Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Блог Фискала

  Все выпуски  

Лучшее от налогового инспектора - досудебное урегулирование налоговых споров


С начала этого года (2009 г.) действует досудебный порядок урегулирования налоговых споров по вынесенным решениям налоговых органов. Досудебный порядок подразумевает обжалование решений, вынесенных по результатам проверок, налоговых органов в вышестоящий налоговый орган. Пора подвести итоги и понять насколько эффективный и нужный процесс был создан. Сначала подробно распишу обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров.

Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности в вышестоящий налоговый орган установлен ст. ст. 101.2, 139- 141 НК РФ.

Когда налогоплательщик имеет право обратиться в суд?

Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Таким образом, с 1 января 2009 года налогоплательщик при обращении в суд, обязан подтвердить факт соблюдения досудебной процедуры урегулирования налогового спора. В связи с чем, к заявлению в суд необходимо приложить документ, определенно подтверждающий факт обращения в вышестоящий налоговый орган с обжалованием конкретного решения. Таким документом может быть копия апелляционной жалобы со штампом налогового органа, где указывается дата ее принятия. В случае, отсутствия подтверждения досудебного урегулирования спора суд должен оставить заявления без рассмотрения. Но это не исключает возможность повторного обращения, после прохождения процесса досудебного урегулирования спора, либо с приложением документов подтверждающих досудебное урегулирование налогового спора.

Административное обжалование не должно быть формальным – заявление в суд предполагается «симметричным» жалобе с точки зрения предмета заявленных требований, а по возможности и с точки зрения оснований иска, т.е. фактических обстоятельств дела, на которые ссылается заявитель. В любом случае соотносимость между иском и жалобой служит гарантией принятия заявления налогоплательщика к производству арбитражным судом. Иначе у суда появятся основания усомниться в соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Все ли решения налоговой подлежат досудебному урегулированию?

Досудебная процедура урегулирования налоговых споров распространяется на ограниченный перечень ненормативных правовых актов налоговых органов, а именно на:

- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иные ненормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в суде без предварительного досудебного урегулирования.

Апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ) Таким образом, срок на подачу жалобы, имеющей статус апелляционной, ограничен 10 рабочими днями со дня вручения решения (п. 9 ст. 101 НК РФ – решение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено решение).

Апелляционная жалоба, как и жалоба на вступившее в силу решение, подается в письменной форме. Особенность ее направления в том, что апелляция на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 139 НК РФ).

В основном разделе жалобы указывается наименование налогового органа, вынесшего обжалуемое решение, содержание данного решения. Нужно подробно изложить, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие нормы права нарушены, перечислить доводы и аргументы, обосновывающие позицию организации. Далее приводиться требование жалобщика – отменить или изменить решение.

К жалобе следует приложить копии документов и материалов, подтверждающих возражения и аргументы налогоплательщика, тогда у него будет больше шансов переубедить налоговиков в своей позиции, в чем многие уже убедились на собственном опыте.

Жалоба, по истечении отведенного 10-ти дневного срока, не будет иметь статус апелляционной, поэтому решение вступит в силу и будет исполняться налоговым органом, несмотря на наличие жалобы, которая в данном случае вследствие просрочки направления станет жалобой на вступившие в силу решение налогового органа. В данном случае у налогоплательщика имеется право ходатайствовать о приостановлении исполнения решения (п. 3 ст. 138 НК РФ), что не равнозначно ситуации с апелляционным обжалованием, когда вступление решения в силу отдаляется во времени до момента утверждения вышестоящим налоговым органом.

Пункт 2 ст. 139 НК РФ предусматривает три срока подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган:

а) на решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- для подачи апелляционной жалобы – 10 рабочих дней со дня вручения решения. Жалоба подается через нижестоящий налоговый орган, вынесший решение, который обязан в трехдневный срок направить ее в вышестоящий налоговый орган;

- для подачи жалобы на решение, вступившие в силу, – 1 год со дня вынесения обжалуемого решения. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган.

б) Иные ненормативные правовые акты налоговых органов, действия (бездействие) – 3 месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправе отозвать ее на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ). Повторная подача жалобы производится в сроки предусмотренные п. 2 ст. 139 НК РФ.

Решение налогового органа по жалобе

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).

По результатам обжалования вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа;

- изменить решение или вынести новое решение.

* при подготовке данного материала использовались следующие статьи: обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора: краткая инструкция по применению, «Ваш налоговый адвокат», 2008, № 8; апелляционная жалоба в налоговый орган подается один раз, «Главная книга», 2009, № 18; досудебный беспорядок, «Эж-Юрист», 2009, № 14; комментарий к письму Минфина России от 03.06.09 № 03-02-08/46, «Акты и комментарии для бухгалтера», 2009, № 14; Обязательное досудебное обжалование актов ИФНС, «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 2.

Итоги года жизни с досудебным урегулированием налоговых споров (личное мнение)

По статистике процент удовлетворения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами крайне низок. Процесс досудебного урегулирования не оправдал возложенные на него надежды по разгрузке арбитражных судов, суды как были загружены, так и остались загруженными.

Досудебное урегулирование налоговых споров в данном формате не может быть объективным, т.к. доначисления налогов в ходе проверок формируют показатели инспекции, а совокупность доначислений инспекций по субъекту формируют показатели УФНС по субъекту. Потому, Управление и Инспекция всегда заинтересованы в одном исходе дела.

В некоторых случаях происходит усиление позиции налогового органа, но в своем большинстве решения остаются без изменений. Усиление позиции налоговой в ходе досудебного урегулирования, на мой взгляд, это единственное полезное, что можно «выжить» из данного процесса. Но так, как это происходит крайне редко считаю не рациональным само создание и дальнейшие функционирование механизма досудебного урегулирования налоговых споров, в том виде, в котором оно есть на сегодняшний день.

Тут же хочу выразить свою позицию в отношении работы «отделов налогового аудита» налоговых органов. Сотрудники выездных и камеральных отделов крайне не довольны их работой. Почему? Отдел налогового аудита, должен писать независимое заключение на акт выездной (камеральной) проверки и предоставлять его начальнику (зам. начальника) инспекции перед принятием решения. Однако, в связи с тем, что начальник и сотрудники названых контрольных отделов сами в состоянии решить какие ему вопросы в решении оставлять, а какие снимать по возражениям, «аудиторы» вынуждены писать в своих заключениях то, что скажет начальник. Тем самым, отдел занимается очень «скудной» работай, но хочет быть очень «важным». В результате чего, сотрудники данного отдела донимают выездников и камеральщиков исправлением орфографических ошибок и предложениями переформулировать фразы. Как говорят, занимаются «крючкотворством»…

Читайте другие наши статьи на блоге http://blogfiscal.ru

Задать интересующие вопросы можно на нашем форуме http://forum.blogfiscal.ru

 


В избранное