ИРИПа больше нет
С апреля 2002 года прекращается публикация индекса инфляции (ИРИП), который был необходим бухгалтерам для индексации стоимости основных фондов и иного имущества при их реализации. Об окончании
публикации ИРИПа Госкомстат России оповестил общественность в своем Сообщении от 05.04.02.
В сущности, отменив публикацию индекса инфляции, статистики "догнали" наконец-то 25-ю главу НК РФ, которая является главной причиной отмены самого ИРИПа, использовавшегося при налогообложении прибыли.
Кстати, вслед за вступлением в силу 25-й главы в феврале 2002 года было отменено и постановление Правительства РФ от 21.03.96 N 315, которое определяло порядок исчисления этого индекса инфляции.
А все дело в том, что согласно ст. 268 НК РФ, с 2002 года изменился порядок реализации основных фондов и иного имущества предприятий: теперь не нужно производить корректировку налогооблагаемой базы на
индекс инфляции.
Напомним, что до 2002 года согласно пункту 4 статьи 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогооблагаемая прибыль при реализации основных фондов и иного
имущества определялась как разница между продажной и скорректированной на индекс инфляции первоначальной (или остаточной) стоимостью имущества.
Газета "Учет.Налоги.Право"
МНС исправляет ошибки. В порядке расчета авансовых платежей по ЕСН
На днях МНС России издало приказ с изменениями в недавно выпущенный Порядок заполнения расчета по авансовым платежам. Главное налоговое ведомство внесло техническую правку в порядок заполнения листа 7
расчета, где непосредственно расчет этих авансовых платежей и делается.
Правка очень важная для организаций, которые пользуются льготами по ЕСН по инвалидам (ст. 239 НК РФ). Кроме того, это касается льгот, которые предоставляются некоторым официальным органам
исполнительной власти (ст. 245 НК РФ).
Чтобы разобраться, в чем состоит изменение, скажем несколько слов о его причинах.
Дело в том, что, введя страховой взнос в Пенсионный фонд с 1 января этого года, законодатель установил для него тот же объект и базу, что и для ЕСН. А льгот для взносов в ПФР, аналогичных льготам по
ЕСН, не предоставил. Поэтому у налогоплательщиков, которые пользуются льготами по ЕСН, может возникнуть проблема: сумма взноса в ПФР (который является налоговым вычетом по ЕСН) будет больше суммы
самого налога. В кодексе, кстати, сказано, что такого быть не должно. Об этом четко говорит пункт 2 статьи 243.
Чтобы избежать такой ситуации, МНС в своем Порядке заполнения формы Расчета авансовых платежей по ЕСН указало, что организации, пользующиеся льготами по статьям 239 и 245, сумму налога в федеральный
бюджет должны рассчитывать не по ставке 28 процентов, а по половинной ставке - 14 процентов. Вернее, МНС хотело это указать, но получилось несколько иначе. По ошибке налоговики указали, что нужно
использовать половинную ставку не только по той части ЕСН, которая идет в федеральный бюджет, но и суммам налога, которые предназначены для фонда социального страхования и фондов медицинского
страхования.
Обнаружив ошибку, МНС спешит ее поправить. Ведь последний срок сдачи Расчета авансовых платежей по ЕСН - 22 апреля - уже на подходе. Поэтому обращаем внимание бухгалтеров - половинная ставка для
организаций, пользующихся льготами по ЕСН, применяется только в отношении тех сумм налога, которые идут в федеральный бюджет.
Газета "Учет.Налоги.Право"
Задачка о повышении зарплаты. Депутаты предлагают радикальное решение
Похоже, что правительство, приняв Трудовой кодекс, решило взять паузу в деле реформирования трудовых отношений в стране. Но насладиться заслуженным отдыхом кабинету министров не дают депутаты Госдумы.
Народные избранники со свойственной им горячностью напоминают о том, что на самом деле работы непочатый край. Особенно, по части реформирования заработной платы.
Состояние дел в этой сфере на прошлой неделе обрисовал зампред думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. Статья 133 Трудового кодекса гласит: "минимальный размер оплаты труда... не
может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". А статья 421 напоминает, что "порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы... устанавливаются федеральным
законом". Такой закон до сих пор не принят - в Госдуме прочно застрял принятый депутатами в первом чтении законопроект "О поэтапном повышении минимального размера заработной платы в 2002-2003 годах".
А в нем предусмотрена схема, на которой и теперь продолжают настаивать депутаты. Механизм такой: в текущем году размер МРОТ должен быть установлен в размере 60 процентов от прожиточного минимума, а в
2003 году эти величины должны уравняться. Однако правительство никак не определится, согласно оно на такой алгоритм, или нет. Депутата Исаева подобное положение дел просто возмущает: "Ситуация
безобразнейшая. Когда мы прямо спросили Матвиенко о том, когда МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму, она ответила "Я вам не Павел Глоба".
Негодующие депутаты уже на этой неделе намерены сформировать межфракционную рабочую группу по реформированию заработной платы. Народные избранники займутся не только согласованием законопроекта по
МРОТу, но и реформой Единой тарифной сетки (ЕТС). По мнению депутатов, ЕТС следует отменить. Вместо нее надо ввести три различные тарифные сетки. Каждая будет состоять из шести разрядов. Первая сетка
будет предназначена для ранжирования младшего технического персонала. Вторая - для специалистов "средней руки". И третья - для главных специалистов. При таком разделении, как отметил Исаев, "при
ограниченных ресурсах государства мы могли бы повышать заработную плату там, где это необходимо". Если подобное реформирование ЕТС и произойдет, то трудно сказать, когда конкретно. Вся загвоздка в
правительстве, которое хочет заняться этим не раньше, чем весной 2003 года. Пылкие же депутаты настаивают, что все вопросы по зарплате нужно "утрясти" в этом году.
Газета "Учет.Налоги.Право"
ОПОРный вариант реформы. Малому бизнесу придумали другие налоги
Малый бизнес, который уже долгие годы добивался для себя послаблений в налогообложении, сейчас пребывает в растерянности от чрезмерной активности властей и общественных деятелей всех мастей. Нынче и
дня не проходит, чтобы кто-нибудь из "верхов" не заверил малый бизнес в своей готовности помочь. Только ленивый не отметился своими предложениями по кардинальному улучшению жизни малых предприятий.
Особенно по части налогов.
Тот вариант главы Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения малых предприятий, который совсем недавно рассматривало правительство (см. "УНП" N 12, 2002, стр.2), далеко не единственный.
Нет никакой гарантии, что Госдума примет эту главу в ее нынешнем "правительственном" виде - депутатам есть из чего выбирать. Ведь существуют и альтернативные законопроекты, причем куда более
радикальные. Один из них был разработан Объединением предпринимательских организаций России (ОПОРА). Законопроект так и называется - глава НК РФ "Об упрощенной единой системе налогообложения для
субъектов малого и среднего предпринимательства". Как сказал корреспонденту "УНП" исполнительный директор ОПОРЫ Андрей Насонов, проект разрабатывался с участием Минэкономразвития РФ, и "некоторые из
его положений уже учтены при разработке правительственного варианта".
Основная идея проекта ОПОРЫ, в общем-то, не нова. Предлагается заменить всю совокупность основных налогов одним "упрощенным единым налогом" (в терминологии законопроекта - УЕН). Насколько этот налог
стал бы действительно единым, судить не беремся. Потому как его уплата, по замыслу авторов, не освобождает от обязанности платить налог с продаж, таможенные сборы, акцизы, государственные пошлины,
лицензионные сборы и проч. Кроме того, авторы проекта считают, что состоящие на "упрощенке" организации должны отправлять страховые взносы в Пенсионный фонд - 20 процентов от величины зарплаты каждого
работника.
Организация имеет право перейти на уплату УЕНа при условии, что численность ее работников не превышает 500 человек. Наверное, штат такого "малого" предприятия пришлось бы размещать в нескольких
зданиях! "Мы понимаем, что эта цифра несколько завышена, - говорит Насонов, - хотя с другой стороны, это смотря для какого вида деятельности. Для торговли цифра, конечно, очень большая, а для
трудоемкого производства - вполне нормально".
Проект ОПОРЫ предусматривает два объекта налогообложения: совокупный доход плательщика или результат хозяйственной деятельности - совокупный доход минус расходы. Предполагаемые ставки налога: 5
процентов с совокупного дохода, либо 20 процентов с "результата хозяйственной деятельности", причем организация сама выберет, по какой из этих ставок работать.
Зачем понадобилось ОПОРе разрабатывать свой вариант главы НК о налогообложении малого бизнеса? "Правительственный вариант главы неплох, - говорит Андрей Насонов, - но и не идеален. Наш законопроект -
это полярная точка зрения, так сказать, предмет торга. Со многими его положениями трудно согласиться. Истина лежит где-то посередине".
Лишь бы нашли ее, эту истину.
Газета "Учет.Налоги.Право"
Защищенные бланки не защищены от лицензирования
Нужна или не нужна лицензия на производство и реализацию бланков строгой отчетности? На этот вопрос ответил Минфин России 21 марта сего года в письме N 16-00-24/18.
Казалось бы, что тут разъяснять, если и так все понятно: новый закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (от 08.08.01 N 128-ФЗ), который вступил в силу 10 февраля, не предусматривает
лицензирования деятельности по изготовлению полиграфической продукции. Значит, и на производство бланков строгой отчетности лицензию получать не надо. Так-то оно так, но тот же закон N 128-ФЗ
предусматривает в перечне лицензируемых видов деятельности "изготовление защищенной от подделки полиграфической продукции". А бланки строгой отчетности как раз таковой продукцией и являются. Поэтому,
как указывает Минфин в своем письме, производство и реализация защищенных бланков строгой отчетности подлежит обязательному лицензированию. Но на производство и реализацию бланков, которые не содержат
элементов защиты, лицензию получать не надо.
Кстати, что подразумевается под понятием "защита от подделки", в письме не сообщается. В Минфине России корреспонденту "УНП" пояснили, что под этим понимаются "любые способы и методы, подтверждения
неповторимости бланка, установленные организацией-заказчиком бланков". Например, особая бумага или краска, голограммы.
Для тех, кто производит защищенные бланки, главное финансовое ведомство будет выдавать лицензии на основании документа, утвержденного письмом Минфина России еще в сентябре 1992 года. Называется этот
документ, как ни странно, "Положение о порядке и условиях выдачи лицензии на производство и ввоз на территорию Российской Федерации бланков ценных бумаг". Так как документ весьма преклонного возраста,
то Минфин России указал, что применяться этот Порядок будет лишь в части, не противоречащей закону о лицензировании.
Мы всегда рады ответить на ваши вопросы, предложения и пожелания:
пишите нам - info@saldo.ru
С уважением,
Автор рассылки
Руководитель интернет-проекта Бухгалтерский Сервер SALDO.ru
Максим Журавлев
e-mail: saldo@saldo.ru
ICQ: 132524845SALDO.ru рекомендует рассылки: