Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 5/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 5/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 5/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Должны ли платить транспортный налог вузы МВД России?

Е.М. Сидельникова, и.о. начальника отдела налогового аудита МРИ ФНС России № 12 по Саратовской области

С.В. Савинов, к.ю., доцент кафедры финансового права и судебно-экономических экспертиз СЮИ МВД России

Содержание

Право собственности на транспортные средства

Являются ли вузы МВД России федеральными органами исполнительной власти?

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (подпункт 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ).

Казалось бы, все понятно: автомобили в МВД России транспортным налогом облагаться не должны. Однако, как известно, в системе данного министерства существуют подведомственные учреждения, в том числе образовательные, которые являются самостоятельными юридическими лицами. По мнению налоговой службы, они не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления транспортных средств в обычном порядке.

Общий взгляд на проблему уплаты имущественных налогов (в том числе транспортного) в силовых учреждениях предлагается в статье И.В. Самойлова "Уплата имущественных налогов учреждениями силовых ведомств" в прошлом номере журнала.

В данной статье рассматривается конкретный случай: уплата транспортного налога в вузах МВД России. Чтобы выяснить, должны ли эти вузы платить транспортный налог, необходимо проанализировать их правовой статус как субъектов налоговых правоотношений. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

– на каком праве принадлежат вузу МВД России транспортные средства;

– является ли данное учреждение федеральным органом исполнительной власти;

– приравнивается ли служба в органах внутренних дел к военной.

В настоящей статье мы попробуем ответить на эти вопросы.

Право собственности на транспортные средства

Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за учреждениями и предприятиями, подведомственными Минобороны России, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления самому Минобороны России. Это следует из статьи 299 Гражданского кодекса РФ. Такова позиция Минфина России, изложенная им в письме от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625.

Подобный подход Минфин России распространил и на учреждения других федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (см. письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-06-01-02/09, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. № А42-13441/04-20, от 14 октября 2005 г. № А13-1616/2005-05, от 28 октября 2005 г. № А42-871/2005-20). Впрочем, в судебной и налоговой практике можно встретить и противоположное мнение (см. письмо МНС России от 1 октября 2003 г. № НА-6-21/1017@ "О порядке применения пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ", постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2005 г. № Ф09-1445/05АК, Восточносибирского округа от 23 мая 2006 г. № А33-21117/05-Ф02-2316/06-С1, Московского округа от 1 июня 2006 г. № КА-А41/4657-06). В общем, несмотря на довольно продолжительное время, прошедшее с момента вступления в силу главы 28 "Транспортный налог" НК РФ, единого мнения по этому вопросу не сложилось. Ниже мы предлагаем свою точку зрения.

Высшее учебное заведение МВД России в соответствии с ГК РФ и Положением о высшем учебном заведении МВД России, утвержденным приложением 1 к приказу МВД России от 15 июня 1994 г. № 202, является самостоятельным учреждением органов внутренних дел и находится в прямом подчинении МВД России.

Учредителем вуза является МВД России. Имущество за вузом закреплено на праве оперативного управления.

Вуз МВД России – федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, которое занимается подготовкой специалистов для органов внутренних дел в соответствии с государственными образовательными стандартами и проводит научные исследования в сфере правоохранительной и других видов деятельности, входящих в компетенцию МВД России.

Вуз МВД России является одним из структурных звеньев системы непрерывного обучения кадров для органов внутренних дел, их подразделений, других учреждений МВД России. Вуз МВД России является юридическим лицом, имеет знамя, печать с изображением государственного герба РФ и наименованием института, самостоятельный баланс.

Таким образом, на первый вопрос можно ответить, что транспортные средства вузов МВД России принадлежат им на праве оперативного управления.

Являются ли вузы МВД России федеральными органами исполнительной власти?

Понятие "органы исполнительной власти" является важнейшей категорией современного административного права. В науке принято следующее определение: орган исполнительной власти – это государственная организация, часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Отметим, что вузы системы МВД России с научной точки зрения не отвечают некоторым наиболее существенным признакам органа исполнительной власти. Например, они не осуществляют правоисполнительную и нормотворческую деятельность. Следовательно, вузы МВД России не могут быть признаны в полной мере органами исполнительной власти.

Однако необходимо учитывать, что в законодательстве нет определения органа исполнительной власти, а есть лишь указание на существование единой системы государственных органов исполнительной власти (статья 77 Конституции РФ).

Как следует из постановления Конституционного суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иными нормативными актами.

Из пункта 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее – Указ № 314) можно сделать вывод, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти. Но можно ли считать федеральными органами исполнительной власти высшие учебные заведения МВД России?

В соответствии с пунктами 1 и 5 раздела 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему:

– главные управления МВД России по федеральным округам;

– министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ;

– управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

– управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

– окружные управления материально-технического и военного снабжения;

– органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;

– представительства (представителей) МВД России за рубежом;

– иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Как видим, вузы, входящие в систему МВД России, в этом перечне прямо не упоминаются.

В пункте 8 раздела 2 указанного Положения перечислены полномочия МВД России, в том числе указано, что это министерство:

– имеет полномочия по организации кадрового обеспечения системы МВД России, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров;

– разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России;

– принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России (подпункт 25).

Таким образом, вузы МВД России можно отнести к "иным организациям системы Министерства внутренних дел РФ, созданным в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска". Необходимо учитывать также, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Указа № 314 вузы МВД России оказывают государственные услуги в области образования, то есть функции, возложенные на федеральное агентство.

Федеральное агентство, наряду с министерствами и службами, является федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 5 (в том числе подпункту "а") Указа № 314 федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Под оказанием государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти (непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации) безвозмездно или по ценам, регулируемым органами государственной власти, услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 25 Указа № 314 медицинские, санаторно-курортные и образовательные федеральные государственные учреждения (предприятия), подведомственные министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти на день вступления в силу этого Указа (12 марта 2004 г.), продолжают свою деятельность, а их финансирование осуществляется в ранее установленном порядке до принятия Правительством РФ решения об их передаче в ведение соответствующего федерального агентства, но не позднее 1 января 2005 г.

Несмотря на установленный срок, вузы МВД России соответствующему федеральному агентству не переданы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России с точки зрения административного права не отвечают в полной мере критериям федерального органа исполнительной власти.

Однако согласно действующему законодательству эти вузы являются неотъемлемым элементом системы МВД России и оказывают государственные услуги, входящие в компетенцию федерального агентства, а следовательно, могут именоваться федеральными органами исполнительной власти, или, точнее, органами, входящими в систему федеральных органов исполнительной власти. Заметим, что данный термин используется в главе 21 НК РФ, когда речь идет об освобождении услуг этих лиц от обложения НДС.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 5/2007 читайте также:

Приравнивается ли служба в органах внутренних дел к военной?

Содержание журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 5/2007

Тема номера: учет основных средств
И.В. Алексеева. Отдельные вопросы бюджетного учета нефинансовых активов

Учет основных средств

Учет материальных запасов

А.Ю. Шихов. Переоценка-2007: обходим подводные камни и острые углы

Нормативная база

Срок проведения переоценки и отражение ее результатов в отчетности

Организационные вопросы переоценки

Оформление результатов переоценки

Отражение результатов переоценки в бюджетном учете

Налоговые последствия

Налогообложение
Е.М. Сидельникова, С.В. Савинов. Должны ли платить транспортный налог вузы МВД России?

Право собственности на транспортные средства

Являются ли вузы МВД России федеральными органами исполнительной власти?

Приравнивается ли служба в органах внутренних дел к военной?

Социальное страхование
Л.П. Фомичева. Как считать страховой стаж

Зависимость размера пособий от страхового стажа

Нормативное регулирование вопросов исчисления страхового стажа

Кто и когда считает страховой стаж

Периоды работы по трудовому контракту

Осуществление иной деятельности

Как считать стаж

Юридический практикум
Е.А. Малинина. Изменения в законодательстве в связи с принятием Закона об автономных учреждениях

Изменения в Гражданском кодексе РФ

Изменения в Бюджетном кодексе РФ

Изменения в Налоговом кодексе РФ

Изменение в Законе об исполнительном производстве

Изменения в законах об образовании

Изменения в Законе о культуре

Заключение

Е.А. Малинина. Исполнение судебных актов по искам к государству

Кто является представителем ответчика по искам к государству

Кто исполняет решения суда, вынесенные не в пользу государства

Исполнение судебного решения

Обжалование судебного решения

Обзор документов
Е.А. Малинина. Новый закон о муниципальной службе

Муниципальная служба

Должности муниципальной службы

Поступление на муниципальную службу и ее прохождение

Муниципальные служащие

Расторжение трудового договора с муниципальным служащим

Е.А. Малинина. Размещение информации о госзаказах на официальных сайтах

Где размещается информация о госзакупках Российской Федерации

Регламентирующие документы

Порядок пользования официальными сайтами

Обязанности уполномоченного органа

Требования к обеспечению пользования официальными сайтами

Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Гражданская служба

Денежное довольствие, оплата труда

Налогообложение

Организация отдыха детей

Пенсионное обеспечение

Продовольственное и материальное обеспечение

Прохождение службы

Социальная поддержка

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Основные средства"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное