Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 5/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2007;
– Информацию о подписке на наши издания.

Сверимся с налоговой...

Т.С. Безрукова, бухгалтер-эксперт

Содержание

Общие правила проведения сверки

Сверка по инициативе налогоплательщика

1 апреля 2007 г. вступил в силу Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, утвержденный приказом ФНС России от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2 1 (далее – Регламент). В нем подробно описан порядок действий работников налоговой службы при проведении сверки расчетов с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами (далее – налогоплательщики). Кроме того, тем же приказом утверждены новые формы краткого и полного актов сверки, состав показателей и порядок формирования этих актов. Одновременно утратили силу старый порядок сверки, который был установлен приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, и формы актов сверки, утвержденные приказом ФНС России от 4 апреля 2005 г. № САЭ-3-01/138.

Налоговое законодательство не предусматривает для налогоплательщиков такого обязательства, как проведение совместно с налоговой инспекцией сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В Налоговом кодексе РФ (пункт 3 статьи 78) говорится лишь, что эта сверка может быть проведена по предложению налогового органа или налогоплательщика, если обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога.

Но в интересах самого налогоплательщика своевременно уточнить, есть ли у него задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами и каков ее размер. Особенно актуальным будет проведение сверки перед составлением годовой отчетности. Кроме того, организации может понадобиться взять кредит, сменить адрес, принять участие в конкурсе на заключение государственного или муниципального контракта и т.д. И во всех этих случаях она должна представить справку о наличии или отсутствии налоговой задолженности. А может быть и так, когда по чьей-либо вине – налогоплательщика, банка или налоговой – налоговые платежи были ошибочно зачислены не туда, куда надо. И тогда появляются налоговые недоимки, а с ними пени и штрафы. Сверка позволит узнать, числятся ли за налогоплательщиком такие суммы и насколько они велики.

Но, несмотря на то что в НК РФ (подпункт 11 пункта 11 статьи 32) закреплена обязанность налоговых органов проводить сверку расчетов по первому требованию организации и порядок проведения сверки регламентируется приказами ФНС России, налоговики часто не придерживаются установленных сроков сверки.

Мы решили помочь нашим читателям разобраться в новой процедуре прохождения сверки и рассказать, какие требования Регламента в ходе сверки должна соблюдать налоговая инспекция, а какие – организация, чтобы в нужный срок и в полном объеме получить от работников ИФНС все необходимые сведения.

Общие правила проведения сверки
Кто может предложить сверку. Документы, необходимые при сверке

Кто вправе сегодня инициировать сверку? Согласно пункту 1.2.1 Регламента сверка может проводиться по предложению налогоплательщика или налогового органа.

Чтобы провести сверку по инициативе налогоплательщика, необходимо его заявление. Оно подается в налоговую инспекцию лично или отправляется по почте. Если сверка проводится по инициативе налоговой инспекции, налогоплательщику направляется соответствующее уведомление.

Кроме того, для проведения сверки у налоговой инспекции должны быть документы, поступившие к ней на дату проведения сверки. На основании этих документов впоследствии составляется акт сверки. Такими документами являются налоговые декларации, платежки о перечислении налогов, судебные решения по налоговым спорам и т.п.

Проводя сверку, налоговая инспекция формирует и передает налогоплательщику акты сверки. Акты вручаются налогоплательщику лично или направляются заказным письмом с уведомлением. Более подробно на актах сверки мы остановимся ниже.

Документы по сверке могут передаваться в налоговую инспекцию или налогоплательщику лично или отправляться по почте.

Если документы, которые используются для составления актов сверки, или сами акты сверки будут доставлены на почту до 24.00 последнего дня срока, когда по нормам Регламента их надо отправить в налоговую инспекцию или налогоплательщику, этот срок не считается пропущенным. Данное правило установлено пунктом 8 статьи 6.1 НК РФ.

В налоговой инспекции вся процедура сверки расчетов (включая движение документов) отражается в Журнале состояния совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (приложение 13 к Регламенту).

Период сверки

Сверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие дате проведения сверки (пункт 1.2.9 Регламента).

Сверка проводится на строго определенную дату. В соответствии с пунктом 1.1 Регламента конкретное число может назначить как налогоплательщик, так и налоговый орган (в зависимости от того, кто был инициатором сверки). При этом дата сверки не может превышать текущую дату (пункт 1.2.4 Регламента). То есть невозможно провести сверку "с запасом", включив в нее данные о налоговых платежах организации, которые она может перечислить, допустим, в течение двух следующих недель после сверяемого периода, несмотря на то что эти данные поступят в налоговую инспекцию как раз во время сверки.

Когда сверка считается законченной

Согласно пункту 1.2.6 Регламента сверку можно считать законченной в случае, если:

– налогоплательщик и налоговая инспекция полностью согласны с итогами сверки (то есть краткий или полный акт сверки подписан без разногласий);

– налогоплательщику было направлено уведомление о том, что он не вернул в налоговую инспекцию экземпляр краткого или полного акта сверки, однако в течение 14 рабочих дней с даты направления уведомления инспекция не получила этот экземпляр назад с подписью налогоплательщика.

Повторная сверка

Повторная сверка расчетов по одним и тем же видам налогов за уже сверенный налоговый период при отсутствии или урегулировании разногласий не проводится. Исключением являются случаи, когда повторную сверку назначает суд (пункт 1.2.7 Регламента).

В том случае, когда налогоплательщик нарушает сроки возврата подписанных актов сверки, повторная сверка проводится только после того, как налогоплательщик подаст в налоговую инспекцию новое заявление о проведении сверки (пункт 1.2.8 Регламента).

Сверка по инициативе налогоплательщика
Сначала подается заявление...

Итак, если организация хочет провести сверку, ей необходимо подать в налоговую инспекцию заявление. Форма заявления приведена в приложении 1 к Регламенту.

В заявлении следует указать:

– дату сверки. Налогоплательщик может определить проверяемый период (с такого-то по такое число);

– способ получения актов сверки из налоговой инспекции (лично или по почте);

– виды налогов и коды бюджетной классификации, по которым налогоплательщик предлагает провести сверку.

Следует иметь в виду, что если в заявлении не указаны:

– дата проведения сверки, то сверка проводится на дату поступления заявления о проведении сверки (пункт 1.1 Регламента);

– способ получения документов для сверки, то они направляются налогоплательщику заказным письмом с уведомлением (пункт 1.2.5 Регламента);

– вид налога, то сверка расчетов проводится по всем видам налогов (примечание к приложению 1).

Заявление должно быть подписано должностным лицом налогоплательщика (его законным или уполномоченным представителем) и заверено печатью. Напомним, что уполномоченный представитель действует на основании доверенности, выданной ему налогоплательщиком (статья 29 НК РФ). Налоговая инспекция обязана зарегистрировать заявление не позже чем на следующий рабочий день после его получения (пункт 2.5 Регламента). Подавая заявление лично, налогоплательщик может попросить работника налоговой инспекции поставить на копии заявления дату и отметку о принятии.

После того как заявление подано, начинается непосредственно сама сверка. Она может пройти быстро или затянуться. Это зависит от того, возникнут ли у налогоплательщика и налоговой инспекции разногласия по цифрам, отраженным в акте сверки. Рассмотрим предусмотренные Регламентом процедуры краткой сверки.

Краткая сверка

Зарегистрировав заявление налогоплательщика, налоговая инспекция не позже двух рабочих дней после регистрации должна сформировать два экземпляра краткого акта сверки. В нем на основании сведений, которые имеются в налоговой инспекции, указываются суммы задолженности и переплаты по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами за период сверки. Кроме того, приводятся данные о том, какие суммы были списаны со счетов налогоплательщика, но не зачислены в бюджет, а также о величине невыясненных платежей.

Еще через день налоговая обязана отправить акт налогоплательщику по почте или передать ему лично. Ну а если, несмотря на пожелание получить акт сверки прямо в инспекции, налогоплательщик в течение 10 рабочих дней за ним не приходит, то на 11 или 12-й рабочий день акт высылается ему заказным письмом (пункты 2.12–2.13 Регламента).

В Регламенте (пункты 1.2.11, 2.15) оговорены сроки, когда налогоплательщику должны передать (переслать) краткий акт, а он, в свою очередь, – рассмотреть и вернуть его в налоговую инспекцию.

Налоговая инспекция обязана в течение пяти дней с даты получения заявления подготовить краткий акт сверки и затем отдать (направить) краткий акт налогоплательщику. После этого, если налогоплательщик забрал акт лично, он должен его вернуть в течение 12 рабочих дней с даты получения акта в инспекции. Если же акт пришел налогоплательщику по почте, то можно прибавить еще неделю. То есть вернуть акт через 19 рабочих дней с момента его отправления из инспекции по почте. Согласно Регламенту по почте акт сверки направляет не отдел работы с налогоплательщиками, а отдел общего обеспечения налоговой инспекции. И срок в 19 дней начинает исчисляться с того дня, когда отдел общего обеспечения получил акт из отдела работы с налогоплательщиками (пункт 2.15 Регламента). Этот день инспекция должна зафиксировать у себя в Журнале сверки.

За эти 12 (19) дней проходит несколько этапов работы с актом сверки. Причем продолжительность каждого этапа строго ограничена. Она не может сокращаться или увеличиваться по желанию налогоплательщика или налоговой инспекции. Регламент устанавливает для этапов сверки такие сроки (пункт 2.16).

Итак, за пять рабочих дней налогоплательщик должен рассмотреть и подписать краткий акт сверки, а потом возвратить один экземпляр акта в налоговую инспекцию. Если он согласен с данными по платежам, указанным в акте, то в строке акта "Согласовано" должно быть написано: "Без разногласий". В налоговой инспекции акт помещается в дело налогоплательщика, и сверка на этом заканчивается.

В другом случае, когда налогоплательщик возражает против цифр, которые инспекция привела в акте, в строке "Согласовано" надо написать: "С разногласиями", а в графе "Отметка налогоплательщика о расхождениях" указать сумму по своим данным (по спорным строкам акта).

А что если налогоплательщик не торопится с возвратом акта? Тогда ему дается время "на раздумья". Согласно пункту 2.17 Регламента, если один экземпляр краткого акта с подписью налогоплательщика не окажется в налоговой инспекции по истечении срока, установленного для рассмотрения и возврата этого документа, то на 13-й рабочий день (или 20-й при отправке акта почтой) инспекция отправляет налогоплательщику специальное уведомление (приложение 12 к Регламенту). В нем инспекция сообщает организации крайний срок, когда ей надо вернуть подписанный экземпляр акта: налогоплательщику отводится на это 14 рабочих дней, начиная с того дня, как уведомление было ему отправлено. Если и этот срок будет пропущен, сверка автоматически завершается (пункт 2.21 Регламента). И организовать повторную сверку по тому же периоду и тем же налогам можно будет только после того, как налогоплательщик подаст в налоговую инспекцию соответствующее заявление. На это прямо указано в пункте 1.2.8 Регламента. Вывод: необходимо внимательно смотреть на дату, стоящую на конверте с актом сверки (или уведомлением), пришедшем из налоговой, и сразу определять, в какой рабочий день вы обязательно должны принести или отправить подписанный акт в инспекцию.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2007 читайте также:

Сверка по инициативе налогоплательщика

Полная сверка

Сверка по инициативе налогового органа

Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2007

Счета-фактуры: сложности в оформлении. Типичные ситуации
Сверимся с налоговой...
Оздоровление детей в 2007 году
Ограничение размера пособия по беременности и родам признано неконституционным
Новое в законодательстве
Кроссворд "Счета-фактуры"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. Стоимость комплекта (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное