Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

О налоге на прибыль


Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России




Возможность выплаты дивидендов за счет имущества, полученного безвозмездно от физического лица

Прибыль общества образована за счет имущества, полученного обществом безвозмездно от физического лица, когда уставный капитал общества более чем на 50 % состоял из вклада этого физического лица.

Вправе ли общество выплатить дивиденды по размещенным акциям за счет имущества, полученного безвозмездно от физического лица?


В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Исходя из этого определения дивидендами признается любой доход, полученный при распределении чистой прибыли, заработанной организацией за год, а не в результате распределения между учредителями дохода, полученного в виде имущества, внесенного учредителем в уставный капитал.

Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской стороной безвозмездно от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня его получения вышеуказанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам. Таким образом, НК РФ установлено ограничение сроком в один год по использованию переданного в виде вклада имущества.

Если в распоряжении организации по итогам работы за вышеуказанный период имелась чистая прибыль и общим собранием общества принято решение направить ее на выплату дивидендов, то организация вправе начислить и выплатить дивиденды за этот период.

Налогообложение доходов в виде дивидендов осуществляется организацией - налоговым агентом в соответствии со ст. 275 НК РФ по ставке, установленной подпунктом 1 п. 3 ст. 284 настоящего Кодекса (то есть по ставке 9 %).

Учет расходов на выплату заработной платы

Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль расходы на выплату заработной платы на основании трудовых договоров, заключенных с членами совета директоров хозяйственного общества? Облагаются ли данные выплаты единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц?

В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Таким образом, только в случае, если член совета директоров является одновременно членом коллегиального исполнительного органа общества, с ним может быть заключен трудовой договор. Во всех остальных случаях члены совета директоров не могут состоять в штате общества и с ними не может быть заключен трудовой договор, так как члены совета директоров (за исключением членов коллегиального исполнительного общества, выбранных в совет директоров) осуществляют общее руководство деятельностью общества (функции наблюдательного совета).

Если член совета директоров одновременно является членом коллегиального исполнительного органа общества и с ним общество заключило трудовой договор, то расходы по оплате труда вышеуказанных членов советов директоров будут учитываться для целей налогообложения прибыли, если эти расходы соответствуют положениям ст. 255 НК РФ.

Если члены совета директоров не состоят в штате организации, то выплаты, производимые в их пользу, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 236 НК РФ определено, что объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 НК РФ.

Таким образом, выплаты заработной платы на основании трудовых договоров, заключенных организацией с работниками, которые одновременно являются членами совета директоров хозяйственного общества, признаются объектом обложения единым социальным налогом.

При этом вознаграждение членам совета директоров за управленческие функции не может являться предметом трудового договора между организацией и членами этого совета, так как совет директоров является вышестоящей инстанцией по отношению к генеральному директору организации. Как правило, вознаграждение членам совета директоров выплачивается по решению учредителей, участников или основных акционеров, которые их и назначают. Поэтому такое вознаграждение не считается оплатой труда.

Таким образом, вознаграждение членам совета директоров не признается объектом обложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, если у организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждения за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты вышеуказанных вознаграждений.

Кроме того, п. 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Таким образом, выплаты, получаемые членами совета директоров хозяйственного общества, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Уплата налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения

С 1 января 2006 года согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, может не производить распределение суммы налога на прибыль по каждому из них, а осуществлять уплату налога через какое-либо одно выбранное подразделение.

Может ли осуществляться уплата налога на прибыль через головную организацию в целом, если на территории одного субъекта Российской Федерации находятся головная организация и несколько ее обособленных подразделений?


В соответствии с положениями Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) с 1 января 2006 года если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Таким образом, с 1 января 2006 года если налогоплательщик (головная организация) и входящие в его состав обособленные подразделения расположены на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе осуществлять уплату налога на прибыль через налоговый орган, в котором налогоплательщик стоит на налоговом учете. О принятом решении налогоплательщик обязан уведомить все налоговые органы, в которых обособленные подразделения стоят на налоговом учете.

Определение срока действия договора аренды

С 1 января 2006 года капитальные вложения в арендованные объекты арендатор может амортизировать в течение срока действия договора аренды. После прекращения действия договора аренды имущество переходит к арендодателю.

Что понимать под сроком действия договора аренды? Входит ли в этот срок пролонгация договора?


С 1 января 2006 года согласно Закону N 58-ФЗ амортизируемым имуществом признаются в том числе капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Следовательно, для производства арендатором с 1 января 2006 года неотделимых улучшений в арендованное имущество необходимо согласие арендодателя, и это должно быть указано в договоре аренды.

С 1 января 2006 года вышеназванные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств амортизируются в следующем порядке:

- капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

- капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Например, банк, заключая договор аренды сроком на 11 месяцев и затем систематически пролонгируя действие договора в течение последующих пяти лет каждый раз на очередные 11 месяцев, будет вынужден решать, что для него экономически выгоднее: заключать договор аренды каждые 11 месяцев, чтобы не регистрировать данную сделку, как предусмотрено Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", или начислять непрерывно амортизацию на произведенные арендатором неотделимые улучшения в течение срока аренды (при сроке договора аренды 11 месяцев амортизация должна начисляться также только в течение 11 месяцев).

Учет капитальных вложений

С 1 января 2006 года налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств.

Относится ли эта норма к капитальным вложениям в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя?


В соответствии с изменениями, внесенными п. 13 ст. 1 Закона N 58-ФЗ в ст. 259 НК РФ, налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются согласно ст. 257 настоящего Кодекса.

Таким образом, в вышеприведенном положении НК РФ речь идет только о капитальных вложениях в основные средства, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности.

Порядок признания расходов в виде капитальных вложений, произведенных арендатором в форме неотделимых улучшений в арендованное амортизируемое имущество, приведен в предыдущей ситуации.

Учитывая вышеизложенное, дополнение, внесенное Законом N 58-ФЗ с 1 января 2006 года в ст. 259 НК РФ, относится в части амортизационных премий только к капитальным вложениям, связанным с приобретением или созданием амортизируемых основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности.

Распространяется ли действие п. 36 ст. 1 Закона N 58-ФЗ на обособленные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации, но состоящие на учете в разных налоговых инспекциях и имеющие различные КПП и коды по ОКАТО?

В соответствии с п. 36 ст. 1 Закона N 58-ФЗ с 1 января 2006 года если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Таким образом, начиная с 1 января 2006 года организация, у которой имеются несколько обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, выбирает из их числа одно обособленное подразделение, через которое осуществляет платежи по налогу на прибыль в доле, приходящейся на данный субъект Российской Федерации. Об этом решении организация ставит в известность налоговые органы, в которых стоят на налоговом учете вышеуказанные обособленные подразделения.

Более детально вопросы определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, в связи с принятием Закона N 58-ФЗ изложены в письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16, а порядок представления деклараций по налогу на прибыль в связи с принятием указанного Закона - в письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18.

Данные, которые налогоплательщик указывает на титульном листе декларации по налогу на прибыль (включая КПП и код по ОКАТО), должны приводиться с 1 января 2006 года по тому обособленному подразделению, через которое он собирается осуществлять уплату авансовых платежей и налога на прибыль на территории данного субъекта Российской Федерации.

Учет командировочных расходов

Является ли приказ о направлении сотрудника банка в служебную командировку на срок более одних суток без оформления командировочного удостоверения до-статочным основанием для документального подтверждения командировочных расходов в налоговом учете при условии принятия соответствующего внутреннего регламента?

В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки работников организации, указанные в этом подпункте п. 1 ст. 264 настоящего Кодекса, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

Согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Исходя из этого организация может издать приказ, устанавливающий необходимый перечень документов, которые должны служить основанием для направления работника в командировку и правильного исчисления размера командировочных расходов.

Таким документом, в частности, может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (по форме N Т-9а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

В целях налогообложения прибыли согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Причем согласно ст. 313 НК РФ в целях осуществления налогового учета хозяйственных операций используются первичные учетные документы, применяемые налогоплательщиком при ведении бухгалтерского учета.

По нашему мнению, если приказ руководителя организации о командировании работника составлен согласно унифицированной форме N Т-9а, оформление командировочного удостоверения не обязательно. Вышеуказанная позиция приведена в письме Минфина России от 06.12.2002 N 16-00-16/158 "О порядке документального оформления служебных командировок". При этом налогоплательщикам следует учитывать, что согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Минфин России наряду с Банком России является одним из органов, ответственным за организацию бухгалтерского учета организаций и за согласование унифицированных форм первичных документов, разработанных Госкомстатом России.

Принимая во внимание то, что Банк России в нормативных актах специально не оговаривает порядок оформления документов при направлении работников кредитных организаций в служебные командировки, работники банков обязаны руководствоваться вышеуказанными нормативными актами.

Кроме того, инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Учет расходов на форменную одежду

Каковы признаки форменной одежды? Может ли форменная одежда, не содержащая отличительных знаков (кроме нагрудного значка), считаться таковой? Может ли организация руководствоваться нормами выдачи форменной одежды и обуви, утвержденными локальными нормативными актами организации? Могут ли относиться к расходам на оплату труда расходы по приобретению всего комплекта форменной одежды, если только один предмет (галстук, косынка, жилет) очевидно свидетельствует о принадлежности работников к данной организации?

В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона N 58-ФЗ с 1 января 2006 года для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда учитываются расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

В отличие от специальной одежды предназначение форменной одежды состоит не в предотвращении или уменьшении воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также не в защите от загрязнения. Форменная одежда служит для доведения до сведения потребителей наглядной информации о принадлежности работника к конкретной организации.

Поэтому форменная одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и должна содержать товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не содержаться на значке, галстуке, косынке или жилете.

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходы, осуществленные (понесенные) организацией, должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Поэтому организация должна обосновать экономическую необходимость приобретения для своих работников форменной одежды.

Кроме того, любые выплаты, производимые в пользу работника, должны оговариваться в трудовом или коллективном договорах. В противном случае организация не вправе отнести расходы, связанные с изготовлением (приобретением) форменной одежды, на расходы по оплате труда, так как п. 21 ст. 270 НК РФ запрещается исключать из налогооблагаемого дохода вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами.

Начисление процентов по кредитам в случае, если в отношении заемщика начата процедура банкротства

Дебиторская задолженность организации, которая признана банкротом и в отношении которой введена процедура конкурсного управления, не может быть признана безнадежной до завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил свои требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов. Учитывая вышеизложенное, задолженность организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства и которая включена в реестр требований кредиторов, не может быть признана для целей налогообложения прибыли безнадежной по причине истечения срока исковой давности и не учитывается в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до завершения конкурсного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санк-ций по всем видам задолженности должника.

Принимая во внимание положения п. 1 ст. 11 НК РФ в части применения институтов, понятий и терминов гражданского законодательства Российской Федерации для целей налогообложения, банк как конкурсный кредитор может с даты открытия конкурсного производства не начислять проценты по выданным кредитам в отношении заемщика, признанного банкротом.

Что касается вопроса об очередности распределения средств, поступающих от реализации конкурсной массы в погашение обязательств должника, то налогоплательщикам следует иметь в виду, что этот порядок регулируется ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также нормативными актами Банка России.

Учет вознаграждения за оказание информационных услуг

Банк заключил с бюро кредитных историй договор об оказании информационных услуг (договор присоединения) на предоставление в бюро информации, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях".

За услуги, оказываемые бюро кредитных историй, банк выплачивает вознаграждение. Принимаются ли расходы в виде такого вознаграждения в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ) кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную положениями ст. 4 настоящего Закона, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона N 218-ФЗ, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

Договор об оказании информационных услуг, заключаемый между источником формирования кредитной истории и бюро кредитных историй, является договором присоединения, условия которого определяет бюро кредитных историй.

Согласно ст. 18 Закона N 218-ФЗ кредитные организации, осуществляющие деятельность на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны в течение девяти месяцев со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ привести свою деятельность в соответствие с требованиями, предъявляемыми к кредитным организациям - источникам формирования кредитных историй.

Исходя из этого считаем, что кредитные организации имеют право учитывать в составе расходов, признаваемых таковыми в целях налогообложения прибыли, расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого в пользу бюро кредитных историй, при условии, что это бюро включено в государственный реестр бюро кредитных историй.

В соответствии с Законом N 218-ФЗ услуги, оказываемые бюро кредитных историй, носят информационный характер.

Учитывая это, по нашему мнению, расходы, связанные с выплатой вознаграждения бюро кредитных историй за оказание информационных услуг, следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Учет расходов на выплату призов

Банк в целях формирования, поддержания интереса к своим услугам проводит рекламную кампанию.

Разыгрываемым призом является денежный приз, перечисляемый на личный банковский счет победителя.

Розыгрыш полностью соответствует требованиям
Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и представляет собой разновидность лотереи - стимулирующую лотерею.

К каким видам расходов относятся расходы на выплату призов, вручаемых в ходе проведения рекламной акции? Относятся ли расходы банка на проведение стимулирующей лотереи к расходам на рекламу в составе прочих расходов?


Если в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" банк проводил стимулирующую лотерею, то он должен был руководствоваться, кроме норм вышеуказанного Закона, положениями приложения N 4 к приказу Минфина России от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".

Поскольку банк проводил стимулирующую лотерею, то расходы, связанные с ее проведением, не подпадают под определение п. 4 ст. 264 НК РФ и не подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ банк может учесть для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, как расходы на иные виды рекламы.

Учет американских депозитарных расписок

В соответствии с п. 2 информационного письма Банка России от 31.03.2005 N 31 "Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и нормативных актов Банка России" американские депозитарные расписки относятся к внешним ценным бумагам.

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, в том числе с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, установлен ст. 280 НК РФ.

Порядок ведения налогового учета по операциям с ценными бумагами установлен ст. 328 и 329 НК РФ.

Определение расчетной цены долговой ценной бумаги

Является ли метод использования ставки рефинансирования Банка России, установленный ст. 280 НК РФ (в ред. Закона N 58-ФЗ), единственно возможным методом определения расчетной цены долговой ценной бумаги?

В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;

2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 % в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если вышеуказанная цена отличается не более чем на 20 % от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. В частности, для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию; для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте.

С 1 января 2006 года в соответствии с п. 29 Закона N 58-ФЗ для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Банка России.

В соответствии с п. 3 ст. 248 НК РФ полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

При этом налогоплательщикам необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения), номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу Банка России, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату погашения.

Соответственно при определении расходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется по курсу Банка России на момент принятия вышеуказанной ценной бумаги к учету. Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.

Определение стоимости ценных бумаг, переданных в залог

Согласно п. 9 ст. 280 НК РФ при реализации и ином выбытии ценных бумаг в соответствии с принятой налоговой учетной политикой организация производит списание выбывших ценных бумаг в соответствии с методом ФИФО.

Наряду с операциями покупки и продажи ценных бумаг организация передала пакет ценных бумаг в залог в качестве обеспечения для получения кредита.

Вправе ли организация применять в этом случае метод ФИФО при определении стоимости ценных бумаг, переданных в залог?


Передача заложенного имущества залогодержателю не признается реализацией для целей налогообложения, поскольку в этом случае не происходит перехода права собственности согласно ст. 39 НК РФ. Следовательно, у залогодателя не возникает никаких налоговых последствий по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 32 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога.

Таким образом, у залогодателя передача ценных бумаг другой организации в качестве залога под кредит не будет отражаться в реквизитах налогового учета как расход.

В соответствии с положениями параграфа 3 главы 23 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, право собственности залога в момент передачи имущества в залог не переходит от залогодателя к залогодержателю впредь до начала процедуры обращения взыскания на заложенное имущество.

Таким образом, к переданным в залог ценным бумагам не могут применяться методы списания на расходы стоимости выбывающих ценных бумаг, например ФИФО, так как передача ценных бумаг в залог не является выбытием ценных бумаг для целей налогообложения прибыли.

В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете операция, связанная с передачей ценных бумаг в залог, не рассматривается как финансовые вложения.

Определение суммовых разниц, возникающих при договорах займа

Определения суммовых разниц для целей налогообложения приведены в п. 11.1 ст. 250 и в подпункте 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, согласно положениям которых разница между рублевой оценкой суммы займа на дату получения заемщиком денежных средств и рублевой оценкой суммы займа на дату возврата денежных средств займодавцу не подпадает под определение суммовой разницы.

Возникающая в этом случае у заемщика отрицательная разница должна рассматриваться как плата за пользование займом и учитываться для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 269 НК РФ.

Если займодавец получил по договору займа сумму меньшую, чем передал заемщику, то в учете займодавца будет числиться задолженность заемщика, списание которой в дальнейшем не будет учитываться в составе расходов займодавца.

Таким образом, возникшая отрицательная разница у займодавца не учитывается для целей налогообложения прибыли по договорам займа.

При этом возникающие у займодавца положительные разницы учитываются в составе внереализационных доходов.



27 апреля ИД «ДиректПресс» (журнал «Финансовый Форум») совместно с компанией «Объединенные консультанты «ФДП» проводят практическую конференцию на тему:

«НДС и налог на прибыль: спорные вопросы и практика применения»

В середине 2005 года во вторую часть Налогового кодекса РФ были внесены существенные изменения, затрагивающие большинство налогоплательщиков..

Вступившие в силу поправки не всегда выглядят достаточно согласованными с остальными положениями налогового законодательства, а зачастую даже им противоречат..

В частности уже сейчас сотрудники финансовых служб компаний сталкиваются с неопределенностью в решении ряда вопросов исчисления и уплаты НДС «переходного периода», который начался для многих налогоплательщиков с 1 января 2006 года..

Данная конференция призвана осветить все возможные проблемы, связанные с исчислением НДС и налога на прибыль и назвать пути их эффективного решения..

Материалы предстоящей конференции ценны тем, что подготавливаются в русле складывающейся практики применения соответствующих положений НК РФ, на основе сформированных позиций Минфина и ФНС России, представители которых будут одними из основных спикеров..

Мероприятие уникально тем, что позволяет за 1 день разобраться в множестве вопросов, возникающих при исчислении и уплате налогов, получить советы опытных практиков и узнать государственную позицию относительно данных вопросов от официальных лиц..

Зарегистрируйтесь сейчас!

Не упустите шанс повысить свой профессиональный уровень!

тел. 781-57-34, e-mail: damir@directpress.ru, сайт: www.directpress.ru

Контактное лицо – Дамир Исмаилов.


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

В избранное