Наша организация помимо основной деятельности издает и реализует тематический журнал и собирается бесплатно распространять некоторое количество экземпляров в качестве презентов и сувениров на различных мероприятиях. Как правильно классифицировать данные расходы, каким будет бухгалтерский и налоговый учет?
Рассмотрим несколько ситуаций, в которых у организации может возникнуть необходимость бесплатно распространить некоторое количество экземпляров журнала.
Журналы будут распространяться на деловых переговорах среди приглашенных. Однако, с точки зрения бухгалтерского и налогового учетов, данные расходы не могут быть отнесены к представительским.
Перечень данных расходов, определенный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 26н включает расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно - зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации. Данный перечень закрытый и отнесение затрат предприятия по вручению сувениров и презентов к представительским расходам законодателем не предусмотрено.
Что касается налогового учета, то глава 25 НК РФ (п.2 ст.264) также не позволяет отнести к представительским расходы по презентации сувениров. К данным расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам также относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков,
не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Как видно, перечень представительских расходов для целей налогообложения также закрытый и не позволяет отнести к таковым сувениры и презенты.
Поэтому в бухгалтерском учете списание распространенных при приеме представителей других организаций в качестве презентов и сувениров отражается проводкой Дебет 91-2-Кредит 43 по фактической производственной себестоимости. Данный расход не будет учитываться в целях исчисления налога на прибыль.
В целях исчисления налога на добавленную стоимость операция по такому распространению признается передачей товаров для собственных нужд (пп.2п.1 ст.146 НК РФ). При этом в налоговом периоде, в котором проводилось данное мероприятие, в соответствии с п.1 ст.159 НК налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), переданных для собственных нужд, исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен и без включения в них налога и налога с продаж, то есть налоговая база должна быть исчислена исходя из применяемых в прошлом отчетном периоде продажных цен на журнал. Начисление налога отражается записью Дебет 91-1 Кредит 68.
Вычет налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для изготовления распространенных таким образом журналов, производится в общеустановленном порядке и отражается в бухгалтерском учете записью Дебет 68-Кредит 19.
Журнал распространяется в рамках рекламной кампании
В этом случае журнал должен распространяться среди неопределенного круга лиц. При этом, стоимость сувениров, призов относится на расходы, учитываемые в целях налогообложения как расходы по рекламе, а обороты по передаче во время проведения массовых рекламных кампаний не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В бухгалтерском учете передача журнала отражается записью Дебет 44-Кредит 43. Если организацией не используется счет 44, то допустимо использование счета 90-2. Однако методологически более верным является первый вариант. Налог на рекламу будет начисляться записью Дебет 91-2 Кредит 68 (при обоих вариантах отражения передачи продукции).
Журнал передается безвозмездно в целях, не обозначенных выше
В этом случае в соответствии с пп.16 ст.270 НК РФ расход по передаче (в данном случае стоимость переданных журналов) не учитывается в целях налогообложения. Передача в бухгалтерском учете будет отражена записью Дебет 91-2-Кредит 43.
Согласно пп.1 п.1 ст.146 такая передача признается объектом налогообложения по НДС. При этом в соответствии с п.2 ст.154 налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен. Начисление НДС отражается записью Дебет 91-2-Кредит 68.
При этом, цели безвозмездной реализации журнала следует определить внутренним документом предприятия (приказ руководителя или другого лица, в компетенцию которого входит решение подобных вопросов).
еженедельная общероссийская газета для юристов и бухгалтеров
Расходы на упаковку
При реализации продукции у организации возникают расходы, связанные с ее сбытом. К ним, в частности относятся расходы на упаковку. От выбранного метода учета таких расходов будет зависеть финансовый результат и налогообложение прибыли.
Резерв на гарантийный ремонт
Правила учета резерва на гарантийный ремонт в бухгалтерском и налоговом учете предприятия различаются.
Деньги вместо отпуска
Как и раньше, при увольнении работника неиспользованный отпуск можно компенсировать деньгами. Но Трудовой кодекс ввел новшество - разрешил заменить часть отпуска денежной компенсацией и без увольнения. Для каких категорий работников это допускается, как рассчитать размер компенсации, какими документами оформить замену?