Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности:Ответственность за налоговые преступления: новые долгожданн


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Ответственность за налоговые преступления: новые долгожданные изменения

Вступившие в силу с 01.01.2010г. изменения касающиеся ответственности за совершение налоговых преступлений вызвали широкий общественный резонанс и большое количество вопросов в правоприменительной практике, в т.ч. вопросов о возможности возбуждения уголовного дела без проведения соответствующей проверки налоговым органом. И вот, по истечении 2-х лет противоречивой правоприменительной практики, государство решило уточнить свою позицию по данному вопросу: соответствующий законопроект был внесен Президентом РФ Дмитрием Медведевым на рассмотрение Государственной думы.

Действительно, после внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России в конце 2009г., касающихся ответственности за налоговые преступления, многие СМИ и специалисты в области налогового права заявляли о том, что возбуждение уголовного дела по статьям, предусматривающим ответственность за совершение налоговых преступлений, будет возможно только после проведения проверки налоговым органом и вынесения им решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Об этом же собственно говорилось и в тексте пояснительной записки к законопроекту, внесшему данные изменения.

Однако дальнейшая правоприменительная практика показала, что для таких утверждений нет абсолютно никаких правовых оснований: правоохранительные органы продолжили возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, не дожидаясь появления решения о привлечении к ответственности. Мотивировали они свои действия тем, что изменений относительно поводов и оснований для возбуждения уголовных дел по налоговым составам в УПК РФ никто не вносил. Следовательно, в случае выявление любых обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления (а не только появление решения о привлечении налогоплательщика к ответственности) следователь не только вправе, но и обязан принять решение о возбуждении уголовного дела.

И вот, наконец, законодатель вроде бы решил исправить свою недоработку – на прошлой неделе соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» был внесен Президентом РФ в Государственную думу. Как отмечается, на официальном сайте Президента РФ законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений по итогам встречи Президента с судьями областных, городских и районных судов 26 июля 2011 года.

Так, ст.140 УПК РФ предлагается изменить, указав в ней, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (статьи 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Иными словами, законодательно не допускается возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям до проведения проверки налоговым органом и вынесения решения о привлечении к ответственности.

К слову сказать, в большинстве регионов РФ де-факто привлечь виновных лиц к уголовной ответственности за совершение налогового преступления без наличия соответствующего решения налогового органа правоохранителям не удавалось и на протяжении 2010-2011г.г.. Причиной тому, позиция судов о том, что в отсутствие решения о привлечении налогоплательщика к ответственности обвиняемый лишен предоставленного ему с 01.01.2010г. права не быть привлеченным к уголовной ответственности, уплатив налоги, пени и штрафы в размере, установленном решением налогового органа о привлечении к ответственности. Таким образом, внесенные Президентом поправки, по сути, приводят действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой.

Этим же законопроектом предлагается и внесение изменений в 241 УПК РФ. Изменения в этой части будут касаться не только налоговых составов, а всех преступлений в сфере экономической деятельности. Смысл поправок заключается в том, что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Мотивировочная часть решения суда с описанием фактических обстоятельств совершения преступления будет являться закрытой по аналогии с рассмотрением дел о шпионаже и государственной измене. С одной стороны это, бесспорно, призвано обеспечить защиту интересов граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, с другой может сделать судебную практику по таким делам абсолютно непрозрачной.

В общем и целом поправки, безусловно, можно оценить как положительные, а вероятность их принятия, учитывая появление поправок в преддверии предстоящих выборов в Государственную думу, - достаточно высоко. А вот то, насколько они будут рабочими, а не декларативными (как случалось уже не раз) покажет время.

Вадим Ягудин

Обсудить материал с автором... 

 

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности

 

 

  


22-24 сентября 2011 г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-КУРС 

АРХИТЕКТУРА НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Полностью переработанная, обновленная на основе
последних изменений законодательства и
новейшей консалтинговой практики 2011 года Центра taxCOACH®

с учетом пожеланий слушателей [1] - в новом 3-х дневном формате

1

СПЕШИТЕ!

КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ОГРАНИЧЕНО!

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

День 1 (22 сентября 2011 г.)

Раздел I. Структура организации. Как оргструктура связана с вопросами налоговой, имущественной и управленческой безопасности.

Авторы-ведущие: Савин Ярослав Геннадьевич, Новоселова Валентина Викторовна

Раздел раскрывает атипичный для российского среднего бизнеса подход к оптимизации бизнеса. Вместо "натягивания" схем налоговой минимизации на работающий бизнес, предлагается противоположная концепция. Инструменты налоговой оптимизации (налоговые режимы, договорное моделирование и разделение бизнес-функций между несколькими юридическими субъектами для максимального экономико-налогового эффекта) должны "подкладываться" под существующие бизнес-процессы, снижая различия между действительностью и тем, что предъявляется контролирующим органам. Таким образом, требуется детальное изучение основных особенностей и ключевых компетенций бизнеса и, кроме того, повсеместное решение задач, обеспечивающих имущественную и управленческую безопасность, поскольку применение инструментов налоговой оптимизации в обратной ситуации, по убеждению автора, ставит под угрозу сам факт существования бизнеса, что недопустимо. Материал носит одновременно концептуальный и практический характер.

Кроме того, задачи имущественной и управленческой безопасности, в отличие от налоговой оптимизации, не так очевидны для руководителей. Риски - понятны, а задачи, которые могут решаться, не осознаваемы ввиду неосязаемости с точки зрения прямого сиюминутного финансового результата. В консалтинговой практике встречаем чаще всего понимание, что проблемы есть, но задачу сформулировать руководство или собственники бизнеса затрудняются.

Завершается раздел обсуждением «правового контекста» налоговой безопасности на НЕюридическом языке.Программа:

1. Структурирование бизнеса: налоговая оптимизация и сопряженные задачи. Имущественная и управленческая безопасность: ключевые риски.

2. Имущество в бизнесе: консолидация имущества и его дробление. Общая собственность. Партнеры в бизнесе и множественность собственников.

3. Элементы системы налоговой безопасности: клиенты и их потребности, организация и ее структура, система управления, организационно-правовые формы, товарно-денежные потоки, договорные конструкции, режимы налогообложения.

4. Правовой контекст: необоснованная налоговая выгода, деловая цель.

5. Взаимозависимость с 2012 года: новая глава НК РФ

Раздел II. Инструменты построения системы налоговой, управленческой и имущественной безопасности бизнеса

Авторы-ведущие: Савин Ярослав Геннадьевич, Тайшина Анастасия Владимировна

Для бизнеса с оборотом от 100 млн. до 1.5 млрд в год характерно создание групп взаимозависимых компаний, среди которых особенно выделяются "Хранитель активов" и "Управляющая компания". Последняя, чаще всего, используется для создания субъекта с выгодным режимом налогообложения в целях консолидации денежных средств, заработанных опреационными компаниями. Однако функции УК этим не ограничиваются. С учетом концепции единства вопросов налоговой, имущественной и управленческой безопасности разберем неочевидные инструменты использования УК в среднем бизнесе. Кроме того, желание создать денежный поток в сторону УК натыкается на ряд существенных вопросов, наиболее острый из которых обоснованность цены услуг УК. Обсудим налоговые риски различных подходов к решению данного вопроса.

Эта часть дополнена также обсуждением редко применяемых инструментов: совет директоров и соглашение акционеров. В разрезе среднего бизнеса.

Договорные связи как внутри круппы компаний, так и в отношениях с внешним миром, умноженные на режимы налогообложения, как раз и являютсся звеном, определяющим возможности налоговой экономии. В то же время "надуманность" этих связей, невозможность пояснить "деловую цель" тех или иных договорных конструкций наносят непоправимый вред вопросам налоговой безопасности, делая риски неуправляемыми. Количество договоров, позволяющих извлекать налоговую выгоду, ограничено, однако их комбинации - бесконечны. При структурировании бизнеса необходимо научиться "нанизывать" необходимые инструменты на стержень основных бизнес-процессов компании, не забывая и о возможностях налоговой экономии, и о вопросах имущественной и управленческой безопасности.

Кроме того, ряд договорных инструментов, таких как простое товарищество или договор доверительного управления имуществом, например, представляют сложность даже для юристов, не говоря уже о собственниках и финансовых руководителях. Да что скрывать, даже разнообразынй консалтинговый опыт последних лет позволяет постоянно открывать для себя все новые и новые нюансы.

Основные инструменты рассматриваются не сами по себе а в разрезе выделения тех или иных функций (производство, снабжение, сбыт, склад и т.п.) в группе компаний. Среди ключевых инструментов для разбора: договор подряда иждивением заказчика (переработка из давальческого сырья); агентский договор, простое товарищество, договор управления эксплуатацией нежилого фонда, договор доверительного управления, оказание услуг склада, аренда.Программа:

1. Авторская концепция «Интервальных тренировок бизнеса». Группа компаний - основа для налоговой оптимизации. Совершенство треугольника: стратегия, структура, внешняя среда.

2. Управляющая компания: функции, возможности и инструменты. Как с помощью УК можно отрегулировать отношения сособственников: по поводу имущества, дивидентов, степени участия в бизнесе и осуществления контроля. Стоимость услуг УК и налоговые риски.

3. Соглашения акционеров и другие способы бесконфликтного сосуществования собственников.

- Нормативные способы закрепления «джентльменских» соглашений сособственников бизнеса: от правового института «дополнительных обязанностей» участников ООО до акционерных соглашений в российском и зарубежном праве.

- «Неуставные» отношения: риски стандартного Устава компании и способы их устранения. Как создать эффективную систему защиты от вхождения в бизнес нежелательных третьих лиц.

 4. Совет директоров как уникальный инструмент управленческой безопасности для среднего бизнеса.

- Эффективность Совета директоров для ООО и для группы компаний в целом (на примерах из практики).
- Как организовать систему сдержек и противовесов.
- Независимые члены Совета директоров.

5. Инструменты эффективного использования имущества и способы обеспечения имущественной безопасности. А также базовые возможности применения иностранных компаний и использование трастов.

6. Дробление бизнеса: примеры выделения отдельных функций внутри группы компаний. Применение договорных инструментов налоговой оптимизации и их увязка с бизнес-процессами оптимизируемого бизнеса. Практические и юридические нюансы (на примерах готовых моделей бизнесов).

7. Детали применения особо сложных конструкций: простое товарищество (налоговая оптимизация и классный управленческий инструмент).

8. Способы повышения официальной заработной платы без увеличения налоговых отчислений (на примере разработанного для клиента комплекса мер). Точечная оптимизация социальных взносов с 2012 года.

День 2 (23 сентября 2011 г.)

Раздел III. Старый добрый вексель.

Автор-ведущий: Новоселова Валентина Викторовна

Вексель, используемый в России как денежный суррогат в конце 90-х - начале 2000-х, к нашему сожалению, весьма неоправданно забыт. Причем основательно. Между тем его возможности в части налоговой оптимизации очень разнообразны. Однако для эффективного применения векселя руководителям требуется хорошо усвоить его (векселя) правовую природу, что бывает не под силу даже юристам. Но мы это поправим.

Очень славный раздел, сочетающий правовые материи и легкость повествования. Больше того, материал в виде наглядных моделей иллюстрирует конкретные приемы использования векселя с учетом комфортных налоговых последствий.Программа:

1. Что такое вексель? Необходимый теоретический минимум.

2. Вексель как инструмент системы налоговой безопасности в группе компаний: возможности и ограничения.

3. Налогообложение операций с использованием векселей: как сэкономить?

Раздел IV. Как новую модель бизнеса заставить работать. Реорганизация бизнеса.

Авторы-ведущие: Савин Ярослав Геннадьевич, Тайшина Анастасия Владимировна

При структурировании бизнеса недостаточно разработать будущую модель. Кроме будущности, необходимо иметь четкий план перехода от состояния "сейчас" к тому самому счастливому будущему.

На этом этапе руководителей бизнеса подстерегает сразу несколько ключевых проблем. Вот лишь некоторые из них:

1. Перемещение имущества в целях его консолидации в безопасном субъекте (т.н. Хранитель активов) обычными способами не обходится без необходимости уплачивать НДС и налог на прибыль. Учитывая, что мы перемещаем имущество из своего кармана в свой же - это по меньшей мере несправедливо. Возможностей сделать это безналоговыми способами не так много и некоторые из них (ввиду агрессивного использования) уже засветились в налоговых органах. Таким образом, перед нами стоит задача не только подобрать удобный инструмент, но и найти заведомое объснение его использования без намека на налоговую выгоду (поскольку обратное незаконно);

2. Реорганизационные процедуры при структурировании могут преследовать своей целью не только перемещение имущества, но также устранение ранее накопленных "шлейфов" налоговых рисков с опреационных компаний, особенно, если накоплена определенная репутация на рынке и невозможно юридическое лицо просто "бросить";

3. При структурировании все действия и мероприятия, связанные с созданием новых субъектов, ликвидацией старых, реорганизацией, перемещением персонала и имущества из одного субъекта в другой и т.п. должны быть согласованы между собой. Между тем, есть ряд законодательных ограничений, регулирующих сроки осуществления этих процедур.

Завершает раздел сугубо практический материал о возможности трансформации бизнеса в зависимости от организационно-правовых форм: ООО или АО. Что можно сделать и чего нельзя. На что обратить внимание, если работа ведется с АО (на основе специально разработанной табличной модели реорганизации в АО).

Программа:

1. Так сколько же субъектов нам все-таки необходимо? Перераспределение персонала и зон ответственности. Руководитель для нового субъекта: быть или не быть.

2. Реорганизация как способ решения ряда частных вопросов: от необходимости повышения закрытости компании до безналоговой передачи имущества. Налоговое и гражданское правопреемство. Ликвидация «лишнего».

3. Подготовка плана реорганизации. С чего начать? Подводные камни реорганизационных процедур. Разработка новых связей на основе договоров: требования и возможности. Маховик изменений: как преодолеть внутреннее сопротивление.

День 3 (24 сентября 2011 г.)

Раздел V. Выездные налоговые проверки: взгляд изнутри

Автор-ведущий: Ягудин Вадим Талгатович

В настоящее время в открытом доступе имеется много информации о порядке проведения выездных налоговых проверок, о способах выявления налоговых правонарушений.

Однако данная информация анализируется с позиции налогоплательщика, соответственно, уделяется много внимания тому, как вести себя в ходе проведения выездной налоговой проверки, как обжаловать решения и действия сотрудников налогового органа. 

Автор-ведущий анализирует данную информацию с позиции налогового органа: как мыслят проверяющие, что ищут проверяющие, как ищут (методы, способы), чем пугают налогоплательщиков?

Данная информация позволит вам предугадывать действия проверяющих, а также понимать их и говорить с ними на одном языке. Даже если ваши позиции будут кардинально различаться, поняв суть претензий, Вам будет легче построить линию защиты.

Программа:

1. Формирование плана выездных налоговых проверок. Основные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проверок. Каковы ваши шансы?

2. Использование налоговыми органами с целью выявления налоговых правонарушений различных информационных баз данных (ПИК «ЭОД - местный уровень»; ПИК «ВНП-отбор»; ПИК «Однодневка» и т.п.).

3. Что ищут проверяющие в ходе проведения выездной налоговой проверки в первую очередь? Чему уделяется повышенное внимание? Чем пугают налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки?

4. Наиболее эффективные способы выявления налоговых правонарушений (опросы, осмотр, выемка, инвентаризация). Использование проверяющими аудио- и видео- техники.

5. Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов. Кто, что и как проверяет?

Раздел VI. Стратегия и тактика защиты налогоплательщика до, во время и после проверки.

Автор-ведущий: Ягудин Вадим Талгатович

Вы узнаете то, о чем не говорят на обычных семинарах по налоговой тематике:
- Как безопасно использовать в своей деятельности «вспомогательные» компании?
- Как оперативно проверить контрагентов и минимизировать риски сотрудничества с ними?
- Что такое налоговое айкидо, или как научиться избегать налоговых войн?
- Как, имея неосторожность сотрудничества с «фирмами-однодневками», «выйти сухими из воды» (без доначислений НДС и налога на прибыль)?
- Как абсолютно легально договориться с налоговым органом во досудебном порядке?
- Как заключить «мировое соглашение» с налоговым органом в арбитражном суде?
- Как убедить налоговый орган или суд в обоснованности извлечения налоговой выгоды и реальности осуществления хозяйственных операций?

! Важная особенность: абсолютно все рассматриваемые автором-ведущим приемы и способы защиты налогоплательщика многократно опробованы им на практике. В подавляющем большинстве случаев их использование позволило налогоплательщикам одержать убедительную победу в налоговом споре, а иногда и вовсе не допустить возникновения спорной ситуации.

Программа:

1. Как вести себя до проверки. Принцип убегающей и догоняющей толпы. Как минимизировать налоговые риски при выборе контрагента / сервисной компании? Минимизация рисков при оптимизации «зарплатных» налогов и взносов. Обеспечение IT-безопасности - залог «спокойного сна» налогоплательщика.

2. Как вести себя во время проверки. Что и как говорить проверяющим. «Реанимация» контрагентов и «номиналов». Обеспечение возможности проведения «встречных» проверок. Подготовка к опросам и допросам сотрудников и иных лиц. Как относительно законным способом получить оперативную информацию о ходе проведения проверки.

3. Досудебное урегулирование спора. Возражения на акт проверки: о чем стоит говорить, а о чем лучше умолчать. Как легально «договориться» с налоговым органом до вынесения решения. Обжалование в вышестоящий налоговый орган: используем время с умом.

4. Обжалование результатов проверки в арбитражном суде. На чем необходимо сосредоточиться. «Мировое» соглашение с налоговым органом в суде. Решения арбитражного суда как гарантия непривлечения к уголовной ответственности. Стратегия и тактика защиты по спорам, связанным с необоснованной налоговой выгодой. Доказывание обоснованности использования налоговой выгоды, в т.ч. по «зарплатным» налогам (из практики налогового консультирования и представительства в налоговых органах и судах).

5. Обеспечительные меры по налоговым спорам. Какие заявления о принятии обеспечительных мер удовлетворяют арбитражные суды? Снижение размера ответственности: стратегия и тактика.

Раздел VII. Уголовная ответственность за налоговые преступления. Основания, практические особенности порядка выявления, привлечения и защиты.

Автор-ведущий: Прокопив Сергей Владимирович, эксперт по уголовному преследованию в сфере экономики и налогообложения, Член президиума Коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов», председатель ревизионной комиссии Адвокатской палаты Свердловской области, адвокатский стаж - 10 лет

Россия - силовая страна. Вести бизнес здесь можно, только если Вы готовы отстаивать созданное своими руками.

Угодить под пристальное внимание налоговых «силовых» структур может каждый руководитель или собственник бизнеса.

Причиной может быть все, что угодно: завистливые партнеры, агрессивные конкуренты, недобросовестные поставщики и подрядчики, а также бывший супруг.

Кроме того, в программе есть все, что вам нужно знать о самой плачевной стороне агрессивной налоговой оптимизации.Программа:

1. Уголовно-правовая характеристика составов налоговых преступлений. Практические вопросы квалификации.

2. Выявление налоговых преступлений: теория и практика.

- Виды проверок и как их различать. Когда привлекать специалистов для защиты.
- Полномочия «силовиков»: понятие, процедура и последствия их проверок. Права организаций и физических лиц.
- Взаимодействие налоговых органов и полиции.
- Правовые последствия «полицейских» и налоговых проверок.

3. Возбуждение уголовного дела: кто, как, когда и почему.

4. Проверка и расследование: как их различать, правовой статус субъекта, типичные ошибки.

5. Ход расследования и его результаты. Смириться или противостоять?

6. Уголовно-правовое значение изменений налогового законодательства.


Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...


 

Узнать стоимость и получить более подробную информацию Вы можете, позвонив нам прямо сейчас:
Екатерина Буркова - (343) 342-02-02, внутренний 508, +7-929-219-99-62, burkova@taxcoach.ru

Cелюнина юлия - (343) 342-02-02, внутренний 506, yulia@taxcoach.ru

http://www.taxcoach.ru/


В избранное