Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 10/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 10/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 10/2006;
– Информацию о подписке на наши издания.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Налоговые последствия заключения договоров с преподавателями

А.Б. Вифлеемский, к.э.н., директор Центра экономики образования (г. Нижний Новгород)

Содержание

Различия между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями

Варианты заключения договоров с преподавателями

Как известно, в настоящее время образовательные учреждения (организации) оказывают самые разнообразные платные образовательные услуги. Это, например, обучение на подготовительных курсах для поступления в то или иное образовательное учреждение, начиная с гимназии или лицея и заканчивая высшим образовательным учреждением. Это может быть организация дополнительного профессионального образования (повышение квалификации). Наконец, это расширение профиля предоставляемых образовательным учреждением (организацией) услуг, когда, например, один и тот же вуз готовит инженеров, юристов и экономистов.

Для выполнения поставленных задач образовательные учреждения (организации) привлекают все большее число специалистов, как состоящих, так и не состоящих в штате учреждения. Причем часто они не используют все возможные варианты сотрудничества, а ведь их немало. Между тем образовательные учреждения не должны забывать, что для педагогических работников установлены некоторые особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также особенности их труда по совместительству, что позволяет привлекать педагогов к работе на взаимовыгодных условиях.

По нашему мнению, образовательные учреждения (организации) в первую очередь должны использовать все возможные варианты заключения с педагогическими работниками трудовых договоров и только потом прибегать к заключению договоров гражданско-правового характера. Правомерность этого утверждения мы обоснуем в данной статье.

Различия между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями

Поскольку речь пойдет о работе педагогических работников, то прежде всего обратимся к Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании), непосредственно регулирующему отношения в области образования. Так, статья 54 этого Закона предусматривает, что заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Закон об образовании не уточняет перечень других работ и обязанностей, которые может выполнять педагогический работник. Между тем из смысла приведенной нормы очевидно, что другую работу и другие обязанности работник образовательного учреждения (организации), в том числе и педагогический работник, может выполнять как в рамках трудового договора, так и в рамках гражданско-правового договора. Следовательно, между образовательным учреждением (организацией) и преподавателем могут возникнуть и трудовые, и гражданско-правовые отношения. В чем же различие этих отношений?

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). При этом у работника и работодателя возникают взаимные обязательства. Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка учреждения (организации), а работодатель обеспечивает условия труда, которые предусмотрены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса РФ).

Стороны трудовых отношений – работник и работодатель.

Гражданско-правовые отношения – это отношения, возникающие из договоров личного подряда, поручения, возмездного оказания услуг и других договоров в области трудовой деятельности. Они основаны на соглашении между заказчиком и исполнителем о выполнении определенной работы (оказании услуги) и оплате ее результата. Сторонами в гражданско-правовых отношениях являются физические и юридические лица в соответствии с конкретными видами заключаемых договоров. Например, в договоре подряда – заказчик и подрядчик, в договоре возмездного оказания услуг – заказчик и исполнитель, и т.д.

Один из основных отличительных признаков трудовых отношений – выполнение работником работы по обусловленной с работодателем трудовой функции. Для ее выполнения работник должен обладать соответствующей подготовкой, подтвержденной наличием специальности, квалификации. По договору же гражданско-правового характера физическое лицо выполняет определенные работы (оказывает услуги), перечень которых установлен договором.

Применительно к рассматриваемому нами вопросу, а именно работе педагогических работников, необходимо заметить, что поскольку работа в качестве педагога возможна лишь при наличии определенных профессиональных качеств (образовательный ценз), то в случае привлечения к работе педагога на условиях гражданско-правового договора также необходимо подтверждение его профессиональных качеств. В этом смысле налицо сходство отношений. Разница же состоит в том, что при оформлении трудовых отношений работнику оплачивается выполнение трудовой функции, а при оформлении гражданско-правовых отношений педагогу будет оплачен конечный результат его работы (например, проведение нескольких занятий, прочтение курса лекций и т.д.).

При возникновении трудового отношения работник включается в состав (штат) работников, он должен подчиняться установленным правилам внутреннего трудового распорядка, определяющим режим труда и отдыха, общие и специальные обязанности работников, ответственность за их нарушение. Работать по гражданско-правовому договору можно без какого-либо подчинения установленным правилам внутреннего трудового распорядка, режиму труда и отдыха; физическое лицо, работающее по гражданско-правовому договору, не может быть привлечено к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.

Работа по трудовому договору предполагает выполнение работы постоянно, в течение продолжительного времени. Работа же по гражданско-правовому договору предполагает выполнение конкретной работы в определенный срок.

За выполнение трудовой функции работник получает заработную плату. В соответствии со статьей 136 ТК РФ она выплачивается не реже чем каждые полмесяца в установленное время. Вознаграждение по гражданско-правовому договору производится за полученный результат в сроки и в порядке, которые установлены договором.

Еще один важный отличительный признак трудовых отношений – социальные гарантии. Только работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, время отдыха, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, выплата пособий по временной нетрудоспособности.

Варианты заключения договоров с преподавателями

Предмет нашего рассмотрения – вопрос о вариантах привлечения образовательным учреждением (организацией) педагогических работников в случае возникновения потребности в дополнительных кадрах, например, при оказании платных образовательных услуг. Повторимся, что проблему дополнительных кадров образовательное учреждение (организация) может решить как путем привлечения новых сотрудников, так и силами "собственных" педагогических работников, то есть тех, которые работают в данном образовательном учреждении (организации) по трудовому договору на постоянной основе.

Поэтому, если возникает потребность в дополнительных кадрах, образовательное учреждение (организация) может выбрать для себя наиболее приемлемый вариант решения проблемы. При этом необходимо тщательно изучить все нормативные акты, касающиеся данного вопроса, учесть все плюсы и минусы выбранного варианта, в том числе порядок налогообложения производимых расходов и возможные налоговые последствия в случае неправильного оформления отношений. Рассмотрим, на что необходимо обратить особое внимание.

Вариант 1: работа за дополнительную оплату по трудовому договору

Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: не более 36 часов в неделю (статья 333 ТК РФ).

Более того, в зависимости от должности и (или) специальности педработникам с учетом особенностей их труда устанавливается конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы). В настоящее время она установлена Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (от 18 до 36 часов в неделю). Так, если для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования специалистов продолжительность рабочего времени составляет 36 часов, то, например, для учителей 5–11 классов общеобразовательных учреждений она составляет 18 часов в неделю, и т.д.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку их заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Многие дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения выбирают именно этот вариант. Нужно лишь не забывать, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (статья 139 ТК РФ). Поэтому если в расчетном периоде преподаватели принимали участие в оказании платных услуг, то в расчет отпускных необходимо включать не только бюджетные средства, но и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Нормативная база для такой оплаты:

– Трудовой кодекс РФ;

– Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений";

– постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (далее – Постановление № 41);

– приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений".

Таким образом, первый возможный вариант привлечения преподавателей для оказания дополнительных образовательных услуг – это дополнительная оплата своим штатным работникам без заключения другого договора. Так, в большинстве случаев учителя работают не на одну ставку заработной платы, а на полторы или две ставки.

Перечень работ, когда не требуется заключение дополнительного трудового договора, приведен в Постановлении № 41. Наряду с работой в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников к ним также относятся:

– педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

– консультирование высококвалифицированными специалистами в объеме не более 300 часов в год;

– руководство работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

– педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

– работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями;

– преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений;

– руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся.

Трудовой кодекс РФ (статья 60.1) предусматривает право работника заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Заметим, что до вступления в силу изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (изменения вступили в силу 6 октября 2006 г.) понятие внутреннего совместительства рассматривалось несколько иначе. По общему правилу работать у того же работодателя по другому трудовому договору можно было лишь по иной профессии, специальности или должности. Это представлялось явным недоразумением. Однако для педработников были установлены особенности работы по совместительству.

Им, в соответствии с прежней редакцией статьи 333 ТК РФ, разрешалась работа по совместительству в аналогичной должности, по аналогичной специальности. Более четко эта норма прописана в пункте 1 Постановления № 41. Здесь сказано, что педагогические работники вправе работать по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Причем эта возможность предоставляется как по месту их основной работы, так и в других организациях, в том числе на аналогичной должности, по аналогичной специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 10/2006 читайте также:

Варианты заключения договоров с преподавателями

Вариант 2: работа по совместительству

Вариант 3: работа по гражданско-правовому договору

Условия, при которых возможно заключение гражданско-правовых договоров
Гражданско-правовой договор и налог на прибыль

Содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 10/2006

Тема номера: трудовое законодательство
С.И. Чернышова, Е.А. Малинина. Основные изменения в Трудовом кодексе РФ

Изменения, носящие общий (сквозной) характер

Общие положения

Социальное партнерство

Трудовой договор

Рабочее время

Время отдыха

Оплата и нормирование труда

Гарантии и компенсации

Дисциплина труда

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Охрана труда

Материальная ответственность работодателя перед работником

Материальная ответственность работника

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Защита трудовых прав работников

Коллективные трудовые споры

А.О. Голубкова. Права работника и работодателя: вопросы и ответы

Выплата заработной платы

Трудовая книжка

Увольнение работников

Время простоя

Оплата труда
А.Б. Вифлеемский. Налоговые последствия заключения договоров с преподавателями

Различия между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями

Варианты заключения договоров с преподавателями

Условия, при которых возможно заключение гражданско-правовых договоров

Гражданско-правовой договор и налог на прибыль

Налогообложение
В.Н. Воробьева. Какими налогами облагается деятельность садоводческих объединений

Правовые аспекты деятельности садоводческих объединений

Обязанность садоводческих товариществ по уплате налогов и представлению отчетности в налоговые органы

Применение садоводческими некоммерческими товариществами специальных налоговых режимов

Можно ли платить налоги наличными деньгами?

Полномочия налоговых органов в сфере налогообложения садоводческих объединений

Юридический практикум
М.С. Мухин, С.В. Балдина. Сделка как предмет оспаривания государственными органами и источник налогового риска

История проблемы

Оспаривание возможно. Что дальше?

Что делать налогоплательщику?

Заключение

Обзор документов
Новое в законодательстве

Документооборот

Налогообложение

Оплата труда

Пособия

Режим труда и отдыха

10 лет вместе!
Фотоконкурс "В любом месте мы ВМЕСТЕ"
Кроссворд "Трудовые отношения"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное