и ограничены Налоговым законодательством, то МВД не является участником налоговых правоотношений и на них эти правила не распространяются. Тогда как законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» им предоставлены довольно широкие полномочия.

С отменой рассматриваемой нами статьи УПК в отношении налогоплательщиков Правоохранительные органы снова смогут возбуждать уголовные дела по «информации, раскрывать которую они не обязаны» и брать под стражу руководителей организаций.

Налоговая тоже никуда не денется, и налогоплательщика опять начнет клевать «Двуглавый орел» - зернышко-то одно: снова разные ведомства буду требовать от налогоплательщика одни и теже документы, снова начнут возникать ситуации, когда налоговый орган выйдя на проверку будет узнавать, что в отношении руководителя организации уже возбуждено уголовное дело за налоговое преступление.

Да и отношения между самими ведомствами разладятся. В совместных с Налоговой проверках Полицейские заинтересованы не будут, само участие в которых не всегда гарантирует нужный им результат. МВД будет проводить ОРД по выявлению налоговых преступлений и возбуждать дела по своему усмотрению.
Видимо, не пошутил на счет «Мафии» товарищ Бастрыкин...

А ведь уже установились какие никакие единые правила игры (пусть жесткие, но понятные),  что лучше, чем каждое ведомство будет придумывать свои, подстраивая жизнь налогоплательщиков под «положительную» статистику своей деятельности.

Обсудить материал с автором...


ООО "Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности"

Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, оф. 614

(343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное