Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 10/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 10/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 10/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Бюджетный учет дебиторской и кредиторской задолженности

И.В. Самойлов, эксперт

Бюджетные учреждения, выполняя свои функции, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, вступают в гражданские правоотношения. Такие правоотношения предполагают обязанность одной стороны (должника) совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие, например передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное либо воздержаться от него. Кредитор, в свою очередь, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Состояние расчетов бюджетного учреждения всегда является предметом пристального внимания вышестоящих и контролирующих органов, а также администрации бюджетного учреждения. В той или иной степени показатели дебиторской кредиторской задолженности характеризуют финансово-хозяйственную деятельность учреждения.

Организованный надлежащим образом бюджетный учет расчетов создает необходимые условия для осуществления внутреннего контроля и способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по оказанию работ и услуг в полном объеме, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины.

Однако на практике стороны гражданских правоотношений нередко не исполняют взятые на себя обязательства, и в расчетах между ними возникает дебиторская или кредиторская задолженность.

В данной статье будет рассмотрено, как отражать дебиторскую и кредиторскую задолженности в бюджетном учете.

Налогообложение сумм списанной дебиторской или кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям в данной публикации рассматриваться не будут. Ведь они регулируются нормами налогового законодательства.

Отражение расчетов в бюджетном учете

Порядок отражения в бюджетном учете расчетов между субъектами гражданских правоотношений регулируется Инструкцией по бюджетному учету. Напомним, что она утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее – Инструкция № 25н).

Дебиторская задолженность бюджетного учреждения

Под дебиторской задолженностью понимают вид финансовых активов, характеризующих:

– сумму долгов, причитающихся бюджетному учреждению от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

– счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

Расчеты с дебиторами, возникающие у бюджетного учреждения в рамках гражданско-правовых взаимоотношений, учитывают на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета в зависимости от экономического содержания.

Расчеты по суммам доходов, начисленных бюджетными учреждениями, являющимися администраторами соответствующих доходов в момент возникновения требований к плательщикам, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам". Расчеты по авансам, которые перечисляют бюджетные учреждения (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) в соответствии с условиями договора, не противоречащими действующему законодательству, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам". Суммы задолженности по основному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным бюджетным кредитам из бюджета, государственным кредитам, по государственным и муниципальным гарантиям отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 207 00 000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам". Необходимо отметить, что администраторами указанных расчетов являются финансовые органы. Расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам учитывают на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами". Расчеты по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию, списанию в установленном порядке, учитывают на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по недостачам".

Возврат дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота учреждения, ухудшает его финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности – важнейшая задача бухгалтерии учреждения.

Необходимо учитывать, что согласно Инструкции № 25н операции по возврату сумм дебиторской задолженности, возникшей при расчетах с поставщиками товаров, работ, услуг в рамках бюджетной деятельности, отражаются в бюджетном учете в зависимости от того, когда она образовалась – в текущем бюджетном году или в предыдущие годы. Это следует из Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н.

На бюджетное учреждение возлагается обязанность информировать в случае необходимости другую сторону о порядке заполнения платежного поручения на возврат дебиторской задолженности.

Суммы возврата дебиторской задолженности, которая образовалась у получателя средств при исполнении расходов федерального бюджета текущего финансового года, согласно пункту 50 данной Инструкции учитываются на лицевом счете получателя средств как восстановление кассового расхода. При этом возвращаемые суммы отражают по тем показателям бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовый расход.

Пример 1. Бюджетное учреждение перечислило аванс – 720 руб. за подписку на периодические издания бухгалтерии на второе полугодие текущего финансового года. В связи с задержкой оплаты подписки один из номеров журналов доставлен не был. Его стоимость в сумме 80 руб. в текущем году была возвращена бюджетному учреждению.

В учете данные операции будут отражены следующими записями:

– произведен авансовый платеж за подписку на издания периодической печати, не относящиеся к библиотечному фонду, – 720 руб.

Дебет 1 20609 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги"

Кредит 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг";

– возвращен в текущем финансовом году перечисленный в этом же году авансовый платеж за недополученный номер журнала – 80 руб.

Дебет 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг"

Кредит 1 20609 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги".

Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие на лицевой счет учреждения в текущем году, согласно пункту 51 Инструкции направляются платежными поручениями учреждения в доход федерального бюджета. Причем не позднее трех дней. На платежке указывают код классификации доходов бюджетов РФ 000 1 13 03000 00 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства". Как правило, операции по отражению на лицевом счете учреждения сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет и перечислению их в доход соответствующего бюджета оформляются одним и тем же днем.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, произведенный бюджетным учреждением в доход соответствующего бюджета, отражается по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" и кредиту счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". С указанием кода бюджетной классификации РФ, по которому был отражен возврат.

Пример 2. Воспользуемся данными предыдущего примера, но допустим, что дебиторская задолженность в сумме 80 руб. числилась на балансе учреждения на конец отчетного года и возвращена учреждению в следующем финансовом году. В бюджетном учете бухгалтер бюджетного учреждения сделает запись:

– зачислена на лицевой счет бюджетного учреждения сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет – 80 руб.

Дебет  1 304 05 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг"

Кредит  1 206 09 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги";

– перечислена в доход соответствующего бюджета сумма, полученная в порядке возврата дебиторской задолженности прошлых лет, – 80 руб.

Дебет  1 210 02 130 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит  1 304 05 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг".

Если бюджетному учреждению открыт счет в кредитной организации согласно установленным нормативно-правовым актам, суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей, например, при расчетах за услуги связи, в рамках бюджетной деятельности оформляются следующими записями:

– зачислены на счет учреждения в кредитной организации суммы возврата дебиторской задолженности за прочие услуги

Дебет  1 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета".

Одновременно оформляется восстановление выбытий записью по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения" и в Многографной карточке (ф. 0504054) по коду бюджетной классификации РФ 226 "Прочие услуги". По этому коду был отражен возврат.

Кредит  1 206 09 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги";

– перечислены в доход соответствующего бюджета суммы, полученные в порядке возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Дебет  1 210 02 130 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит  1 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов".

Одновременно оформляется восстановление выбытий записью по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения" и в Многографной карточке (ф. 0504054) по коду бюджетной классификации РФ 226 "Прочие услуги".

Суммы возврата дебиторской задолженности, возникшие в рамках приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, оформляются в бюджетном учете едиными записями вне зависимости от того, когда была образована такая задолженность:

– зачислены на лицевой счет учреждения в органе казначейства для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на счет учреждения в кредитной организации суммы возврата дебиторской задолженности за прочие услуги

Дебет  2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит  1 206 09 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги".

Одновременно оформляется восстановление выбытий записью по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения" и в Многографной карточке (ф. 0504054) по коду бюджетной классификации РФ 226 "Прочие услуги".

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 10/2007 читайте также:

Отражение расчетов в бюджетном учете

Кредиторская задолженность бюджетного учреждения

Депонентская задолженность

Зачет встречного однородного требования

Отражение расчетов в бюджетной отчетности
Инвентаризация расчетов
Срок исковой давности
Списание с учета дебиторской (кредиторской) задолженности

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Дебиторская задолженность, нереальная для взыскания


Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 10/2007

Наша Надежда
Судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов: как изменился порядок их исполнения
Как исполняют судебные акты органы Федерального казначейства
Чего ждать от проверок и ревизий Росфиннадзора?
Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда по обязательствам бюджетных учреждений
Сверимся с налоговой
Взыскание безнадежных долгов
Поиск информации в сборнике электронных документов "БиНО: Актуально"
Новое в законодательстве
Кроссворд "Исполнение судебных решений"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное