Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Передайте право требования по кредиту - оптимизируйте налоги


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Дорогие читатели!

Теперь наша еженедельная эксклюзивная рассылка об актуальных наблюдениях в сфере налоговой, имущественной и управленческой безопасности называется по-новому:  

«ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! ВСЕ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

Мы уверены, что новое название рассылки наиболее точно отражает специфику деятельности Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH. Ведь кто самый страшный враг любого бизеса, в особенности среднего? Правильно – НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Именно она порождает СМУТНЫЕ ОПАСЕНИЯ ЗА БУДУЩЕЕ бизнеса.

Акцент рассылки мы намерены сконцентрировать на трех «китах» или трех головах неопределенности.

Первая - она самая хищная и дерзкая - административный и, в особенности НАЛОГОВЫЙ И ПОЛИЦЕЙСКИЙ, КОНТРОЛЬ.

Вторая - самая скрытная - УГРОЗА ИМУЩЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ бизнеса.
Рейдеры, отношения между собственниками, передел сфер влияния и выдавливание из бизнеса.

А третья, самая коварная, мгновенно принимающая самые разные облики и названия - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ. Она выпускает жало под любым предлогом: экономический кризис, требовательные или клиенты, нерадивые сотрудники и т.д.

Чтобы оставить в прошлом никому не нужные тревоги и сконцентрироваться на построении чего-то выдающегося, нам надо "спилить" нарывы всех трех типов.

Вам не помогут волшебные пилюли типа «полностью легального бизнеса, который почти совсем не платит налогов». Мы не предлагаем приделать «пятое колесо к телеге», вроде искусственного дробления бизнеса, наивно полагая, что после этого быстрее поедет.

Только вдумчивый кропотливый труд. На основе нами разработанных и опробованных методик. Как всегда с иллюстрациями из нашей лучшей практики.

Каждый может построить выдающийся бизнес!

 


Налоговая "уступка": передайте право требования по кредитам и оптимизируйте налоги 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа недавно рассмотрел налоговый спор  между ОАО «СКБ-банк» и налоговой инспекцией на сумму 50 400 765 руб. 60 коп. О наиболее интересных эпизодах и обстоятельствах указанного дела и пойдет речь в сегодняшней рассылке.

По обстоятельствам дела, в 2009 году «СКБ-Банк» (далее – Банк) уступил ООО «Авантаж» (далее – Общество) права требования к заемщикам по выданным Банком кредитам на сумму 742 241 872 рублей. В связи с тем, что договоры Банк расторг договор с заемщиками в одностороннем порядке из-за нарушения срока оплаты задолженности, Банк признал в составе внереализационных расходов убыток, образовавшийся в результате реализации за 479 050 000 рублей «Авантажу» прав требования по договорам (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 279 НК РФ). Согласно указанной норме, налогоплательщик (Банк) вправе поставить себе в убыток отрицательную разницу между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного права по договору уступки. Данный убыток подлежит включению в состав внереализационных расходов налогоплательщика.

Однако налоговый орган счел действия налогоплательщика неправомерными, указав, что Банк получил необоснованную налоговую выгоду, а именно:

- операции по переуступке долга Обществу, по мнению налоговиков, были совершены без намерения создать соответствующие ей правовые последствия в виде получения денежных средств с нового кредитора и передачи ему документов, необходимых для реализации прав кредитора;

- Общество – новый кредитор – было создано не с целью получения прибыли и осуществления реальной предпринимательской деятельности, а с целью оформления дебиторской задолженности Банка на контролируемое юридическое лицо;

- совершение сделки по переуступке долга не было обусловлено целями делового характера, а направлено исключительно на формирование недостоверной отчетности для контролирующих органов и изменения режима налогового учета доходов и расходов по банковским операциям кредитования населения.

По мнению налоговой службы,  сделки между «СКБ-банком» и «Авантажем» являлись мнимыми, так как фактически права (требования) не передавались: документы, подтверждающие образование задолженности, новому кредитору не передавались, «Авантаж» персонифицированный учет долговых обязательств не вело, действий, направленных на взыскание задолженности, не совершало и совершить не могло в связи с отсутствием необходимых трудовых ресурсов и специалистов.
Безусловно, понятны истоки «сомнений» налоговой инспекции, которые не могут не натолкнуть на определенные размышления о реальности хозяйственных связей и взаимозависимости указанных лиц.

Однако суды трех инстанций отклонили доводы налогового органа о наличие взаимозависимости между Банком и Обществом ввиду недоказанности влияния Банка на финансово-хозяйственную деятельность Общества.

При этом, следуя логике суда,  наличие взаимозависимости между указанными лицами само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, «если в действиях этих лиц не установлены признаки правонарушений, установленных налоговым законодательством, явившихся результатам такой взаимозависимости».

Из пояснений «СКБ-Банка»: «в связи с кризисом 2008 года для снижения издержек, повышения ликвидности банк был вынужден минимизировать расходы на оплату труда и провести сокращение штатов, в связи с чем, возникла необходимость изменения механизма работы с просроченной задолженностью, в том числе с учетом работы с разными коллекторскими агентствами. В результате оценки экономической целесообразности, необходимости увеличения оборотных средств, Банком принято решение уступить значительную часть просроченной задолженности коллекторским агентствам, с максимальным получением прибыли. При этом экономическая целесообразность сделок проявилась в получении в моменте денежных средств, «очищение» кредитного портфеля от обязательств, сроки исполнения которых нарушены, с целью сохранения и поддержания деловой репутации, снижения трудозатрат, расходов на госпошлину».

Суды поддержали позицию Банка и разъяснили следующее. Целью заявителя (Банка) являлось получение дохода за счет оптимизации функционирования при осуществлении реальной экономической деятельности. Использование механизмов, предусмотренных гражданским законодательством (уступка) при определенных условиях может быть экономически выгодным для организации. Вместе с тем, обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала; экономически оправданными могут признаваться и затраты, не влекущие немедленный эффект в виде увеличения дохода.

Кроме того, в полномочия налоговых органов «входит лишь контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не вменение им доходов исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического эффекта с меньшими затратами».

Хотелось бы отметить, что данное дело является наглядным примером того, как грамотное и разумное использование гражданско-правовых инструментов с одновременной осведомленностью о налоговых последствиях  внедрения и применения последних помогает выстроить свою позицию и обезопаситься на случай спора с налоговой инспекцией.

 

P.S.: в споре с участием «СКБ-Банка» и налоговой службы был и другой примечательный эпизод. Как указывали налоговики, в нарушение ст.259 НК РФ ( в ред.2008г.) и ст.258 НК РФ (в ред.2009г) банк необоснованно включил в расходы амортизационную премию с сумм капитальных вложений в арендованные объекты основных средств.

По мнению налогового органа, передача неотделимых улучшений арендованного имущества, осуществляемая на безвозмездной основе, является объектом обложения НДС. Следовательно, Банк по окончании действия договора аренды должен был исчислить сумму НДС со стоимости неотделимых улучшений в арендованные помещения.

Понимая всю абсурдность ситуации, суд, обратившись к вопросам гражданско-правового характера о возникновении вещных прав и смыслу ст. 39 НК РФ признал доводы налогового органа не соответствующими законодательству.

Из обоснования суда: «В рассматриваемом случае не возникает реализации в смысле передачи результатов выполненных работ одним лицом для другого, как это определено ст. 39 НК РФ, поскольку Банк не выполнял работы по улучшению арендованного имущества для арендодателя, а делал это с целью поддержания в надлежащем техническом состоянии и использования по назначению…Законом предусмотрено возникновение права собственности у арендатора только на отделимые улучшения. Право же собственности на неотделимые улучшения у арендатора не возникает, поскольку арендуемое помещение с неотделимыми улучшениями представляет собой единое целое – неделимую вещь, имеющую собственника – арендодателя».

Следовательно, стоимость неотделимых улучшений не образует самостоятельный объект налогообложения НДС.

Обсудить материал с автором...

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH

 


 

Бизнес-курс

27 - 29 сентября 2012 года

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! ВСЕ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

налоговая нагрузка, имущественная безопасность и эффективность управления 

 

3-х дневное погружение в проверенные методики,

лучшая практика 5 авторов - консультантов Центра taxCOACH®, а также эксперта в области кадровой безопасности бизнеса

 

Для кого этот бизнес-курс?

Вы собственник или руководитель среднего бизнеса. Возможно финансовый директор, бухгалтер или юрист.

 

В чем проблема?

Вам нравится ваша компания. Она обладает уже тем масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок. Может иметь приличный кредитный портфель. Возможно ведет собственные разработки. Клиенты есть и выручка растет...

...но откуда тогда, скажите, у вас смутное беспокойство и почему не покидает тревога за завтрашний день бизнеса?

 

Что не так?

Что вам чаще всего рассказывают, например, о налоговой оптимизации? Обычно все сводится к одному и тому же. К якобы существующим волшебным пилюлям типа «полностью легального бизнеса, который почти не платит налогов». Или пытаются навязать вам «пятое колесо к телеге», вроде искусственного дробления бизнеса. Совершенно очевидно - бизнес от этого быстрее не поедет.

Подход к налоговой нагрузке только как к управляемым издержкам дает лишь краткосрочный эффект, увеличивая риски в управленческой сфере и ставит под угрозу целостность бизнеса. В итоге ваша тревожность только растет. 

 

Ответы на какие вопросы мы планируем дать в рамках бизнес-курса?

1. Как безопасно снизить налоговую нагрузку, чтобы она не мешала развитию бизнеса? Важно? Несомненно.

2. Как следствие. Если оптимизируем, значит растут налоговые риски, ими надо управлять и пресечь уголовное преследование. Особенно если ваш бизнес завязан на откаты.

3. Какими способами удовлетворить интересы и потребности собственников бизнеса? Что называется, в нужное время и в нужной форме.

4. Есть два десятка причин, почему бизнесом надо владеть скрыто. Вопрос: как и когда это реализовать? Как анонимно управлять финансами отдельных компаний?

5. Надо уметь фиксировать договоренности между со-собственниками не только «по-пацански», но и обеспечить защиту интересов каждого из них?

6. Из чего складывается надежная защита имущества и целостности бизнеса? Это принципиально важно. Особенно в разрезе необходимости передачи полномочий наемному менеджменту без ущерба интересов собственников.

7. Один из самых болезненных вопросов: как построить оптимальную внутреннюю структуру для достижения выдающихся результатов? Но мало того. Как к этому прикрутить систему мотивации и соединить все это с юридической структурой?

8. Как инструменты IT-безопасности помогут вам реализовать налоговую оптимизацию.

9. Как недорого и быстро выявлять «крыс на корабле» - сотрудников, способных  на нелояльные поступки или уже их совершившие.

Причем это все вопросы взаимоувязанные. Решать их надо комплексно.

 

А что на выходе? Каков результат?

Конечно, решиться на системные изменения в бизнесе даже сложнее, чем разобрать хлам на балконе или бросить курить. Но, разгрузив бизнес, вы добавите ему эффективности до 2 раз больше.

Откуда у нас такая уверенность?

Мы ежегодно вкладываем не менее 25 000 часов труда в развитие, в налоговую безопасность и защиту собственности среднего бизнеса. Только с проверенными на опыте методиками и примерами лучшей практики реализации вы и познакомитесь на 3-х дневном бизнес-курсе.

 

Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса" состоится 27-29 сентября.

Место проведения: Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, 6 этаж, конференц-зал 601 (бизнес-центр "Вознесенский")

 

Зарегистрироваться прямо сейчас и получить более подробную информацию Вы можете, позвонив нам

(343) 342-02-02

Ксения Козинская, +7 (922) 02-50-661

Алексей Охлопков, +7 (922) 21-36-077

Подробности читайте на нашем сайте: www.taxcoach.ru


В избранное