← Январь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
6
|
7
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.nalvest.ru
Открыта:
15-12-2000
Адрес
автора: tax.nalvest-owner@subscribe.ru
Статистика
-1 за неделю
Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"
Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"
Информация
Уважаемые подписчики! (старые и вновь приобретенные)
Я рад сообщить Вам, что с 23 числа в Москве (ВВЦ, павильон №69) начинает свою работу ежегодная выставка "Бухгалтерский учет и аудит - 2001", на которой наш издательский дом примет участие в коалиции с официальным печатным органом Минфина - журналом "Бухгалтерский учет". Наш стенд № F-27. Как обычно, мы предложим Вам самые новые книги, журналы и другую нашу продукцию по оптовым ценам! Так же состоятся семинары В.И. Макарьевой по актуальным темам налогообложения и бухучета. Билеты на вход Вы можете вырезать из последних номеров "Налогового вестника" Ждем Вас!
Статьи
Об ответственности налоговых агентов
В.В. Макаренко,
государственный советник налоговой службы III ранга
Многие помнят, как непросто складывались до 1 января 1999 года отношения налоговых органов с недобросовестными налоговыми агентами, выплачивающими иностранным юридическим лицам доходы от источников в Российской Федерации без удержания налога на эти доходы.
Тщетные попытки налоговых инспекторов заставить налоговых агентов удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов от источников в России разбивались об их рассуждения, сводящиеся к тому, что, действительно, обязанность перечислять этот налог в бюджет возложена на них законом, но поскольку ответственность за неисполнение такой обязанности тем же законом не установлена, делать это они ни при каких обстоятельствах не будут.
Отчаяние налоговых инспекторов (и вместе с ними учителей, врачей и иных российских граждан, получающих зарплату из бюджета) усугублялось от сознания безысходности ситуации, поскольку и арбитражные суды при рассмотрении споров по указанному вопросу руководствовались тем же подходом.
Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.1997 N 6403/95 было отмечено, что взыскание с налогового агента суммы, эквивалентной сумме не удержанного с иностранного юридического лица налога, является мерой ответственности (санкцией), а Закон РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР", Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другие законодательные акты ответственности источника выплаты за неудержание налога с плательщика, в том числе в виде взыскания санкций в размере неудержанной суммы налога за счет средств самого источника выплаты, не устанавливают.
И вот прошло достаточно много времени с того момента, как была введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), статьей 123 (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ) которого предусмотрено, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.
Казалось бы, вопрос ответственности налоговых агентов (речь о взыскании самой суммы неудержанного налога и пени в данной статье не идет) исчерпан, и те непростые для налоговых органов времена, когда ответственность за неудержание и неперечисление налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации не могла применяться в отношении налоговых агентов в силу ее отсутствия, окончательно канули в лету.
Однако до сих пор налоговые органы весьма часто сталкиваются с тем, что налоговые агенты оспаривают возможность применения к ним ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ, ссылаясь на то, что иностранные лица, которым выплачиваются доходы, имеют постоянное местопребывание в государствах, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, а следовательно, налог на доходы от источников в Российской Федерации не удерживался (удерживался не полностью) ими (такими налоговыми агентами) якобы правомерно. При этом какие-либо подтверждающие документы они не предъявляют.
Представляется, что такой подход ошибочен.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговым агентам вменено в обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Такова общая норма, которая применительно к рассматриваемой ситуации означает следующее.
Статьей 10 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам, источник которых находится на территории Российской Федерации и извлечение которых не связано с деятельностью иностранного юридического лица в Российской Федерации через постоянное представительство, по ставкам 6, 15 и 20 % в зависимости от вида дохода, в порядке, предусматривающем удержание налога с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы (то есть налоговым агентом), в валюте вы-платы при каждом перечислении платежа и зачислении суммы налога в федеральный бюджет одновременно с каждой выплатой дохода.
В соответствии с установленным НК РФ, указанным Законом и инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" порядком налоговый агент вправе не удерживать и не перечислять в бюджет (полностью или частично) налог на доходы иностранного юридического лица от источников в Российской Федерации только в том случае, если действующим соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным Российской Федерацией с государством, резидентом которого является это иностранное юридическое лицо, предусмотрено необложение (обложение по пониженным ставкам) налогами в Российской Федерации доходов этого иностранного юридического лица.
При отсутствии заключенного Российской Федерацией соглашения об избежании двойного налогообложения налоговый агент обязан в любом случае удержать налог на доходы иностранного юридического лица от источников в Российской Федерации.
Между тем само по себе наличие такого соглашения не свидетельствует о том, что налоговый агент вправе не удерживать налог на доходы от источников в Российской Федерации, поскольку всеми подобными соглашениями предусматривается, что их действие распространяется только на лиц с постоянным местопребыванием в одном из договаривающихся государств, имеющих фактическое право на получение этих доходов. Таким образом, освобождение иностранного юридического лица от налогообложения его доходов в Российской Федерации в соответствии с соглашением ставится в зависимость от двух следующих условий:
- лицо, получающее доходы, должно иметь постоянное местопребывание в соответствующем государстве в течение периода, к которому относятся эти доходы;
- лицо должно иметь фактическое право на эти доходы.
Со вторым условием все предельно ясно: налоговый агент, выплачивая иностранному юридическому лицу доход от источников в Российской Федерации, вправе рассчитывать на применение соответствующего соглашения только при наличии основания для выплаты дохода этому иностранному юридическому лицу, коим, например, может служить надлежащим образом заключенный гражданско-правовой договор. Ведь очевидно, что сама по себе вы-плата российским предприятием дохода, например голландской фирме, отнюдь не является свидетельством того, что фактическое право на этот доход в соответствии с гражданско-правовым договором имеет эта фирма, поскольку такая выплата может быть произведена в соответствии с поручением, например бельгийской компании, с которой указанное российское предприятие и имеет договорные отношения, а значит, в этом случае должно применяться соглашение не с Нидерландами, а с Бельгией.
Что касается первого условия, то налоговые органы большинства зарубежных государств могут определять постоянное местопребывание юридического лица либо на основе его государственной регистрации, места нахождения органа управления, места осуществления основной деятельности, либо на основе иного аналогичного критерия, и, что характерно, данный подход используется во всех заключенных Российской Федерацией соглашениях об избежании двойного налогообложения. Таким образом, юридические лица, зарегистрированные (созданные) в одном государстве, могут быть признаны имеющими постоянное местопребывание в другом государстве, например по месту осуществления основной деятельности, что в свою очередь, разумеется, влечет невозможность применения к нему положений соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного Российской Федерацией с государством его регистрации (создания).
Это означает, что налоговый агент не может знать, соглашение с каким именно государством подлежит применению в связи с его отношениями с конкретным иностранным юридическим лицом, до тех пор, пока это иностранное юридическое лицо не предоставит ему подтверждение своего постоянного местопребывания в этом иностранном государстве.
В связи с изложенным неудержание налога у источника его выплаты и неперечисление (неполное перечисление) в бюджет будет правомерным только при наличии у налогового агента в момент выплаты дохода иностранному юридическому лицу подтверждения постоянного местопребывания этого иностранного юридического лица в государстве, с которым у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, содержащегося либо в заявлении на предварительное освобождение от налогообложения доходов в Российской Федерации, либо в справке (форме), установленной внутренним законодательством иностранного государства, подтверждающей постоянное местопребывание (резидентство) получателя дохода в соответствующем периоде в этом государстве и имеющей отметку уполномоченного финансового или налогового органа.
Рассмотрение вопроса об ответственности налогового агента за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, было бы неполным без анализа состава данного правонарушения.
Статьей 106 НК РФ определено понятие "налоговое правонарушение", которым признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. При этом вина лица в совершении налогового правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
В соответствии с общей теорией права структура правонарушения состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.
Применительно к налоговому законодательству эти элементы следует определить следующим образом:
- объект налогового правонарушения - установленный законодательством о налогах и сборах порядок уплаты налога (сбора), налоговой отчетности и налогового контроля;
- субъект налогового правонарушения - налогоплательщик и плательщик сбора [организация (физическое лицо), на которую (которое) в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы], налоговый агент [лицо, на которое согласно НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов] или иное лицо;
- объективная сторона налогового правонарушения - противоправное деяние (действие или бездействие), за которое нормами НК РФ установлена ответственность (событие налогового правонарушения);
- субъективная сторона налогового правонарушения - вина субъекта правонарушения в форме умысла или неосторожности.
В рассматриваемом случае имеются все признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.
Налоговый агент (субъект) в нарушение установленного законодательством о налогах и сборах порядка (объект) умышленно или по неосторожности (субъективная сторона) не выполняет обязанность по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм налога (объективная сторона).
Таким образом, если налоговый агент вне зависимости от формы вины (умышленно или по неосторожности) перечисляет доход иностранному юридическому лицу, не имея на момент такого перечисления документального подтверждения фактического права этого иностранного юридического лица на доход и его постоянного местопребывания в государстве, с которым имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, он тем самым сознательно нарушает установленный законодательством о налогах и сборах порядок, и следовательно, в таких действиях налогового агента содержится состав налогового правонарушения, предусмотренный ст. 123 НК РФ.
Представление налоговому органу (например в ходе налоговой проверки) налоговым агентом документов, подтверждающих указанные обстоятельства, полученных им после перечисления дохода, не влияет на квалификацию действий налогового агента и не относится к обстоятельствам, исключающим его вину в совершении данного налогового правонарушения и привлечение его к ответственности за совершение этого налогового правонарушения, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 109 и 111 НК РФ.
Читатель может спросить: как же так, ведь в случае подтверждения иностранным юридическим лицом постоянного местопребывания в государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее необложение или обложение по пониженной ставке дохода в Российской Федерации, налог этим иностранным юридическим лицом не должен уплачиваться, а к налоговому агенту ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ тем не менее применяется?
Именно так. И этому есть весьма простое объяснение.
Являясь плательщиком налога с доходов от источников в Российской Федерации, иностранное юридическое лицо, естественно, не затрудняет себя размышлениями о том, исполнил налоговый агент возложенную на него НК РФ обязанность или нет. Для этого иностранного юридического лица единственно важным является факт получения суммы данного налога непосредственно в момент перечисления ему платежа по договору либо после возврата налога из российского бюджета при наличии, разумеется, соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения. При этом налогоплательщик (иностранное юридическое лицо) как таковой не нарушает требования российского налогового законодательства даже в случае, если налог не был уплачен без достаточных на то оснований, поскольку установленный налоговым законодательством порядок не предусматривает самостоятельную уплату налога иностранным юридическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, и не его вина, что он связан отношениями с недобросовестным налоговым агентом.
Иное дело - сам налоговый агент. Событие налогового правонарушения имеет место, законченный состав правонарушения в действиях налогового агента содержится, обстоятельства, исключающие привлечение его к ответственности за совершение налогового правонарушения и его вину в совершении этого правонарушения, отсутствуют, а значит, и штраф по ст. 123 НК РФ неотвратим.
Наши книги
Городецкая И.А. Учет представительских расходов
Проблема отнесения затрат к представительским расходам актуальна для многих предприятий. В этой книге, с учетом последних изменений в нормативной базе, подробно рассмотрены виды мероприятий и затраты, которые можно относить к представительским в целях налогообложения. Автор проанализировал ситуации, в которых представительские расходы могут быть списаны на себестоимость продукции. Отдельная глава посвящена особенностям бухгалтерского учета затрат на представительские расходы, приведены образцы оформления документации.
Новиков С.С. В помощь бухгалтеру многопрофильного торгового предприятия
В книге подробно рассматриваются особенности бухгалтерского учета и налогообложения в торговых предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности, различия между оптовой, розничной, мелкооптовой и мелкорозничной торговлей. Кроме того, особое внимание уделено наиболее сложным аспектам бухучета на торговом предприятии: правильности исчисления НДС, использованию векселей, зачету (возмещению НДС) при погашении векселя товаром, особенностям начисления налогов предприятиями, имеющими филиалы.
Орлова Е.В. Компьютеры, программное обеспечение, Интернет: бухгалтерский учет и налогообложение
Учет компьютеров и периферийных устройств, программного обеспечения, а также расходов по подключению и использованию сети Интернет вызывает огромное количество вопросов у бухгалтеров предприятий всех форм собственности. Эта книга, первая в специальной литературе, всесторонне освещает самые сложные вопросы этой темы, в том числе такие, как классификация и учет программного обеспечения, особенности учета при ремонте и модернизации компьютеров, их ускоренная амортизация, учет расходов на создание и поддержание Web-страниц, льготы, предусмотренные законодательством для постоянно работающих с компьютером лиц, и т.д.
Карзаева Н.Н. Налог с продаж и НДС в торговле
Автор предлагает свой нетрадиционный подход к решению проблем, связанных с учетом расчетов с бюджетом по НДС и налогу с продаж, рассматривает ставки налога, льготы, порядок расчетов при реализации по договорам купли-продажи, по договорам мены, на экспорт, за иностранную валюту и др.
Бухгалтеры найдут здесь ответы на сложные вопросы, возникающие при определении налогооблагаемой базы, учете товарообменных операций, особенностях исчисления НДС при значительном колебании цен на товары. Все разделы проиллюстрированы многочисленными примерами из аудиторской практики.
Орлова Е.В. Арендные операции: право, учет, налогообложение
На основе последних нормативных документов подробно изложены вопросы учета и налогообложения арендных операций, анализируется эффективность арендных операций. Автор дает ответы на наиболее сложные вопросы, возникающие при осуществлении арендных отношений, а также практические рекомендации, которые помогут избежать налоговых и административных санкций со стороны контролирующих органов. Руководителям предприятий и бухгалтерам будут особенно полезны практические примеры оформления арендных отношений и бухгалтерские проводки, а также обзор арбитражной практики по операциям аренды.
Березкин И.В. Удержания из заработной платы
Книга адресована бухгалтерам и руководителям предприятий всех форм собственности. Автор на многочисленных примерах рассматривает все возможные виды удержаний из начисленной заработной платы: налоги, алименты, вычеты, производимые по инициативе администрации, в том числе за причиненный предприятию ущерб, за спецодежду, за товары, проданные в кредит, удержания невозвращенных подотчетных сумм и т.п. Для бухгалтеров приведены проводки, отражающие удержания из заработной платы в бухгалтерском учете (с применением нового Плана счетов).
Березкин И.В. Расчет среднего заработка
Книга подготовлена в связи с принятием нового Порядка исчисления среднего заработка в 2000-2001 гг. На многочисленных примерах автор рассматривает вопросы определения расчетного периода и сумм заработной платы, начисленной в расчетном периоде, выбор варианта расчета среднедневного (среднечасового) заработка, который различается для оплаты отпусков и других случаев, определения количества дней (часов), подлежащих оплате. Особое внимание уделено индексации среднего заработка и особенностям списания затрат на оплату среднего заработка.
Фролова И.В. / Орлова Е.В. Выбытие основных средств: особенности бухгалтерского и налогового учета
Авторы книги - практикующие аудиторы в области общего аудита.
В книге рассмотрены все возможные случаи выбытия основных средств с баланса предприятия: реализация за плату, безвозмездная передача, списание, полная и частичная ликвидация, аренда основных средств, безвозмездное пользование и договор ссуды. Кроме того, приведены примеры оформления выбытия основных средств при заключении договоров мены, бартера, взаимозачета и т.д. Текст содержит большое количество практических примеров и бухгалтерских проводок (с применением нового Плана счетов).
"Официальные документы"
Приложение
к приказу Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам
от 19 декабря 2000г. № БГ-3-03/441
Методические рекомендации
по применению главы 22 "Акцизы"
Налогового кодекса Российской Федерации
(подакцизное минеральное сырье)
1. Методические рекомендации для налоговых органов по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении и уплате акцизов на подакцизное минеральное сырье (далее - минеральное сырье) разработаны на основании указанной главы НК РФ и Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118 - ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Новый порядок исчисления и уплаты акцизов на минеральное сырье в соответствии с указанными законодательными актами вступает в силу с 1 января 2001 года. При этом следует иметь в виду, что с указанной даты Инструкция № 58 "О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, и природный газ", утвержденная приказом МНС России от 22.03.2000 № АП -3 -03/109 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2000 г. № 2221), применению не подлежит.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ.
В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе.
В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит.
Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа.
При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения применяется вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.
3. Статьей 180 НК РФ устанавливаются особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Совместная деятельность в рамках договора простого товарищества регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе статьями 1041 - 1054 ГК РФ.
Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, представляет в налоговый орган по месту повторной постановки на учет в качестве налогоплательщика акциза Декларацию по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, утвержденную приказом МНС России от 20.11.2000 № БГ-3-03/398 (далее - Декларация) в целом по совместной деятельности (по формам № 3 и (или) № 4 Декларации), а также по каждому участнику договора простого товарищества - плательщику акциза по минеральному сырью (по формам № 3а и (или) № 4а Декларации).
Налоговый орган, в котором участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате акциза, состоит на учете, получив Декларацию по формам № 3а и (или) № 4а, проводит на ее основании камеральную проверку налогоплательщика акциза и направляет для последующего контроля в налоговые органы по месту постановки на учет остальных участников договора простого товарищества копии указанных форм Декларации с отметкой проводившего камеральную проверку налогового органа о получении налоговой Декларации.
4 Статья 183 НК РФ устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению.
4.1 Согласно указанной статье освобождаются от налогообложения операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; операции по использованию нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи, подготовки и транспортировки нефти, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также операции по реализации нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин, перечень которых утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При проведении камеральных и выездных налоговых проверок следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения указанных операций производится только при наличии утвержденных в установленном порядке нормативов и перечня скважин.
4.2 Операции по закачке природного газа в подземные хранилища согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 183 НК РФ освобождаются от налогообложения.
Однако, следует иметь в виду, что при реализации природного газа из подземных хранилищ взимание акциза производится в порядке, определенном главой 22 НК РФ.
4.3 Подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по реализации отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки.
Данная правовая норма применяется в отношении сухого отбензиненного газа, которому присвоен код 02 7152, а также попутного газа нефтяных месторождений, которому присвоен код 02 7112, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301.
5. Определение налоговой базы при реализации минерального сырья производится по нефти и стабильному конденсату и отдельно по природному газу.
5.1 Налоговая база по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат по операциям, связанным с передачей добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата на переработку в структуре организации и (или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также с передачей добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата для использования на собственные нужды определяется как объем переданной нефти и стабильного газового конденсата в натуральном выражении.
5.2 В целях налогообложения стоимость реализованного (переданного) природного газа исчисляется исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
Поэтому по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, а именно: передача природного газа в структуре организации и (или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также передача природного газа для использования на собственные нужды, налоговая база определяется исходя из стоимости природного газа, отраженной в бухгалтерском учете, но не ниже стоимости, исчисленной по государственным регулируемым оптовым ценам, устанавливаемым ФЭК России.
Аналогично определяется и стоимость природного газа по операциям, освобождаемым от налогообложения: закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления, направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти, использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам (в том числе и по организациям, входящим в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которым устанавливается нулевая ставка акциза на природный газ).
5.3 При определении налоговой базы по акцизу на природный газ следует обратить внимание на определение затрат на транспортировку природного газа для организаций, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 188 НК РФ затраты на транспортировку природного газа, принадлежащего лицам, признаваемым налогоплательщиками акциза на природный газ и не являющимися субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, по территории Российской Федерации включаются в налогооблагаемую базу по акцизу в сумме тарифа (отпускных цен), утверждаемого для внутрисистемного потребления субъектами естественных монополий, осуществляющими производство, транспортировку и реализацию газа.
В целях осуществления контроля за правильностью исчисления сумм акциза на природный газ при проведении камеральной налоговой проверки следует в соответствии со статьей 88 НК РФ истребовать у налогоплательщиков, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, расчет затрат, включаемых в налоговую базу по акцизу на природный газ (протяженность (км) и соответствующий объем (тыс. куб. м) по всем участкам транспортировки газа, имеющим различные ставки за услуги по транспортировке газа, а также документы, являющиеся основанием для составления такого расчета.
6. На природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями, для которых на 1 января 2001 года Правительством Российской Федерации была установлена нулевая ставка акциза, и реализуемый этими организациями на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия, нулевая ставка акциза в силу статьи 14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ сохраняется до 1 января 2002 года.
7. В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации природного газа определяется как день его оплаты.
Поэтому, учитывая данную норму, следует иметь ввиду, что акциз на природный газ, отгруженный включительно по 31 декабря 2000 г., а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 НК РФ.
8. Статьей 206 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты акцизов при реализации соглашений о разделе продукции.
В указанных случаях не признается объектом налогообложения реализация инвесторами и (или) операторами добываемых при выполнении таких соглашений подакцизных видов минерального сырья, если такое минеральное сырье является в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.
При этом, следует иметь в виду, что осуществляемые при реализации соглашений о разделе продукции операции по передаче нефти и (или) стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанные в статье 182 НК РФ, от налогообложения не освобождаются.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
П Р И К А З
В целях реализации положений главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации («Собрание законодательства Российской Федерации», 07.08.2000, № 32, ст. 3340)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье).
2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.
Министр
государственный советник
налоговой службы II ранга Г.И. Букаев
До новых встреч!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||