Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 9/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Заключение государственного и муниципального контракта: условная формальность или объективная необходимость?

Е.А. Пластинина, директор УМЦ подготовки специалистов ЖКХ, консультант УМЦ по госзакупкам Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Содержание

Кто является госзаказчиком

Понятие государственного и муниципального контракта

Финансовые ограничения при заключении контракта

Важнейшим инструментом для эффективного использования бюджетных средств при размещении заказов (о принципах экономичности и эффективности в системе госзаказов читайте в статье Е.А. Пластининой в БиНО: БУ № 3/2007) является заключение государственного и муниципального контракта с поставщиками и подрядчиками. Поэтому в статье будет рассказано о том, на что следует обратить внимание при заключении таких контрактов, чтобы максимально защитить интересы бюджетного учреждения.

Кто является госзаказчиком

В период становления системы закупок продукции для федеральных нужд государственным заказчиком являлись бюджетополучатели, которые попали в перечень, утвержденный Правительством РФ. При этом не были определены какие-либо формальные критерии заказчика. То есть для попадания в вышеупомянутый перечень не важны были ни правовой статус организации, ни ее функциональное назначение, отраженное в учредительных документах, ни наличие в реестре бюджетополучателей. Другой крайней вариацией трактовки понятия "заказчик" было определение его только как федерального органа исполнительной власти, что не могло не противоречить нормам как гражданского, так и бюджетного законодательства.

Результат нормотворчества представительных органов власти регионального и муниципального уровней кардинально отличался от "федеральной" позиции. Там государственными и муниципальными заказчиками могли быть не только органы власти, но и бюджетные учреждения, унитарные предприятия, которые фактически организовывали деятельность по размещению заказа и проводили оплату предоставляемой продукции.

Судебная практика толкования термина "заказчик" строилась по принципу установления нескольких критериев (признаков). Например таких, как наличие: статуса получателя бюджетных средств; финансовых ресурсов, являющихся по своей правовой природе бюджетными; полномочий по распоряжению указанными денежными средствами.

Ситуация радикально изменилась с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в новой редакции опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 6/2007) (далее – Закон № 94-ФЗ). Этот документ вступил в силу 1 января 2006 г. и унифицировал целый ряд понятий, в том числе и определение заказчика в государственном и муниципальном контракте.

Определение заказчика

В соответствии с действующей в настоящее время редакцией пункта 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно:

– государственные органы;

– государственные внебюджетные фонды;

– органы местного самоуправления;

– бюджетные учреждения.

Кроме того, это могут быть иные получатели средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

То есть бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета прямо определены Законом № 94-ФЗ в качестве государственных заказчиков. Бюджетополучатели же регионального и муниципального уровней являются заказчиками только в случае наделения их такими полномочиями органами государственной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

Также в перечень заказчиков включены государственные внебюджетные фонды, что снимает множество проблем, связанных с распоряжением бюджетными средствами. В соответствии с положениями статьи 764 Гражданского кодекса РФ указанные субъекты определены в качестве стороны государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

Способы передачи полномочий заказчика

Кроме участия в государственном и муниципальном контракте напрямую определенных в законе заказчиков допускается привлечение и других субъектов. Для этого существует три одинаково легитимных, но различных по процедуре способа передачи полномочий заказчика. Такая передача функций государственного и муниципального заказчика на региональном или муниципальном уровне может быть произведена следующими способами:

– на основании соответствующего распорядительного акта, изданного органом государственной власти или местного самоуправления (этот способ получил в настоящее время наибольшее распространение);

– в соответствии с договором о передаче полномочий заказчика, определяющим границы передаваемого статуса;

– путем внесения изменений в учредительные документы организации-бюджетополучателя.

Таким образом, полномочия заказчика могут быть переданы как в полном объеме, так и частично, то есть только для размещения заказов по отдельным видам товаров, работ и услуг либо на отдельные процедуры размещения заказа.

Отметим, что приобретенный статус заказчика далее (то есть уже третьей стороне) передать нельзя: ни в порядке заключения соглашений поручения, ни в порядке переуступки прав требования по действующим контрактам, ни каким-либо распорядительным актом.

Сводный реестр бюджетополучателей

Наделение организации специальной правоспособностью выступать от имени государства или муниципального образования в процессе размещения заказов отнюдь не достаточно для фактической реализации прав и обязанностей заказчика. Необходимым условием для возможности исполнения прав и обязанностей заказчиков является включение информации о таких субъектах в специальную информационную базу – сводный реестр бюджетополучателей.

Сделать это необходимо главным распорядителям бюджетных средств еще до наступления очередного финансового года. Допускается также процедура внесения в заявительном порядке изменений и дополнений в реестр получателей средств бюджета и в течение финансового года, которая проводится все теми же главными распорядителями.

Порядок обмена информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, между главным распорядителем и органом, ведущим реестр, устанавливается с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации по защите государственной тайны. Аналогично осуществляются и процедуры размещения соответствующих заказов.

В субъектах РФ, в муниципальных образованиях обычно учет бюджетополучателей ведется при формировании бюджетной росписи на очередной финансовый год. Сведения о конкретных бюджетополучателях, в частности, могут найти отражение в законе о бюджете на соответствующий год. Информационная база бюджетополучателя создается при открытии им лицевых счетов в органах казначейского исполнения бюджетов соответствующего уровня.

Понятие государственного и муниципального контракта

Согласно статье 525 Гражданского кодекса РФ товары для государственных или муниципальных нужд поставляются на основе соответствующего контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров. Под государственным или муниципальным контрактом (о государственном и муниципальном контрактах читайте также в статье С.Н. Севелева в БиНО: БУ № 6/2007), в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Поэтому при заключении такого контракта следует руководствоваться порядком, предусмотренным Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ.

Кто является заказчиком в контракте, мы уже указали. Второй же стороной (контрагентом) выступает организация, отбор которой государственный или муниципальный заказчик осуществлял на основании строго урегулированных процедур размещения заказа. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается заказчиком еще на стадии подготовки к проведению закупочных процедур, поскольку является частью конкурсной документации, документации о проведении аукциона и извещения о проведении запроса котировок.

Конкурсная документация, документация о проведении открытого аукциона, а также извещение о проведении запроса котировок или электронного аукциона играют роль оферты. Напомним, что в соответствии со статьей 435 ГК РФ оферта – это предложение заключить договор, адресованное одному или нескольким лицам, которое содержит все существенные условия договора. Согласно статье 436 ГК РФ оферта практически безотзывна.

Акцептом указанной оферты становится заявка участника размещения заказа, поданная заказчику. В соответствии со статьей 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Поэтому заключение государственного или муниципального контракта на заданных первоначально условиях является для сторон обязательным.

Финансовые ограничения при заключении контракта

Сейчас уже установлена четкая "граница", начиная от которой государственные и муниципальные заказчики обязаны заключать государственные или муниципальные контракты.

В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одно сделке. В настоящее время в соответствии с указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (этот документ опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 9/2007.) это 100 000 руб. Кроме того, без заключения контракта одноименные товары, работы, услуги могут закупаться бюджетными учреждениями в течение квартала на сумму, также не превышающую указанного выше ограничения.

Согласно решению Верховного суда РФ от 26 февраля 2004 г. № ГКПИ04-163 расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, на сумму, превышающую 100 000 руб., в силу пункта 2 статьи 861 ГК РФ должны производиться в безналичном порядке. И в этом случае обязательно заключение государственного или муниципального контракта.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2007 читайте также:

Заключение контракта: на что обратить внимание

Количественные показатели выполнения заказа

Качество выполняемого заказа

Условия и сроки поставки

Цена контракта

Расчеты по контракту

Гарантийные обязательства

Способы обеспечения контракта

Ответственность сторон

Порядок разрешения разногласий сторон

Некоторые дополнительные моменты

Заключение

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 9/2007

"Доверие – это основа эффективной работы всего коллектива". Интервью с Р.Е. Артюхиным
Некоторые аспекты вопросов платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за загрязнение окружающей среды. Что изменилось?
Заключение государственного (муниципального) контракта: условная формальность или объективная необходимость?
Новый порядок расчета больничных
Что надо знать о расчёте среднесписочной численности
Отвечаем на вопросы читателей. Трудовое законодательство
Заполняем квартальные бланки отчетности в электронном виде на диске "БиНО: Актуально"
Новое в законодательстве
Кроссворд "Экологический"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2005 и 2006 года, а также за первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб., за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) - 3 850 руб., и за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное