Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Ежедневно: налогообложение и бухгалтерский учет" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2002 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
11
|
12
|
13
|
||
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
25
|
26
|
27
|
|||
28
|
Статистика
-1 за неделю
Ежедневно: Корреспонденция счетов бухгалтерского учета
Информационный Канал Subscribe.Ru |
WWW.PRAVCONS.ru | |||||||
новости | законодательство | консультации | публикации | формы | услуги | новости по e-mail | о компании |
|
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧЕТА Налоговый учет - это система показателей, участвующих в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации. Данное понятие введено Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который дополнил НК РФ гл.25 "Налог на прибыль организаций" (далее - гл.25). Из анализа гл.25 следует, что формирование налогооблагаемой прибыли не учитывает правила формирования аналогичного показателя в бухгалтерском учете. Таким образом, налоговый учет отделен от бухгалтерского учета. Отметим, что по пути разделения налогового и бухгалтерского учета идут многие западные страны. Однако эти страны, в частности США, при формировании налоговой отчетности опираются в той или иной степени на данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В России же будет действовать автономная система налогового учета, на первых этапах своего развития затрагивающая только формирование налоговой базы по налогу на прибыль. Напомним, что отдельные элементы налогового учета были введены для целей исчисления НДС Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 и Постановлением от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", в соответствии с которыми налогоплательщики обязаны оформлять счета - фактуры (дополнительный документ только для предъявления суммы НДС к зачету), журналы учета выставленных и полученных счетов - фактур, книгу покупок и книгу продаж. Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ введена в действие часть вторая НК РФ. Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" также содержит требования ведения налогового учета в части оформления отдельных налоговых документов: счетов - фактур, журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и книги продаж. По правилам бухгалтерского учета оформление счетов - фактур и ведение журналов не является необходимым требованием. Главы 23 "Налог на доходы физических лиц", 24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ также содержат требование ведения учета доходов физических лиц и сумм налогов по формам, установленным МНС России исключительно для целей исчисления этих налогов. Для формирования налоговой базы по налогу на прибыль предполагается ведение регистров налогового учета (ст.ст.313 - 328 НК РФ). Статья 313 предусматривает введение налогового учета только в том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличен от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете. Вместе с тем из анализа гл.25 становится ясным, что налоговый учет придется вести не только по статьям доходов и расходов, отдельно выделенным в НК РФ, но и в целом по предприятию. Это обусловлено усложнением расчетов по сравнению с 2001 г., новизной документа и, как следствие, высокими налоговыми рисками, особенно на начальном этапе. Таким образом, налоговый учет - это дополнительная система учета, имеющая лишь отдельные совпадения с бухгалтерским учетом. Правила построения системы налогового учета значительно отличаются от принципов бухгалтерского учета: налоговый учет не предусматривает системы двойной записи; налоговый учет может учитывать не все операции, а только отличающиеся от бухгалтерского учета; при введении налогового учета отсутствует кодировка счетов, облегчающая ведение учета, как это предусмотрено правилами бухгалтерского учета; не существует системы взаимоувязки (стыковки) показателей и системного контроля за правильностью формирования показателей. В соответствии с Рекомендациями МНС России по организации налогового учета на предприятиях все налоговые регистры объединены в 5 групп по однородным операциям, приводящим к возникновению доходов и расходов, участвующих в формировании налоговой базы. Первую группу составляют 16 регистров промежуточных расчетов. Эти регистры используются, когда необходимо исчислить показатели, участвующие в формировании налоговой базы не прямо, а в качестве промежуточных, т.е. являющиеся основой для исчисления расходов и доходов, формирующих налоговую базу. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей. Под промежуточными показателями в гл.25 понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации по налогу на прибыль, т.е. их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме, а через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров первой группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. Вторую группу составляют 13 регистров учета состояния единицы налогового учета, т.е. объекта учета, который может быть использован более одного отчетного или налогового периода. Эти регистры являются источником систематизированных данных о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение состояния объекта учета на каждую текущую дату и изменения его состояния во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. Третью группу составляют 7 регистров учета хозяйственных операций, прямо или косвенно влияющих на величину налоговой базы текущего и будущего периода. Эти регистры являются источником систематизированных данных о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Группа включает регистры учета всех основных операций, связанных с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. Заметим, что в этой группе отсутствуют регистры учета ряда объектов налогообложения, установленных НК РФ (операций по признанию задолженностей, выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества и др.). Четвертую группу составляют 12 регистров формирования отчетных данных, которые заполняются прямо в налоговую декларацию. Ведение этих регистров обеспечивает налогоплательщика информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для перечисленных четырех групп регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах в результате расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов. Пятую группу составляют 3 регистра, предназначенные для учета целевых средств некоммерческими организациями. В заключение отметим, что НК РФ и Рекомендации МНС России по организации налогового учета на предприятиях предполагают разработку индивидуальных программ для каждого налогоплательщика в соответствии с объемом (количеством) хозяйственных операций, особенностями организации бизнеса. Очевидно, что финансирование разработки таких программ доступно только крупным и средним организациям, что касается организаций с небольшим объемом операций, то постановка налогового учета для них окажется весьма обременительным мероприятием. При внедрении налогового учета в крупных и средних организациях, как нам представляется, потребуются: реорганизация действующих бухгалтерских и финансовых служб; увеличение кадрового состава действующей финансовой службы; обучение и специализация персонала; внедрение систем автоматизации налогового учета. Кроме того, на практике бухгалтер не
сможет ограничиться ведением только
налогового учета по следующим причинам.
Во-первых, активы организации (имущество),
капитал и обязательства формируются
только в бухгалтерском учете.
Следовательно, оценить имущественное и
финансовое состояние организации можно,
только используя данные бухгалтерской
отчетности. Во-вторых, аудиторское
заключение выдается по итогам проверки
соответствия порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации. В-третьих, данные
бухгалтерского учета по-прежнему
используются для целей налогообложения
частично или полностью (например, при
исчислении налога на имущество). |
Если у вас есть вопросы, вы можете задать их по E-MAIL: info@pravcons.ru © Pravoved Consalting, 2002 |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||