Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 4/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 4/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 4/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Уплата имущественных налогов учреждениями силовых ведомств

И.В. Самойлов, эксперт

Содержание

Льготы по налогообложению

Военная и приравненная к ней служба

Мнение Минфина России и налоговых органов о льготах для учреждений силовых ведомств

Арбитражная практика по вопросу о льготах для силовых ведомств

В соответствии с налоговым законодательством учреждения силовых министерств и ведомств являются потенциальными плательщиками транспортного налога, налога на имущество и земельного налога. При этом они имеют и некоторые льготы по уплате данных налогов. Применение этих льгот в настоящее время требует разъяснений. Ведь мнения налоговых органов, специалистов и даже судебных органов относительно возможности использования льгот в ряде случаев диаметрально противоположны. Об этом мы поговорим в настоящей статье.

Льготы по налогообложению

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает следующие льготы силовым министерствам и ведомствам по имущественным налогам:

– от обложения транспортным налогом освобождаются транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (подпункт 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ);

– налогом на имущество организаций не облагается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, если это имущество используется данными органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ (подпункт 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ);

– земельным налогом не облагаются земельные участки, изъятые из оборота, а также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункты 1 и 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ).

Кроме того, учреждения и организации силовых министерств и ведомств пользуются и теми льготами по налогам, которые установлены для всех, в том числе предусмотренными законодательством субъектов РФ и актами местных органов власти.

Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом 1 статьи 381 НК РФ освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций. Не уплачивают данные организации и учреждения также земельный налог в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций (пункт 1 статьи 395 НК РФ).

Минобороны России не уплачивает налог на имущество с космических объектов (пункт 12 статьи 381 НК РФ).

Большинство льгот призвано облегчить выполнение задач в сфере военной и приравненной к ней службы.

Военная и приравненная к ней служба

Определение военной службы дано в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон о военной службе).

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ России, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

К военной службе, согласно действующему законодательству, приравниваются:

– служба в органах внутренних дел и миграционных органах (постановление Конституционного суда РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П; пункт 1.1 статьи 8 Закона о военной службе);

– служба в миграционных органах (пункт 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927);

– служба в Государственной противопожарной службе МЧС России (постановление Конституционного суда РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П; пункт 1.1 статьи 8 Закона о военной службе);

– служба в органах уголовно-исполнительной системы (постановление Конституционного суда РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П; пункт 1.1 статьи 8 Закона о военной службе);

– служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (пункт 1.1 статьи 8 Закона о военной службе; Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков");

– служба в ГФС России (Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи");

– служба в таможенных органах (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации").

Учреждения именно этих органов власти вправе пользоваться льготами по имущественным налогам, законодательно установленными для военной и приравненной к ней службы.

Мнение Минфина России и налоговых органов о льготах для учреждений силовых ведомств

Минфин России и ФНС России выработали общую позицию по вопросу о льготах для силовиков. При этом они исходили из следующего.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (постановление Конституционного суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П и Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти").

Учреждение, претендующее на льготы, должно относиться к федеральному органу исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Входящие в систему федеральных органов исполнительной власти самостоятельные юридические лица (лечебные и образовательные учреждения, научно-исследовательские учреждения, лаборатории, унитарные предприятия и др.) не относятся к федеральным органам власти, а потому должны уплачивать налоги в общеустановленном порядке.

Исходя из этих принципов, в частности, от обложения налогом на имущество и транспортным налогом освобождаются:

– в Минобороны России – само Министерство обороны, созданное в форме бюджетного учреждения, состоящее из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру, а также воинские части, не являющиеся юридическими лицами (письма Минфина России от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625, от 3 марта 2006 г. № 03-06-01-02/09);

– в ФСБ России – непосредственно ФСБ России и ее территориальные органы (территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности) (письмо Минфина России от 29 ноября 2006 г. № 03-06-01-02/48 "О земельном налоге, налоге на имущество организаций и транспортном налоге");

– в МВД России – непосредственно МВД России и его территориальные органы (письмо ФНС России от 19 сентября 2006 г. № 21-4-04/384@ "О транспортном налоге и налоге на имущество организаций");

– во внутренних войсках МВД России – оперативно-территориальные объединения внутренних войск, включая входящие в их состав объединения и воинские части, а также непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками соединения и воинские части;

– в ФСИН России – непосредственно ФСИН России, включая ее территориальные органы (письмо ФНС России от 19 сентября 2006 г. № 21-4-04/384@ "О транспортном налоге и налоге на имущество организаций"), при этом льготы по налогу на имущество согласно пункту 1 статьи 381 НК РФ предусмотрены для всех организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы;

– в ФСКН России – сама ФСКН России как орган власти и ее территориальные органы (письмо Минфина России от 15 августа 2006 г. № 03-06-02-02/111).

Напротив, не вправе использовать льготы по указанным налогам следующие учреждения (см. вышеприведенные письма):

– в Минобороны России – подведомственные учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами;

– в ФСБ России – авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности;

– в МВД России – организации, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, а также центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны, управления, отделы, отделения вневедомственной охраны, являющиеся самостоятельными юридическими лицами;

– во внутренних войсках МВД России – не названные выше (в части внутренних войск МВД России) воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также санатории, являющиеся самостоятельными юридическими лицами;

– в ФСИН России – входящие в уголовно-исполнительную систему учреждения и органы (включая следственные изоляторы);

– в ФСКН России – организации (включая бюджетные учреждения), подведомственные ФСКН России.

Этими же принципами Минфин России и налоговые органы руководствуются и в отношении учреждений других силовых ведомств, в том числе МЧС России.

Арбитражная практика по вопросу о льготах для силовых ведомств

Имеющаяся в настоящее время судебная практика на уровне федеральных арбитражных судов противоречива: в некоторых случаях она согласна с позицией налоговых органов, а в некоторых – опровергает ее. Так, от обложения транспортным налогом и налогом на имущество согласно постановлениям этих судов освобождаются транспортные и основные средства всех учреждений и организаций, подведомственных силовым министерствам, включая тех, что являются самостоятельными юридическими лицами.

Поэтому более важна сегодня практика Высшего арбитражного суда РФ, а именно постановления Президиума ВАС РФ от 21 ноября 2006 г. № 7290/06 и от 16 января 2007 г. № 12547/06.

"Освобождаемое от налогообложения имущество, принадлежащее федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления" в первом постановлении понимается как имущество, в частности, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Таким образом, льготами по уплате транспортного налога и налога на имущество вправе воспользоваться не только сами силовые ведомства, созданные в форме государственного учреждения, включая их территориальные органы (центральный аппарат плюс управления, отделы, отделения по соответствующим субъектам), но и любые юридические лица (включая унитарные предприятия), им подведомственные, если в них предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Таким образом, при сравнении с мнением ВАС РФ позиция Минфина России и ФНС России представляется необоснованной и требует, как минимум, корректировки.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 4/2007 читайте также:

Защита своих интересов учреждениями силовых ведомств
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Земельный налог
Как уплачивают имущественные налоги учреждения, имеющие обособленные подразделения

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 4/2007

Автономные учреждения
Государственный заказ: проблемы финансового обеспечения обязательств участников
Налогообложение имущества и недвижимости
Пособия на детей
Кто должен возмещать судебные издержки?
Комментарий к Постановлению "Об исполнении бюджета-2007"
Новое в законодательстве

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (11 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное