Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Выездные проверки: теперь проверяют реже, но эффективнее


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH® и Председатель Управляющего совета Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов Ярослав Савин проведет 40-ка часовой спецкурс для будущих аттестованных налоговых консультантов, посвященный теме налогового консалтинга.

2. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы расскажем Вам о новых тенденциях в проведении выездных налоговых проверок: теперь проверки "на выезде" случаются реже, но не в пример эффективнее. За счет каких средств, узнаете из нашего аналитического материала.


Руководитель Центра taxCOACH® Ярослав Савин преподаст уроки налогового консалтинга будущим аттестованным консультантам

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH® и председатель Свердловского регионального отделения палаты налоговых консультантов, приступил к «чтению» шестого раздела 380-ти часовой Программы подготовки аттестованных налоговых консультантов в ЦБО. Общая продолжительность курса Ярослава Савина – 40 часов. В течение мая в насыщенном режиме Ярослав Савин будет расскрывать будущим аттестованным налоговым консультантам основы успешного налогового консалтинга.

В течение полугода с декабря 2012 года участники программы подробно изучали Налоговое право, Бухгалтерский учет, финансовый анализ. «Мой раздел программы является завершающим и призван помочь сформировать у налоговых консультантов настоящий консалтинговый подход к профессиональной деятельности в области налогообложения», - рассказал руководитель Центра taxCOACH®.

В рамках 40-ка часового курса Ярослав Савин познакомит будущих налоговых консультантов с обширной консалтинговой практикой Центра taxCOACH®, нашими наработками, обощениями, особых подходом к вопросам структурирования бизнеса и налоговой безопасности. «Я буду обучать налоговых консультантов умению правильно диагностировать проблемы клиента, умению разговаривать с ним на одном языке, умению, в конечном счете, удовлетворять реальные потребности клиента самым выгодным для него способом. Налоговый консалтинг очень сильно отличается от аудита. И если задача аудитора – снизить риски, то задача налогового консультанта – максимизировать выгоду максимально безопасным для клиента образом», - подчеркнул Ярослав Савин.

Отметим, Ярослав Савин проводит спецкурc для будущих аттестованных налоговых консультантов с 2006 года. Аттестационные экзамены состоятся 3 июня. Впервые в экзаменационную комиссию вошла эксперт по организационному и налоговому проектированию Центра taxCOACH® Екатерина Пелевина, которая будет принимать у студентов экзамен по Налоговому праву.


К "выезду готов": эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств

«Главным оружием» налоговых органов в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками являются выездные налоговые проверки (далее - ВНП). При этом в работе ФНС прослеживается одна очень важная тенденция: сокращение количества налоговых проверок при одновременном росте их эффективности.

Так, например, по данным, содержащимся в докладе об осуществлении ФНС госконтроля в 2012 году (1), в прошлом году сотрудники налоговой службы провели 58 тыс. выездных налоговых проверок (что почти на 14% меньше, чем в 2011 году). Вместе с тем результативность ВНП составила 99%, это значит, что только 1 % ВНП проходит без каких-либо доначислений.

Еще одним показательным моментом, свидетельствующем о повышении уровня профессиональности и результативности работы налоговых органов является сокращение размера уменьшенных по решению судов сумм, доначисленных налоговиками в результате проведения ВНП, почти в два раза. Так,  в 2012 году в результате проведения ВНП доначислено 315 млрд рублей, а размер уменьшенных по решению судов платежей составил всего 42,5 млрд. рублей (что на 37 млрд. рублей  меньше, чем в 2011 году).

Безусловно, статистика, особенно в руках государства, вещь ненадежная, но все же она является определенного рода «маячком», сигнализирующим о наметившихся тенденциях. А именно - налоговая служба больше не гонится за количеством, а сконцентрировалась на качестве ВНП.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности проверок? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось..., что обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок...».  

Переводя на «русский», это значит, что налоговики наконец научились пользоваться тем нешуточным массивом информационных средств, созданных техническим «гением» прогресса.

Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, теперь проводится именно в процессе предпроверочного анализа. Налоговый аналитик с помощью специальных  технологий и инструментов собирает и обобщает всю информацию о налогоплательщике. Что позволяет налоговому органу еще до назначения ВНП составить максимально полную картину о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и обнаружить так называемые «проблемные места», дающие основание полагать о совершении субъектом налогового правонарушения и применении различных схем ухода от уплаты налогов.

Более того, как раз результаты предварительной аналитической работы (во многом роботизированной) и становятся основанием для проверки «удачливого» налогоплательщика.

Наш многолетний опыт консультирования клиентов по вопросам взаимоотношений с налоговыми органами показал, что до сих пор среди представителей бизнеса бытует мнение о том, что выездная налоговая проверка проводится только раз в три года и не чаще. В действительности же ВНП может и не назначаться годами, а может быть назначена и в течение 1 года с момента регистрации компании. Ключевым моментом здесь является уверенность налогового органа в возможности выявления нарушений у конкретного налогоплательщика и доначислении ему существенной (!) суммы налога (минимальная сумма налога для юр.лиц - более 1 млн.руб).

К 2013 году запущены в эксплуатацию более 20 программных комплексов для отбора кандидатов на проверку, среди которых:

- ЭОД - местный уровень (налоговая отчетность контрагента в режиме онлайн);

- FIRA-Pro (база для анализа юридической и владельческой структуры бизнеса);

- ПК "Визуальный анализ информации" (робот выводит в графическом виде картинку структуры бизнеса, доходов собственников на основе формальной и неформальной информации);

а также "Однодневка", "Схемы", "Досье рисков" и т.д....

Как происходит отбор «кандидата» на ВНП? Ежеквартально в ЭОДе выбираются организации по 12-ти критериям риска (в среднем на одну районную инспекцию областного центра приходится 2 – 3 тыс. таких организаций). Из этого списка в предварительный план для ВНП, в первую очередь, автоматически включаются крупнейшие налогоплательщики, не проверявшиеся более 2 лет, а также налогоплательщики с выручкой свыше 100 млн рублей.

На втором этапе налогоплательщики «просеиваются» уже более тщательно: с помощью программных средств и баз данных выявляются так называемые «анонимные» контрагенты («неблагополучные» организации с «номинальными» директорами и учредителями), запрашиваются в электронном формате выписки по подозрительным налогоплательщикам из банков (особенно тщательно проверяются разовые сделки от 1 млн рублей , для того чтобы размер доначислений был значительным), запрашиваются сведения об IP и MAC адресах устройств, получавших доступ к управлению счетом компании и ее контрагентов и т.д.

Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников. Например, в FIRA-Pro удобно сконцентрированы базы данных по предприятиям, по отдельным отраслям деятельности, информация из банков, данные Росстата, ЕГРЮЛ, аналитика по трансфертному ценообразованию и другие полезные сведения. Инспектор может легко провести экспресс-оценку рисков конкретного налогооплательщика, в автоматическом режиме выявить аффилированные с ним структуры и связи с «недобросовестными» поставщиками, сравнить показатели деятельности и объем отчислений налогоплательщика с компаниями-аналогами в том же регионе. Специальный сервис Solver позволяет, опять же в автоматическом режиме, нарисовать схемы взаимодействия с контрагентами и смежными структурами.

Для визуализации схем уклонения от уплаты налогов также часто используется программный комплекс ВАИ (Визуальный анализ информации). Он позволяет визуально отобразить взаимосвязи (в том числе неформальные) между компаниями, их учредителями и руководителями (к примеру, на предмет взаимозависимости), финансовыми потоками (кто и кому платит), вплоть до “физиков”, через которых проходит “обналичка”

Таким образом, еще до проверки у фискалов имеется вся информация не только о вашей компании (или группе компаний), но и обо всех “подозрительных” контрагентах и ваших взаимоотношениях с ними. Причем многое из этого они получают в автоматизированном режиме, не вступая в длительную переписку со смежными структурами и самим налогоплательщиком, что должно заставить хозяйствующих субъектов более грамотно и детально подходить к формированию своей налоговой политики, отказываясь от агрессивного налогового планирования.

Сноски:

1. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 году.

Обсудить материал с автором...



© Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®

Россия, 620075, Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, офис 614, 6 этаж (бизнес-центр "Вознесенский")

Телефон/факс: (343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное