Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

О налоге на доходы физических лиц

Т.В. Воронова

Налогообложение компенсационных выплат и доходов в натуральной форме

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц и в каком порядке облагаются безвозмездные субсидии, предоставляемые за счет средств областного бюджета молодым семьям - участникам Программы ипотечного жилищного кредитования области для оплаты первоначального взноса при приобретении жилья?

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от обложения налогом на доходы физических лиц освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации).

В целях создания государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшении демографической ситуации постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 N 638, при рождении (усыновлении) ребенка.

Таким образом, денежные средства, предоставляемые молодым семьям - участникам Программы ипотечного жилищного кредитования области в виде субсидий для оплаты первоначального взноса в размерах, установленных вышеназванными Правилами, должны рассматриваться как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.

Физическое лицо работает в организации по бессрочному трудовому договору, работа связана с вредными условиями труда, и организация по коллективному договору выплачивает работникам компенсации за работу в вечернее и ночное время. Правомерно ли бухгалтерия организации удерживает налог на доходы физических лиц по ставке 13% с таких выплат?

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) содержится понятие "компенсации", определяемые как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Статьей 165 ТК РФ установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (например, при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при исполнении государственных или общественных обязанностей, при совмещении работы с обучением и т.д., а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами).

Статьей 219 ТК РФ каждому работнику гарантируется предоставление компенсаций, установленных ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12.

При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 государственную экспертизу труда осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ работник организации вправе подать в бухгалтерию организации письменное заявление о перерасчете и возврате излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц. Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ перерасчет и возврат налога может быть произведен не более чем за три года с момента подачи заявления.

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы возмещения за счет собственных средств организаций затрат на содержание детей работников этих организаций в детских дошкольных учреждениях?

Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

До вступления в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действовало постановление Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1992 N 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений". Размер платы, взимавшейся с родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, не должен был превышать 20% от затрат на содержание ребенка в данном учреждении. В настоящее время нормативными документами не предусмотрена выплата работодателями компенсации родителям на содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Следовательно, суммы оплаты организацией содержания ребенка работника в детском саду являются доходом, полученным в натуральной форме, и соответственно подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Физическое лицо является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. В марте 2006 года военнослужащий получил единовременную выплату на обзаведение имуществом первой необходимости по случаю заключения первого брака, которая выдается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 796. С данной выплаты бухгалтерия удержала налог на доходы физических лиц по ставке 13%. Правомерно ли облагается налогом данная выплата?

В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, имеют право на получение из средств Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере и порядке, определяемых постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 796. При этом размер единовременной выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим составляет 12 окладов месячного денежного содержания.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, а время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если вышеуказанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Исходя из вышеизложенного единовременная выплата на обзаведение имуществом первой необходимости, выплачиваемая военно-служащим, проходящим военную службу по контракту, может быть отнесена к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ доходы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в виде выплат на обзаведение имуществом первой необходимости не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Налогообложение выходного пособия

Облагаются ли налогом на доходы физических лиц выплаты среднего заработка, связанные с увольнением профсоюзных работников, предусмотренные ст. 375 ТК РФ?

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно ст. 375 ТК РФ и ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) в той же организации.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в связи с ликвидацией организации или отсутствием в организации соответствующей работы общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Таким образом, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также средний месячный заработок на период трудоустройства, выплачиваемые в соответствии со ст. 178 и 375 ТК РФ и ст. 26 Закона N 10-ФЗ, относятся к компенсационным выплатам, связанным с увольнением работника, и соответственно не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Налогообложение надбавок, получаемых медицинскими работниками

Физическое лицо работает участковым терапевтом в районной больнице и получает надбавку к заработной плате в размере 10 000 руб. в месяц. Следует ли включать вышеуказанную надбавку в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц?

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Надбавки к заработной плате врачам общей практики (семейным врачам), участковым врачам-терапевтам и участковым врачам-педиатрам, а также медсестрам врачей общей практики (семейных врачей), участковым медсестрам участковых врачей-терапевтов и участковым медсестрам участковых врачей-педиатров установлены постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851. Согласно п. 3 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). Эти денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Учитывая вышеизложенное, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 денежные выплаты относятся к стимулирующим выплатам, являются составной частью заработной платы и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Представление сведений о доходах физических лиц и перечисление налога

Работник организации состоит в штате головной организации, при этом его рабочее место фактически располагается по месту нахождения обособленного подразделения организации. В какой бюджет организации необходимо перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с заработной платы данного работника: по месту нахождения обособленного подразделения или по месту нахождения головной организации, а также в какую налоговую инспекцию представлять сведения о доходах физического лица?

В соответствии со ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" установлено, что рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо либо косвенно находится под контролем работодателя.

Работник является стороной трудового договора. В соответствии со ст. 57 ТК РФ существенным условием трудового договора является, в частности, место работы (с указанием структурного подразделения).

Таким образом, если фактически трудовая функция выполняется работником по месту нахождения обособленного подразделения, то имеет место наличие обособленного подразделения организации, по месту нахождения которого необходимо встать на учет в налоговом органе.

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Таким образом, головная организация должна исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения, при этом сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная с доходов, полученных работниками обособленного подразделения, должна перечисляться в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения.

С учетом вышеизложенного, головная организация должна перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения налог на доходы физических лиц, исчисленный с доходов, полученных работником головной организации, выполняющим свои трудовые функции по месту нахождения обособленного подразделения.

Сведения о доходах физических лиц как работников головной организации, так и работников обособленных подразделений должны быть представлены головной организацией по месту своего учета.

Предоставление стандартных налоговых вычетов

В каком порядке предоставляется стандартный налоговый вычет работнику организации, имеющему двоих детей, если он получил доход только в одном месяце налогового периода?

Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующий установленный размер вычета. В случае отсутствия у налогоплательщика доходов за отдельные месяцы налогового периода стандартный налоговый вычет накапливается в течение этого налогового периода и суммируется нарастающим итогом.

В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Согласно ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Следовательно, в разделе 4.1 Справки о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ отражается накопление вычетов помесячно и в момент получения дохода налог на доходы физических лиц будет исчислен с учетом накопленного стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых отсутствовал доход.

Физическое лицо получило доход от организации по договору гражданско-правового характера за выполнение определенной работы. Правомерно ли бухгалтерия организации удержала налог на доходы физических лиц по ставке 13% с суммы выплаченного вознаграждения без предоставления стандартных налоговых вычетов?

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором облагаемый по ставке 13% доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб.

При этом п. 3 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего периода суммы налога. Вышеизложенный порядок обложения налогом на доходы физических лиц применяется независимо от того, выполняются работы по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий налогоплательщику доходы по договорам гражданско-правового характера, которые облагаются по одинаковой ставке в размере 13%, обязан считать сумму таких доходов по совокупности нарастающим итогом. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в этом случае налогоплательщику налоговым агентом с учетом суммы всех получаемых доходов, облагаемых по ставке 13%.


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

В избранное