Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"




Комментарии к НК РФ


Комментарий к ст. 255-260 Налогового кодекса Российской Федерации


В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга


Продолжение прошлого выпуска

По ст. 260 НК РФ "Расходы на ремонт основных средств"

Расходы на ремонт основных средств, как и в соответствии с Положением о составе затрат являются прочими расходами с признанием их для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, когда они были осуществлены.

Однако для организаций промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно-коммунального хозяйства оставлен существующий до конца 2001 года порядок списания на затраты производства в размере фактически произведенных затрат.

Прочим организациям установлен предел в размере 10 % первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ и п. 10 ст. 258 НК РФ, определяющие первоначальную стоимость основных средств:

а) приобретенных за плату по сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и приведение в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это также соответствует п. 8 и 12 ПБУ 6/01;

б) приобретенных по лизингу по сумме расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов согласно НК РФ;

в) изготовленных собственными силами организации по фактическим расходам на производство таких объектов, увеличенных на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами;

г) приобретенных до 1 января 2002 года в зависимости от принятого решения о начислении амортизационных отчислений - по восстановительной или остаточной стоимости.

Налогоплательщиками, допустившим превышение размера фактических затрат против установленного 10 % от первоначальной (восстановительной) стоимости, имеют возможность в соответствии с п. 2 ст. 260 НК РФ разницу (фактические затраты за вычетом установленного размера) списать как прочие расходы в течение пяти лет равными долями, если это превышение допущено при ремонте основных средств четвертой-десятой амортизационных групп (срок использования этих основных средств составляет свыше 5 лет), а при ремонте основных средств первой-третьей амортизационных групп (со сроком службы от 1 года до 5 лет включительно) равномерно в течение срока полезного использования объектов амортизируемых основных средств.

По ст. 261 "Расходы на освоение природных ресурсов"

Во-первых, ст. 261 НК РФ определяет расходы налогоплательщика на освоение природных ресурсов, которыми признаются расходы на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

Как затраты на подготовку и освоение производства в соответствии с подпунктом "в" п. 2 Положения о составе затрат организации на себестоимость относят затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях: доразведка месторождений, очистка территории в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемого сырья, другие виды работ.

Более расширенное толкование расходов по освоению природных ресурсов дают п. 9 и 10 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970, трактующих следующее.

Затраты, связанные с поиском, разведкой и использованием природных ресурсов, их охраной и воспроизводством, включаются в себестоимость продукции в тех случаях, когда эти затраты осуществляются самими организациями или имеют характер компенсации расходов специализированных организаций, например, отчисления на геологоразведочные работы и т. п.

В себестоимость продукции организаций, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых, включаются в установленном порядке затраты на приведение земель в состояние, пригодное для хозяйственного использования, в частности затраты на рекультивацию земель, почвенный покров которых нарушен горными работами.

Плата за природные ресурсы, имеющая характер рентных платежей, являющихся формой распределения дохода, в себестоимость продукции не включается.

Единовременные затраты на подготовительные работы в добывающей промышленности (горноподготовительные работы, устройство временных коммуникаций и т.п.) включаются в себестоимость продукции в тех случаях, когда выполнение этих работ обеспечивает процесс производства в течение, как правило, не более чем одного года, а в отдельных случаях по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России и в течение более длительного времени.

Перечень и порядок включения в себестоимость продукции затрат на подготовительные работы устанавливаются в отраслевых инструкциях.

Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено списание на счет 97 "Расходы будущих периодов" расходы, связанные с горноподготовительными работами, рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий.

В п. 1 ст. 261 НК РФ поименован конкретный перечень расходов на освоение природных ресурсов, включая расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, а также на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ. К этим расходам подлежат отнесению также компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими пользователями.

Однако если расходы на освоение природных ресурсов осуществляются за счет выделенных средств из бюджета или внебюджетных фондов, то организации их не включают в состав затрат на производство, а списывают за счет целевых поступлений.

В отдельной ст. 325 НК РФ установлен порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, так как расходы на освоение природных ресурсов после их полного завершения могут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет.

Налогоплательщику налоговое законодательство предоставило право на списание расходов на освоение природных ресурсов даже в случае если они оказались безрезультатными, но запретило списывать эти расходы для целей налогообложения в том случае, если работы осуществлялись на том участке, где уже проводились аналогичные работы, при условии их проведения на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых.

По ст. 262 НК РФ "Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки"

Положение о составе затрат определяет, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного процесса;

затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложением, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплатой авторских вознаграждений и т.п.

Но при этом Положение о составе затрат не позволяет относить на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства.

К затратам по изобретательству и рационализации могут быть отнесены расходы, которые непосредственно связаны с проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплатой авторских вознаграждений и т.п. Работа, проводимая по рационализации и изобретательству, должна способствовать увеличению экономической эффективности путем повышения производительности труда, сокращения сроков производства продукции и ее реализации, улучшению технологии и повышению качества выпускаемой продукции (работ, услуг), внедрению эффективных материалов, повышению уровня использования основных фондов, улучшению деятельности предприятия в целом.

К затратам по статье "Рационализация и изобретения" относятся: стоимость израсходованных материалов и изделий на проведение исследований, опытов, испытаний и внедрение рационализаторских предложений; расходы по оплате труда и отчислениям на социальные нужды работников, занятых рационализаторской и изобретательской деятельностью; стоимость выполненных работ и оказанных услуг цехов, хозяйств и сторонних организаций; при необходимости - расходы на оплату экспертиз и консультаций, изготовление моделей и образцов, испытание разработанных изобретений, техническое усовершенствование и другие аналогичные расходы.

Конкретный перечень расходов, связанных с изобретательством и рационализаторством, определен в п. 5 раздела III "Расходы на организацию работ на строительных площадках" Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России 04.12.1995 N БЕ-11-260/7 (доведены письмом Минфина России от 15.01.1996 N 2).

В ст. 262 НК РФ установлено, что расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, имеющие отношение к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, которые осуществляются им самостоятельно или совместно с другими организациями, могут быть признаны для целей налогообложения только после того, как завершатся указанные работы в полном объеме или при завершении отдельных этапов работ с оформлением в установленном порядке акта сдачи-приемки.

Однако налогоплательщику не предоставлено право единовременного включения произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки даже при условии использования их в производстве или сбыте продукции. В составе прочих расходов в течение трех лет при условии непосредственного применения исследований и разработок в производстве равномерными долями налогоплательщик фактическую сумму расходов отражает в составе прочих расходов.

В аналогичном порядке производится списание произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, но только в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.

Исходя из п. 3 ст. 262 НК РФ указанный выше порядок списания расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские работы не распространяется на организации, выполняющие в качестве исполнителя научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, так как в этом случае указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.

По ст. 263 НК РФ "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества"

Отношения в области страхования регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Страхование по этому закону представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

До конца 2001 года (начиная с 1 июля 2000 года) платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, налогоплательщиком относятся на затраты производства в суммарном размере, не превышающем 3 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг).

При этом, как указано в подпункте "р" п. 2 Положения о составе затрат, суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не может превышать 2 % объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, - 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг).

Статья же 263 НК РФ установила специально только принятие для целей налогообложения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества, указав, что расходы по всем видам обязательного страхования имущества списываются по статье "Прочие расходы" в пределах страховых тарифов и по видам, утвержденным законодательством Российской Федерации или требований международных конвенций. Только в том случае, если законодательством утверждены виды обязательного страхования, но не утверждены тарифы, то расходы по обязательному страхованию подлежат списанию в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат, но по видам имущества, указанного в подпункте 1 п. 1 ст. 263 НК РФ.

По ст. 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией"

В ст. 264 НК РФ поименованы конкретно 46 видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и, кроме того, установлено, что могут быть списаны в составе прочих расходов другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Остановимся только на тех расходах, которые не были ранее указаны в Положении о составе затрат, или по которым предусмотрены изменения.

Так, конкретизировано в подпункте 1 п. 1 в части списания налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно: что не включаются в состав прочих расходов налоги и сборы, перечисленные в ст. 270 НК РФ, то есть списываемые за счет собственных средств предприятий, к которым относятся:

налог на прибыль и платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

налоги, предъявленные в соответствии с главой 25 НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

налоги, начисленные в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В подпункте 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, расширены на расходы , связанные с лечением профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда.

В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ дополнительно к указанным выше расходам на командировки налогоплательщику предоставили право списывать произведенные им расходы на оплату: дополнительных услуг гостиниц, оказываемых работникам организаций во время из пребывания в командировках (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, в номере, за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); оформлений и выдачу приглашений и иных аналогичных документов; консульских, аэродромных сборов, сборов за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями; иных аналогичных платежей и сборов.

Изменены условия списания представительских расходов в соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 264 НК РФ и п. 2 этой статьи:

во-первых, налогоплательщик имеет право относить представительские расходы на себестоимость независимо от того, где им осуществлены мероприятия по приему других организаций для поддержания взаимного сотрудничества или заседания совета директоров;

во-вторых, к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний;

в-третьих, представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

То есть, если для целей налогообложения до конца 2001 года сумма представительских расходов определялась от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уже с 1 января 2002 года - от фонда оплаты труда.

Существенная поправка внесена НК РФ по списанию расходов на подготовку и переподготовку кадров:

1) расходы списываются в случае подготовки и переподготовки кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе;

2) услуги по подготовке и переподготовке кадров могут быть оказаны иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

3) для эксплуатирующих организаций по законодательству Российской Федерации расходы на подготовку (переподготовку) только по работникам, отвечающим за поддержание квалификации работников ядерных установок, и работникам этих установок;

4) программа подготовки (переподготовки) кадров должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика;

5) не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы: по организации развлечений, отдыха или лечения; по содержанию образовательных учреждений или оказанию им бесплатных услуг; по оплате обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего или среднего образования.

Иначе говоря, если ранее в ответах Минфина России и МНС России сообщалось мнение о том, что расходы организации по оплате образовательному учреждению стоимости второго высшего образования или обучению могут быть отнесены по статье "подготовка кадров", если это необходимо для осуществления производственной деятельности, то с 2002 года это не предусмотрено.

Изменен порядок и по списанию расходов на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, о чем свидетельствует п. 4 ст. 264 НК РФ.

Включены в ст. 264 НК РФ следующие виды расходов, ранее не предусмотренных Положением о составе затрат:

- расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала;

- расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретения оружия и иных специальных средств защиты);

- расходы на оплату юридических, информационных услуг, консультационных и других аналогичных услуг;

- расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

- расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем и др.

В состав прочих расходов включены расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в связи с тем, что согласно ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Так как обслуживающие производства и хозяйства, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, могут оказывать услуги сторонним юридическим и физическим лицам, то в этом случае доходы и расходы учитываются в установленном порядке, но при этом убыток от их деятельности принимается в случае обеспечения требований подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями, списывают расходы по имеющимся на его балансе объекты жилфонда и других поименованных в абзаце 11 подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ объектов для целей налогообложения в пределах утвержденных нормативов или действующих для аналогичных объектов, находящихся на территории местного самоуправления.


До новых встреч!

Уважаемые подписчики! Просим Вас не забывать посещать наш сайт. Там Вы найдете очень много информации по налогообложению и бухучету. К сожалению, объем письма ограничен, и мы не можем высылать все интересное по почте. Ждем Вас!

WWW.NALVEST.COM
Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"



    RB1 Network   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное