Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения от компании "Озарение" за 1 квартал 2009


 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ от компании "ОЗАРЕНИЕ"

 

Обзор за 1 квартал 2009 года

1. Новое:

С 1 января 2009 года изменены ставки по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный и региональные бюджеты (Федеральный закон РФот 30.12.2008 №305-ФЗ). При этом общая величина налоговой ставки осталась равна ранее утвержденной Федеральным законом РФ от 26.11.2008 №224-ФЗ — 20%.

Выводы налогоплательщика:

Ставка налога на прибыль с 01.01.2009 в федеральный бюджет составляет 2%, а в региональный— 18%.



2. Новое:

С 1 июля 2009 года вступают в силу изменения законодательства в отношении обществ с ограниченной ответственностью (Федеральный закон РФ от 30.12.2008 №312-ФЗ).

Учредительным документом ООО будет только устав. Договор об учреждении (учредительный договор) будет заключаться в письменной форме, однако учредительным документом являться не будет.

Размер уставного капитала ООО должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

При отчуждении долей в уставном капитале ООО потребуется нотариальное заверение сделки. Затем нотариус в течение трех дней со дня такого заверения передает в ИФНС заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подписанное отчуждающим долю или часть доли участником ООО.

Цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом ООО в твердой денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли: стоимость чистых активов, балансовая стоимость активов на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и др. Заранее определенная уставом цена покупки доли или части доли должна быть одинаковой для всех участников общества.

Новым является и обязанность ведения списка участников ООО. Список должен содержать сведения о каждом участнике ООО, размере его доли в уставном капитале и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. В обязанности руководителя ООО вменено обеспечить соответствие между данными ЕГРЮЛ и списка.

Выводы налогоплательщика:

Уставы и учредительные договоры ООО, созданных до дня вступления в силу данного закона, подлежат приведению в соответствие новым требованиям не позднее 1 января 2010 года.



3. Новое:

Минфин РФ дал подробные разъяснения, касающиеся оформления счетов-фактур при получении авансов и вычетов НДС по перечисленным суммам авансов (письмо Минфина РФ от 06.03.2009 № 03-07-15/39).

Специальная форма счетов-фактур, выставляемых в отношении предварительной оплаты, не утверждена. Поэтому продавцы товаров (работ, услуг, имущественных прав) при выставлении указанных счетов-фактур используют обычную форму счета-фактуры. При заполнении показателя счета-фактуры «наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг)» следует руководствоваться наименованием, указанным в договоре.

Отметим, что текст общего характера («предварительная оплата») в счет-фактуру на аванс вносить нельзя (письмо Минфина РФ от 25.02.2009 №03-07-14/26).

В случае получения аванса по договорам поставки товаров, предусматривающих их отгрузку в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты, при оформлении счета-фактуры следует указывать обобщенное наименование поставляемых товаров (например, нефтепродукты, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, канцелярские товары и т.п.).

При получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, налогообложение которых осуществляется по ставкам как 10, так и 18 процентов, в счете-фактуре следует указывать либо обобщенное наименование товаров с указанием ставки 18/118, либо выделять товары в отдельные позиции исходя из сведений, содержащихся в договорах, с указанием соответствующих ставок налога.

По договорам на поставку товаров (оказание услуг), предусматривающим особенности, связанные с непрерывными долгосрочными поставками товаров (оказанием услуг) в адрес одного и того же покупателя (например, поставка электроэнергии, нефти, газа, оказание услуг связи), составлять счета-фактуры по оплате (частичной оплате), полученной в счет таких поставок товаров (оказания услуг), и выставлять их покупателям, по мнению Минфина РФ, возможно не реже одного раза в месяц не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Такой порядок возможен, так как НК РФ не определено понятие оплаты (частичной оплаты), поэтому в данном случае предварительной оплатой (частичной оплатой) можно считать разницу, образовавшуюся по итогам месяца между полученными суммами оплаты (частичной оплаты) и стоимостью отгруженных в данном месяце товаров (оказанных услуг).

Если в договоре условие о предварительной оплате не предусмотрено или соответствующий договор отсутствует, а предварительная оплата перечисляется на основании счета, то налог по перечисленной предоплате к вычету не принимается.

При осуществлении предварительной оплаты наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога по такой оплате не производится, поскольку в данных случаях у покупателя отсутствует платежное поручение.

Выводы налогоплательщика:

1) Продавцам не следует выставлять счета-фактуры на аванс в случае, если отгрузка происходит в течение 5 дней с момента получения аванса.

2) Покупатель не обязан принимать к вычету НДС, предъявленный продавцом при получении аванса.


4
. Новое:

ФНС РФ выпустила разъяснения по вопросу исчисления НДС по СМР в 2009 году (письмо ФНС от 23.03.2009 №ШС-22-3/216@ «О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ»).

В соответствии с абз.2 п. 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2009) вычеты сумм налога, указанных в абз.3 п. 6 статьи 171 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 статьи 167 НК РФ. Учитывая изложенное, в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представляемой налогоплательщиком за налоговый период, начиная с первого налогового периода 2009 года, отражаются как суммы налога, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, так и суммы этого налога, подлежащие вычету в соответствии с абз.3 п.6 статьи 171 НК РФ.

Если построенный объект начинает использоваться одновременно и в облагаемых, и в необлагаемых НДС операциях, принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет с года введения объекта в эксплуатацию.

Если построенный объект не подлежит вводу в эксплуатацию, принятые к вычету суммы НДС восстанавливаются и уплачиваются в бюджет в том налоговом периоде, в котором принято решение о списании этого объекта с баланса.

Если стоимость построенного объекта не включается в расходы при исчислении налога на прибыль (в том числе через амортизационные отчисления), то принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет в том налоговом периоде, в котором данный объект введен в эксплуатацию.

Выводы налогоплательщика:

С 1 января 2009 г. вычеты сумм НДС по СМР производятся на момент определения налоговой базы при выполнении этих работ, т.е. на последнее число каждого налогового периода. Таким образом, начиная с 1 квартала 2009 г., в налоговой декларации по НДС отражаются как исчисленные суммы налога, так и суммы налога, подлежащие вычету.

Следует иметь в виду, что суммы НДС, исчисленные при выполнении названных работ в 2006-2008 гг., принимаются к вычету по мере уплаты этого налога в бюджет.



5. Новое:

Если счет-фактура подписан с использованием факсимиле, то на основании такого документа организация вправе заявить «входной» НДС к вычету (Определение Высшего арбитражного суда от 13.02.2009 №ВАС-16068/08).

Проставление на счетах-фактурах факсимильной подписи при наличии соглашения об этом не свидетельствует о нарушении требований, установленных статьей 169 НК РФ.

Выводы налогоплательщика:

Если возможность использования факсимиле прямо предусмотрена договором, то согласно позиции ВАС РФ, организация может предъявить к вычету НДС на основании счета-фактуры, подписанного факсимиле.

При этом позиция налоговых органов и Минфина РФ долгое время остается неизменной: счета-фактуры, оформленные с использованием факсимильной подписи, являются составленными с нарушением установленного порядка (напр., письмо Минфина РФ от 22.01.2009 № 03-07-11/17).



6. Новое:

ИФНС не вправе отказать организации в вычете НДС по приобретенным ОС на том основании, что имущество учтено на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Такой вывод следует из определения Высшего арбитражного суда от 3 марта 2009 года № ВАС-1795/09.

По мнению налогового органа право на вычет возникает только после отражения объекта на счете 01 «Основные средства». Однако суд указал, что законодательство не связывает данное право с постановкой ОС на бухгалтерский учет по какому-то конкретному счету. Это следует из положений п.1 статьи 172 НК РФ.

Выводы налогоплательщика:

Организация вправе принять к вычету «входной» НДС не дожидаясь, пока объект основных средств будет учтен на счете 01.



7. Новое:

Необоснован отказ в вычете НДС только на том основании, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 №Ф08-8171/2008).

Произведя встречную проверку, налоговый орган установил, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре, из-за чего покупателю было отказано в праве на вычет. Однако за прошедшее между выдачей счета-фактуры и проведением проверки время продавец мог сменить место деятельности.

Суд обоснованно признал неправомерным довод налоговой инспекции о том, что счета-фактуры содержат недостоверные сведения, так как в результате встречных проверок не выявлено местонахождение указанных контрагентов.

Выводы налогоплательщика:

Если проводя встречную проверку контрагента налоговые органы установят, что он не находится по адресу, указанному в счете-фактуре, то это не основание для отказа в вычете НДС, так как встречная проверка проводится в более поздний, чем выставлен счет-фактура, срок.



8. Новое:

Налогоплательщик вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, выявленным в ходе инвентаризации или полученным безвозмездно (письмо Минфина РФ от 13.03.2009 №03-03-06/1/136).

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Первоначальная стоимость основного средства в соответствии со ст.257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Выводы налогоплательщика:

Для целей налогового учета организация вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, выявленным в ходе инвентаризации или полученным безвозмездно.

9. Новое:

Минфин РФ дал ответ на вопрос, может ли организация рассчитать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в 1 квартале 2009 г. по ставке 20% (письмо Минфина РФ от 16.02.2009 №03-03-06/1/67).

В порядке, установленном ст. 286 НК РФ, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Выводы налогоплательщика:

Возможности изменения порядка расчета суммы ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в 1 квартале 2009 г., в частности перерасчета сумм ежемесячных авансовых платежей в связи со снижением ставки налога на прибыль организаций, законодательством не предусмотрено.



10. Новое:

Принят Федеральный закон РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ, направленный на защиту прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В законе указано на недопустимость требования о получении юридическими лицами и ИП разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления отдельных видов работ, услуг:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов;

8) производство текстильных материалов, швейных изделий;

9) производство одежды;

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;

12) издательская и полиграфическая деятельность;

13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

Законом вводятся понятия - документарная и выездная проверка; установлены основания, периодичность проведения проверок, сроки их проведения.

Выводы налогоплательщика:

С 1 июля 2009 года вводится уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении отдельных видов работ и услуг (список приведен выше). Разрешений на осуществление данных видов деятельности не требуется. Уведомления представляются в орган исполнительной власти до начала осуществления деятельности.



11. Новое:

Решение о дополнительной индексации размеров пособий, выплачиваемых семьям с детьми, принято Правительством РФ на заседании 19.03.2009. Размер пособий, выплачиваемых с 1 января 2009 года, будет увеличен не на 8,5 %, как планировалось ранее, а на 13%.

Увеличение затронeт все социальные пособия, которые уже были увеличены с 01.01.2009.

В соответствии с перерасчетом размер единовременного пособия по рождению ребенка составит 9989,86 рублей. Минимальный размер ежемесячных пособий по уходу за первым ребенком до 1,5 лет составит 1873,1 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми - 3746,2 рублей. Максимальный размер пособия возрастет до 7492,4 рублей.

Так же будет увеличена сумма материнского капитала – он составит не 299,73, а 312,16 тысяч рублей.

Выводы налогоплательщика:

Пересчет «детских» пособий и выплат необходимо будет произвести (после вступления в силу Федерального закона РФ), начиная с 1 января 2009 года. После перерасчета получателям пособий будут выплачены доплаты за период, прошедший с начала этого года.



12. Новое:

Налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Закона «О бухгалтерском учете» (письмо Минфина РФ от 11.02.2009 03-11-06/3/28).

Согласно статье 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, то договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара. При этом форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Выводы налогоплательщика:

Организация может использовать самостоятельно разработанную форму товарного чека для подтверждения факта торговли товарами по договору розничной купли-продажи. Обязательное условие – форма чека должна соответствовать положениям Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».



13. Новое:

Организация и ИП, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности. При этом в бланке должны содержаться реквизиты, указанные в п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №359 (письмо Минфина РФ от 21.01.2009 №03-01-15/1-18).

Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 №163.

Выводы налогоплательщика:

Самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности полноправно заменяет чек при оказании услуг населению.


В избранное