Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности от 22.02.2011г. Рассылка №79 (283)


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Отмена ЕНВД с 2014 года: «подарок» к олимпиаде?

09 февраля в Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий исключение с 01 января 2014 года из перечня специальных налоговых режимов единого налога на вмененный доход. Слухи об отмене ЕНВД ходят давно. Еще летом прошлого года Минфин РФ разместил на своем сайте законопроект для публичных обсуждений, которые, видимо, все же сыграли определенную роль, поскольку в конечном варианте проект закона немного отличается от первоначального.

Полный отказ от ЕНВД предлагается провести в несколько этапов:

Во-первых, установить с 1 января по 31 декабря 2012 года для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м. и для оказания услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м., ограничение по среднесписочной численности работников до 50 человек. Отметим, что первоначальный вариант законопроекта предполагал предельную численность работников в количестве 15 (!) человек. 

Во-вторых, с 1 января 2013 года указанные виды деятельности будут исключены из перечня видов деятельности, подпадающих под ЕНВД. 

И, наконец, с 1 января 2014 года глава 26.3 (ЕНВД) будет изъята из части второй Налогового кодекса. 

Этим же законопроектом исключительно для индивидуальных предпринимателей предлагается установить добровольный специальный налоговый режим – «Патентная система налогообложения». 

Нельзя сказать, что «Патентная система» вводится взамен ЕНВД: возможность получения патента юридическими лицами законопроектом не предусмотрена, налоговая ставка, порядок определения размера налога и т.п. отличны. Но очевидное сходство новой системы с ЕНВД все же есть: и там и тут налоговая база определяется как денежное выражение возможного дохода. 

Хотя и новой патентную систему назвать сложно. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента регулируется статьей 346.25.1. НК РФ, за счет расширения положений которой и предполагается выделить самостоятельный налоговый режим. 

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его целью является «стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента». По всей видимости, главным «стимулом» и является отмена ЕНВД. 

Отмена «вменёнки», возможно, и приведет к увеличению численности ИП «на патенте», но все же большая часть ЕНВДшников (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) будет вынуждена либо перейти на ОСНО, либо на УСН (а это в любом случае влечет значительное увеличение налогового бремени), поскольку патентная система рассчитана уж на совсем «малое» малое предпринимательство. 

Несмотря на то, что представленный в Думу законопроект все же предусматривает возможность получения патента на осуществление розничной торговли и услуг общественного питания (в первоначальном варианте этого не было), установленное ограничение площади торгового и зала обслуживания посетителей составляет 10 кв.м. Кроме того, законопроектом хоть и предусмотрено увеличение предельной численности наемных работников для ИП по сравнению с действующими положениями ст. 346.25.1. НК РФ (5 человек), но только до 10. Таким образом, отмена «вмененки» в первую очередь нанесет существенный удар по маленьким магазинчикам и кафе, что в конечном итоге отразится на сотрудниках (сокращения штатов, снижение размера официальной зарплаты) и покупателях (рост цен).

Общественная оценка законопроекта неоднозначна: кто-то высказывает «благодарность» правящей партии за лоббирование интересов крупных торговых «сетевиков» по уничтожению небольших магазинов, кто-то расценивает отмену ЕНВД как необходимую меру, поскольку непонятно, почему организации с разными оборотами платят одинаковые суммы налога. Хотя и при патентной системе величина налогового бремени в зависимость от масштабов бизнеса не ставится. 

Мы полагаем, что отмена ЕНВД вызвана утратой государством контроля над финансовыми потоками «вмененщиков» и, как следствие, ростом уверенности в том, что его (государства) «доля» в таком бизнесе может быть значительно больше. 


Обсудить тему с автором...


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

 


В избранное