Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 12/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Проведение и оформление результатов проверок воинских частей по организации и ведению бюджетного учета

А.А. Рябков, полковник, начальник учетно-аналитического отдела Минобороны России

Содержание

Из конспекта лекций о финансовом контроле

Что такое проверка и чем она отличается от ревизии

Типовые финансовые нарушения, выявляемые проверками

В специализированных финансовых изданиях, в том числе для бюджетных организаций, тема контроля в различных его формах уже подробно освещена. Есть статьи, рассказывающие о том, как организованы проверки, которые проводят органы государственного финансового контроля: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Счетная палата РФ, органы Федерального казначейства. Подробно рассматриваются вопросы аудита, имеются публикации, в которых описывается порядок проведения и оформления результатов ревизий финансовой и хозяйственной деятельности.

В настоящей статье мы подробно расскажем о порядке проведения отдельных проверок воинских частей Минобороны России по организации и ведению бюджетного учета, о существующих проблемах, которые возникают как у проверяющих, так и у проверяемых.

Некоторые вопросы, поднимаемые в статье, могут быть спорными. Приглашаем читателей к их обсуждению.

Из конспекта лекций о финансовом контроле

Все, кто изучал в экономическом вузе дисциплину "Финансы", наверняка помнят о функциях финансов и о научном споре – сколько их: две или три? И если стимулирующая функция финансов некоторыми учеными ставится под сомнение, то такие функции финансов, как распределительная и контрольная всеми бесспорно признаются.

Соответственно объективная основа финансового контроля – контрольная функция финансов.

Когда мы говорим об организации финансового контроля, мы подразумеваем, что в это понятие входят следующие элементы:

– система органов, осуществляющих финансовый контроль (субъекты контроля);

– сфера контрольной деятельности этих органов (объекты контроля);

– правовое регулирование между субъектами и объектами контроля (правовая основа);

– формы и методы финансового контроля;

– руководство контрольно-ревизионной работой.

Что такое проверка и чем она отличается от ревизии

В нормативно-правовых документах и публикациях приводятся различные определения ревизии, но суть их сводится к одному: ревизия – это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период времени. Как правило, за ранее необревизованный период. В ревизиях должны использоваться все возможные приемы и способы документального и фактического контроля, расчетно-аналитические и информативные методы. Инспектор-ревизор, не выявивший при ревизии значительные нарушения, особенно хищения денежных и материальных средств, несет установленную законом ответственность.

Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым предполагает возможность пропуска, исключения из поля зрения проверяющего каких-либо фактов, способных повлиять как на результаты самой проверки, так и на оценку деятельности поверяемой организации.

По своему содержанию проверки по отдельным вопросам можно разделить на четыре группы.

1. Оперативные проверки организации финансового хозяйства могут проводиться по широкому кругу вопросов. Они направлены на улучшение финансовой и хозяйственной деятельности воинской части.

2. Тематические проверки направлены на один или несколько конкретных вопросов. Например, может проводиться проверка правильности начисления и выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного (учебного) года во всех финансируемых воинских частях.

3. Проверки, проводимые в ходе ревизии вышестоящей инспекции. Например, в ходе ревизии инспекцией военного округа финансовой и хозяйственной деятельности подчиненного соединения организуются и проводятся в финансируемых воинских частях 2–3 ревизии и 2–3 проверки по отдельным вопросам. Цель таких проверок – наиболее полно оценить состояние финансовой и хозяйственной деятельности всего соединения. Результаты отдельных проверок включаются в общий акт ревизии.

4. Углубленные проверки финансовой и хозяйственной деятельности. Они охватывают самый широкий круг вопросов и проводятся ежеквартально в воинских частях, где начальниками финансовых органов являются молодые специалисты, а также в частях, где допускаются значительные финансовые нарушения. Программа такой проверки разработана Главным финансово-экономическим управлением Минобороны России.

Хочется отметить, что если проверку по отдельным вопросам проводит опытный инспектор-ревизор, то для воинской части, в которой имеются значительные нарушения, она может оказаться иногда серьезнее ревизии.

Проверки по организации и ведению бюджетного учета можно одновременно отнести ко второй и четвертой группам. С одной стороны – проверяется конкретный круг вопросов. С другой стороны, "наскоком" эту проверку не проведешь и состояние организации и ведения учета не оценишь.

Разработка методических документов

В Минобороны России накоплен большой опыт проведения ревизий и проверок воинских частей. Имеются различные методические материалы, связанные с порядком их проведения и оформления результатов. Положение о финансовом контроле в Министерстве обороны было утверждено в 1982 г. (приказ министра обороны СССР от 19 августа 1982 г. № 200).

Основные руководящие документы по контролю были изданы до перехода не только на бюджетный, но и на бухгалтерский учет. Специалисты, которые занимались переходом с так называемого финансового на бухгалтерский учет, помнят, что попытка составления первой бухгалтерской отчетности (за девять месяцев) была предпринята в Минобороны России в 1998 г. В том же 1998 г. финансовой инспекцией Минобороны России была разработана и издана Временная инструкция по проведению документальной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности воинской части.

В настоящее время основы финансового и хозяйственного контроля изучают слушатели Ярославского высшего военного финансового института. Офицеры, обучающиеся в академии, изучают отдельную дисциплину.

Становление службы финансовой инспекции

До 1999 г. в Минобороны России финансовые инспекции всех уровней входили в состав соответствующих довольствующих финансовых органов. С 1 января 1999 г. на основании директивы министра обороны РФ от 8 февраля 1998 г. № Д-3 "О реорганизации органов финансового и хозяйственного контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации" финансовые инспекции являются самостоятельными структурными подразделениями, независимыми от финансовых органов.

Один из аргументов этой реорганизации гласит, что тот, кто проверяет, не должен зависеть от того, кто принимает решения. Необходимо признать, что этот аргумент очень весом.

Аналогичный аргумент лег в основу реформы федеральных органов исполнительной власти, когда Контрольно-ревизионное управление (КРУ) из подразделения Минфина России было преобразовано в самостоятельную службу.

Но есть и отрицательные моменты такой реорганизации. Когда инспекторы "варились в одном котле" со специалистами финансовых органов, они были в курсе всех существующих проблем финансового обеспечения воинских частей, организации и ведения бухгалтерского учета.

Сегодня вопрос организации и ведения бюджетного учета волнует финансовые инспекции в основном лишь с точки зрения его влияния на финансовые нарушения. Поэтому одна из основных задач ревизии – оказание практической помощи – остается объективно на самом последнем месте. Руководители и бухгалтеры воинских частей остаются один на один с многочисленными вопросами и проблемами. Многие недостатки в организации и ведении бюджетного учета при ревизиях просто не выявляются, так как не влекут за собой последствий в виде финансовых нарушений. Нередко оказывается, что одни и те же ошибки учета повторяются из года в год, потому что руководителям и бухгалтерам своевременно никто не подсказал, как можно исправить ситуацию. Хотя ревизии воинских частей проводятся ежегодно.

Сейчас проведение отдельных проверок возложено как на финансовые инспекции, так и на довольствующие финансовые органы в соответствии с действующими в Минобороны России документами.

Типовые финансовые нарушения, выявляемые проверками

Основными задачами финансовых инспекций всех уровней остаются выявление и предупреждение финансовых нарушений: недостач, растрат, хищений, незаконных расходов денежных средств, переплат и неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы.

При проведении проверок по организации и ведению бюджетного учета довольствующим финансово-экономическим органам целесообразно смещать акцент с карательной функции контроля на созидающую – оказание практической помощи. Знание проверяющими основ бухгалтерского и бюджетного учета здесь может только помочь.

Вопросы и проблемы классификации финансовых нарушений уже были подробно рассмотрены. Напомним их классические определения.

Недостача денежных средств – это расхождение в меньшую сторону между данными учета и фактическим наличием денежных средств (например: остатком наличных средств по кассовой книге и фактическим их наличием в кассе; остатком выданных под отчет наличных денег по карточке учета средств и расчетов и фактическим их наличием на руках у подотчетного лица).

Растрата – израсходование денежных средств, находящихся в ведении должностного лица, в корыстных целях. Растрата предполагает прямой умысел, то есть виновный знает, что его действие является наказуемым и все же предпринимает его.

Хищение – это умышленное противозаконное присвоение, обращение в свою собственность денежных средств и ценностей.

Незаконные расходы – это расходы денежных средств, непредусмотренные руководящими документами, а также произведенные в нарушение законодательства РФ, приказов, положений, инструкций и других нормативных актов, действующих в Минобороны России (кроме расходов на денежное довольствие и заработную плату).

Переплаты денежного довольствия и заработной платы – расходы из фондов денежного довольствия и заработной платы сверх установленных норм и размеров.

Неположенные выплаты денежного довольствия и заработной платы – расходы из фондов денежного довольствия и заработной платы в случаях, непредусмотренных законодательством РФ, приказами, положениями, инструкциями и другими нормативными документами, действующими в Минобороны России.

Остановимся на проверках, которые проводятся довольствующими финансовыми органами с целью выявления уровня организации и ведения бюджетного учета в финансируемых воинских частях.

Рассмотрим два вида проверок:

– без выезда непосредственно в воинские части (так называемые камеральные проверки);

– с выездом и проведением проверки непосредственно в воинских частях.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006 читайте также:

Камеральные проверки

Типичные нарушения при ведении бюджетного учета

Контроль сдачи бюджетной отчетности

Командир и финансист: как делить ответственность?

Проведение проверок непосредственно в воинских частях

Задачи, которые должна решать проверка

Подготовка к выездной проверке

Программа проверки

Рекомендации по проверке организации и общих вопросов ведения бюджетного учета

Проверка учета основных средств и материальных запасов

Инвентаризация

Оформляем результаты проверки

Содержание журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Итоги работы Методического совета ИД "БиНО" за 2006 год

Санкционирование

Приемы управленческого анализа

Размещение заказов

Тема номера: методология бюджетного учета
И.В. Алексеева. Особенности учета финансовых активов в соответствии с Инструкцией № 25н

Учет денежных средств учреждения

Учет движения безналичных средств

Первичные документы по учету кассовых операций

Денежные документы

Расчеты с дебиторами по доходам

Расчеты по выданным авансам

Расчеты с подотчетными лицами

Расчеты по недостачам

Расчеты с прочими дебиторами

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов

Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств

Проверки
А.А. Рябков. Проведение и оформление результатов проверок воинских частей по организации и ведению бюджетного учета

Из конспекта лекций о финансовом контроле

Что такое проверка и чем она отличается от ревизии

Типовые финансовые нарушения, выявляемые проверками

Камеральные проверки

Проведение проверок непосредственно в воинских частях

Рекомендации по проверке организации и общих вопросов ведения бюджетного учета

Оформляем результаты проверки

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Государственная служба

Денежное довольствие, оплата труда

Компенсации

Налогообложение

Нормативы

Образование

Пенсионное обеспечение

Пособия

Прием на работу

Профессиональная переподготовка

Разграничение государственной собственности

Социальная поддержка

Финансирование

Разное

Прислушайтесь к звездам
Василиса Володина. 2007 год в лучах светил и удачи

Звезды склоняют, но не принуждают

Солнце и Луна: дела и пути

Имей друзей на небе – и ты победишь своих врагов на земле

Предупрежден – значит, вооружен

Улыбки Фортуны

Календарь лунных фаз


Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное