Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 11/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2007;
– Информацию о подписке на наши издания.

Правила "игры в госзаказ"

Е.А. Малинина, юрист

Содержание

Закон – всему голова

Главные "игроки"

Получение госзаказа во все времена считалось делом престижным. Во-первых, это всегда способствовало повышению авторитета организации-подрядчика в деловых кругах. А во-вторых, государство гарантировало оплату выполненной работы. Поэтому многочисленные организации-подрядчики всегда соревновались за право заключить контракт с государственным или муниципальным заказчиком.

Продолжается это "соревнование" и по сей день. Причем некоммерческие организации являются его полноправными участниками. А значит, им необходимо разбираться в правилах "игры в госзаказ". Сегодня мы постараемся рассказать о них читателям.

Закон – всему голова

С 1 января 2006 г. государственные и муниципальные заказы размещаются по правилам, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ).

За прошедший период правила размещения заказов претерпели множество изменений. Отметим самые значительные из них.

Прежде всего, это изменения, внесенные Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ (далее – Закон № 53-ФЗ). Он вступил в силу 25 апреля 2007 г.

Кроме того, это Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ), который вступил в силу 1 октября 2007 г.

Обратим внимание, что Закон № 94-ФЗ применяется во всех случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, он устанавливает единый порядок размещения заказов на всей территории Российской Федерации. Это значит, что руководствоваться Законом № 94-ФЗ нужно как при размещении заказов на федеральном уровне, так и при размещении заказов на уровне субъектов РФ и местном уровне.

Такое правило призвано способствовать созданию единого экономического пространства на территории России при размещении заказа, а также обеспечивать:

– эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

– расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов;

– развитие добросовестной конкуренции;

– совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

– гласность и прозрачность размещения заказов;

– предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Отметим, что Закон № 94-ФЗ не распространяется на случаи, когда услуги оказывают международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, и их участником является Российская Федерация. Или когда услуги оказывают международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень таких международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ. Указанное правило действует с 25 апреля 2007 г.

Если же размещается государственный оборонный заказ или заказ на поставку материальных ценностей в государственный резерв, то особенности размещения таких заказов могут устанавливаться иными федеральными законами.

Так, особенности размещения государственного оборонного заказа установлены Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе". А особенности размещения заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв регулируются Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".

Главные "игроки"

В процессе размещения государственного или муниципального заказа (далее – заказа) основными действующими лицами являются государственные или муниципальные заказчики (далее – заказчики) и непосредственно участники размещения заказа (далее также – участники). Это потенциальные подрядчики, поставщики, исполнители.

Кроме того, в этом процессе могут участвовать органы исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков. Закон № 94-ФЗ определяет их как "уполномоченные органы".

Для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт заказчик или уполномоченный орган может привлечь "специализированную организацию".

Еще одним участником процесса размещения госзаказа является конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Именно она рассматривает поданные участниками заявки и определяет победителя.

Итак, мы определили круг основных участников процесса размещения госзаказа. Давайте теперь познакомимся с ними поближе.

Участники размещения заказа

Согласно статье 8 Закона № 94-ФЗ участниками размещения заказов, то есть лицами, претендующими на заключение государственного или муниципального контракта, могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Таким образом, еще раз отметим, что НКО являются полноправными участниками размещения государственного или муниципального заказа.

В соответствии со статьей 14 Закона № 94-ФЗ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов предоставляются преимущества при участии в размещении заказов.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 94-ФЗ организациями инвалидов признаются организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Кроме того, среднесписочная численность инвалидов в таких организациях по отношению к другим работникам должна составлять не менее чем 50%. При этом доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда не должна быть менее чем 25%.

Отметим, что с 1 октября 2007 г. к числу организаций инвалидов отнесены также общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе те, которые созданы как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%.

Государственные и муниципальные заказчики

Прежде чем говорить о государственных и муниципальных заказчиках, определимся с понятием "государственных и муниципальных нужд".

Что нужно заказчикам?

Согласно статье 3 Закона № 94-ФЗ государственными нуждами считаются потребности в товарах, работах, услугах, возникающие у Российской Федерации, субъектов РФ, а также у государственных заказчиков. Причем такие товары, работы, услуги должны быть необходимы Российской Федерации, субъектам РФ и государственным заказчикам для осуществления ими своих функций и полномочий. А обеспечиваться такие потребности должны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования.

Под муниципальными нуждами Закон № 94-ФЗ понимает потребности в товарах, работах, услугах, возникающие у муниципальных образований и муниципальных заказчиков. При этом такие товары, работы, услуги должны быть необходимы муниципальным образованиям и муниципальным заказчикам для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, а также функций и полномочий муниципальных заказчиков. Обеспечиваться муниципальные нужды должны за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Кто такие заказчики?

Определение государственных и муниципальных заказчиков приведено в статье 4 Закона № 94-ФЗ.

Отметим, что первоначальная редакция Закона № 94-ФЗ очень нечетко определяла, кто является государственным или муниципальным заказчиком. Наряду с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органами местного самоуправления государственными или муниципальными заказчиками могли выступать уполномоченные этими органами на размещение заказов получатели бюджетных средств. Причем только за счет бюджетных средств.

Это очень широкое понятие вызывало на практике множество вопросов, в том числе и у участников размещения заказа. Например, действительно ли та или иная организация является государственным заказчиком, и каким документом подтверждены ее полномочия.

Кроме того, нормы Закона № 94-ФЗ противоречили друг другу. Так, согласно статье 4 этого Закона размещение заказов должно было осуществляться только за счет бюджетных средств, а в статье 3 речь шла о размещении заказов для государственных нужд как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников.

Закон № 53-ФЗ устранил эти недоразумения, а Закон № 218-ФЗ внес уточнения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

С учетом этих изменений государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования являются:

– государственные органы (с 1 января 2008 г. вступит в силу уточнение о том, что в число государственных органов входят органы государственной власти);

– государственные внебюджетные фонды (с 1 января 2008 г. – органы управления государственными внебюджетными фондами, а не сами государственные внебюджетные фонды);

– органы местного самоуправления.

Кроме того, государственными заказчиками являются бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета. Таким образом, все федеральные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета – государственные заказчики.

Что же касается бюджетных учреждений и иных получателей средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, то государственными или муниципальными заказчиками они могут выступать лишь в том случае, если будут уполномочены на размещение заказов соответственно органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Таким образом, в этой части теперь все понятно. Однако, к сожалению, Закон № 94-ФЗ не определяет, кто же в целях данного Закона является иными получателями средств бюджетов.

Заметим, что до 1 января 2008 г. к числу получателей бюджетных средств Бюджетный кодекс РФ относит бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

С 1 января 2008 г. к числу получателей бюджетных средств, согласно новой редакции Бюджетного кодекса РФ, отнесены как раз органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации и бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Все указанные органы имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Вместе с тем БК РФ предусматривает возможность предоставления некоммерческим организациям субсидий из федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ (статья 78.1). Исходя из этой нормы, некоммерческие организации также являются получателями бюджетных средств. Заметим, что речь при этом идет только о средствах федерального бюджета.

Однако в данной ситуации нельзя однозначно сказать, будут ли выступать НКО в роли государственных заказчиков в случае использования средств федерального бюджета.

Также не очень понятно, какие иные получатели бюджетных средств, кроме перечисленных, могут выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков. Скорее всего, имеет место противоречие между Законом № 94-ФЗ и БК РФ, которое должно быть устранено путем внесения изменений в соответствующий закон. Но вот в какой из них, покажет время.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2007 читайте также:

Главные "игроки"

Уполномоченные органы

Специализированная организация

Комиссии по размещению заказов

Какую роль играет комиссия?

Три в одном – это реально

Кто входит в состав комиссии?

По каким правилам "играет" комиссия?

Главный приз – заключение контракта

Какой контракт можно заключить с заказчиком?

Заказчик может и отказать

В контракте должны быть обязательные условия

Какие условия контракта можно изменить?

Меняем количество товаров

Меняем сторону контракта

Меняем цену контракта

Как контракт попадает в реестр?

Когда происходит расторжение контракта?

Способы "игры в госзаказ"

Размещение заказа путем проведения торгов

Размещение заказа у единственного поставщика

Требования к участникам "игры в госзаказ"

Защита прав и законных интересов участников "игры в госзаказ"
Где искать информацию о размещении заказов?

Какие реформы ждут информационное обеспечение?

Контроль выполнения правил "игры в госзаказ"

Кто кого контролирует?

Как осуществляется контроль?


Содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2007

Тема номера: госзаказ
Е.А. Малинина. Правила "игры в госзаказ"

Закон – всему голова

Главные "игроки"

Главный приз – заключение контракта

Способы "игры в госзаказ"

Защита прав и законных интересов участников "игры в госзаказ"

Где искать информацию о размещении заказов?

Контроль выполнения правил "игры в госзаказ"

Е.А. Малинина. Способы размещения госзаказа: в чем разница

Торгуемся или нет?

Если заказчик выбирает торги

Если заказчик решает разместить заказ без торгов

Практикум бухгалтера
О.Г. Попова. Реклама престижа НКО: учимся у иностранцев

Кому нужно обучение?

Как НКО учесть образовательные (консультационные) услуги иностранца?

Как быть с НДС при оказании услуг иностранным представителем?

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бланки строгой отчетности

Государственная регистрация

Документооборот

Использование бюджетных средств

Наличные расчеты

Налогообложение

Отчетность

Приносящая доход деятельность

Проверки

Служебное время

Статистика

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Госзакупки"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное