Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

>>> Практика налогообложения >>>


О доходах и расходах, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль



О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга




В ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) приведен закрытый перечень доходов, которые организация-налогоплательщик не должна учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Поскольку перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим, то все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Рассмотрим некоторые особенности применения ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли.

1. Подпунктом 6 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

При применении вышеназванного подпункта п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо учитывать, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию) является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием" (далее - Порядок).

Согласно п. 11 Порядка удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи, выдаются получателям технической помощи по форме согласно приложению.

Таким образом, положения подпункта 6 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются на получателей технической помощи (содействия).

В связи с вышеизложенным если организация, осуществляющая какие-либо работы в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, не является непосредственным получателем средств технической помощи (содействия), а оказывает возмездные услуги другому лицу (непосредственному получателю средств технической помощи), то полученные ею в оплату произведенных работ средства признаются реализацией согласно п. 1 ст. 39 НК РФ и включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

2. По мнению автора, несомненный интерес представляют положения п. 2 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.

Прежде чем приступить к реализации положений вышеуказанного пункта ст. 251 НК РФ, необходимо определить, кто может являться бюджетополучателем целевых поступлений и в какой форме эти поступления могут быть предоставлены организациям.

Так, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) получателем бюджетных средств может выступать бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств согласно бюджетной росписи на соответствующий год.

Статьей 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств коммерческим организациям осуществляется в формах:

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

В свою очередь, согласно ст. 6 БК РФ субвенциями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидиями - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций бюджетами разных уровней допускается в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.

Таким образом, в целях применения положений п. 2 ст. 251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции и субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год.

Средства, предоставляемые юридическим лицам (бюджетополучателям) в вышеперечисленных формах, если они предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов конкретного бюджета на соответствующий финансовый год и использованы организациями-получателями по прямому назначению, не подлежат учету согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

3. При применении положений ст. 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК РФ читателям журнала необходимо иметь в виду, что перечень расходов, которые не подлежат включению в облагаемую налогом на прибыль базу, является исчерпывающим, так же как и перечень не облагаемых налогом доходов.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.

При применении п. 5 вышеназванной статьи НК РФ необходимо руководствоваться положениями ст. 257 НК РФ, согласно которым не должны учитываться при налогообложении фактические расходы:

- на приобретение амортизируемого имущества, в частности расходы на приобретение имущества, являющегося предметом лизинга, за исключением сумм налогов (НДС), учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ;

- на создание амортизируемого имущества, в частности фактические расходы на производство имущества, увеличенные на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами, при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства;

- на доведение до состояния готовности амортизируемого имущества, в частности фактические расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации соответствующих объектов, в целом связанных с изменением технологического или служебного назначения амортизируемого оборудования.

При применении п. 9 ст. 270 НК РФ следует учитывать, что в соответствии со ст. 991, 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) комиссионер (агент) перечисляет в пользу комитента (принципала) и иного доверителя все полученное по договору комиссии (агентскому договору) с учетом комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях - дополнительного вознаграждения за делькредере (ручательство за исполнение сделки третьим лицом).

При применении п. 19 ст. 270 НК РФ читателям журнала необходимо иметь в виду, что налогами, предъявляемыми налогоплательщиком покупателю, являются НДС и акцизы, которые исчислены и уплачены согласно главам 21 и 22 настоящего Кодекса.

Данные налоги не могут рассматриваться в качестве расходов, учитываемых при налогообложении, в следующих случаях:

1) если в соответствии со ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявляемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю продукции (работ, услуг), являются налоговыми вычетами, уменьшающими сумму этого налога, исчисленную к уплате в бюджет.

Исключение составляют суммы НДС, поименованные в п. 2 ст. 170 НК РФ, подлежащие включению в состав расходов, принимаемых в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль, то есть суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, включая основные средства и нематериальные активы, на территорию Российской Федерации, учитываемые в стоимости таких товаров (работ, услуг), в частности в стоимости основных средств и нематериальных активов:

при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, используемые для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 25 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;

2) если в соответствии со ст. 200 НК РФ суммы налога по подакцизным товарам, предъявляемые продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, являются налоговыми вычетами, уменьшающими общую сумму акциза, исчисленную к уплате в бюджет.

Исключение составляют суммы налога на подакцизные товары, поименованные в п. 2 ст. 199 НК РФ, которые подлежат включению в составе расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль.

Кроме того, суммы налога, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, а также при их реализации на безвозмездной основе относятся за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по вышеуказанным подакцизным товарам и (или) подакцизному минеральному сырью.

Открыта подписка на 2005 год!


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2003 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tax.nalvest
Отписаться

В избранное