Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 9/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2006;
- Информацию о подписке на наши издания.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Проверки некоммерческих организаций органами Росрегистрации

Я.Ю. Леонова, заместитель директора Фонда развития некоммерческих организаций "Школа НКО"

Содержание

Что нужно знать о проведении проверки

Документальное оформление проверки

 

22 июня 2006 г. Минюст России приказом № 222 утвердил Порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям) (далее - Порядок проведения проверок), который начал действовать через 10 дней после дня опубликования, то есть с 27 июля 2006 г.

Этот документ был принят во исполнение новых норм Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Эти документы предусматривают несколько форм контроля за деятельностью некоммерческих организаций 1.

Приказ № 222 установил единый порядок проведения проверки соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, органами Росрегистрации. Во время проверки будет уделяться особое внимание изучению того, как расходуются денежные средства и как используется имущество организации. Проверяющие Росрегистрации в своих действиях должны руководствоваться порядком, определенным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

Что нужно знать о проведении проверки

Итак, теперь некоммерческие организации помимо многочисленных видов проверок, которым подвергаются юридические лица, будут проверяться и Росрегистрацией - на предмет соответствия деятельности и расходования денежных средств и использования иного имущества уставным целям некоммерческой организации.

Такие проверки могут проводиться не более одного раза в год, одним проверяющим или комиссией. Проверки могут проводиться либо без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности некоммерческой организации, либо быть выездными.

Какие документы могут заинтересовать проверяющих

Проверки без выезда по месту нахождения некоммерческой организации могут проводиться путем изучения:

- представленных по запросам распорядительных документов (приказов, распоряжений и решений) руководящих органов некоммерческой организации. Однако этот вопрос у некоммерческих организаций, основанных на членстве, вызывает некоторую обеспокоенность: в ряде случаев члены организации не хотели бы афишировать свой статус. А Росрегистрация вправе затребовать список членов организации (не совсем, правда, понятно, можно ли в этом случае говорить о невмешательстве в деятельность некоммерческой организации или именно это называется надлежащим выполнением Росрегистрацией своих функций?);

- информации о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, полученной по запросам у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

- сообщения о результатах установления соответствия расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами. Получить такие сведения проверяющие Росрегистрации могут в федеральном органе государственного финансового контроля, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном по контролю и надзору в области налогов и сборов, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- отчетов о деятельности некоммерческой организации;

- документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- сведений об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании;

- иных документов, которыми в соответствии с законодательством РФ располагает Росрегистрация (территориальные органы).

Кто принимает решение о проверке

И проверки, проводимые без выезда, и выездные проверки проводятся по решению директора Росрегистрации (руководителя территориального органа) либо лица, исполняющего его обязанности. Невыездную проверку может инициировать еще и заместитель директора Росрегистрации, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о невыездной проверке оформляется в виде поручения указанному в этом документе должностному лицу.

Плановые и внеплановые проверки

Оба вида проверок могут носить плановый и внеплановый характер.

Плановые проверки - это проверки, включенные в формируемый на некий период (квартал, полугодие, год) план проверок, который утверждается распоряжением Росрегистрации (территориального органа).

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях:

- если есть какие-то основания для ее проведения, то есть поступили, например, жалобы граждан, запросы организаций и т.п., в которых указывается на нарушение некоммерческой организацией законодательства РФ. В абзаце 2 пункта 8 Порядка проведения проверок говорится буквально следующее: "Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных… указывающих на нарушение законодательства Российской Федерации некоммерческой организацией". Правда, не ясно, каким образом будет оцениваться их "достаточность": жалобы граждан и запросы организаций явно не исчерпывают перечень так называемых "достаточных данных";

- если нужно проверить, как устраняются выявленные ранее нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения;

- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Документальное оформление проверки
С чего начинается проверка

Как уже говорилось выше, любая проверка начинается с решения полномочного органа, оформленного надлежащим образом. Выездная проверка назначается распоряжением директора Росрегистрации, проверка без выезда проводится по решению директора или заместителя директора, оформленному в виде поручения.

Распоряжение и поручение в обязательном порядке должны содержать в себе следующую информацию:

- фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего или проверяющих (если проверку проводит комиссия). Проверка может проводиться только указанными в распоряжении или поручении проверяющими;

- полное наименование некоммерческой организации, в отношении которой проводится проверка;

- место проверки (для выездной проверки);

- предмет проверки;

- срок (дата начала и окончания) проведения проверки.

Некоммерческая организация должна быть предварительно уведомлена о предстоящей проверке. Уведомление направляется в адрес некоммерческой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством факсимильной или электронной связи (с подтверждением получения) не позднее чем за пять дней до даты начала проверки. Уведомление кроме сведений, указанных в распоряжении (поручении), должно содержать дату распоряжения (поручения), фамилию, инициалы и должность лица, давшего распоряжение (поручение) о проведении проверки.

Обратите внимание: телефонные звонки категорически не могут рассматриваться в качестве основания для подготовки и передачи проверяющим названных по телефону документов.

Необходимо помнить о том, что полномочия проверяющего на проведение выездной проверки должны подтверждаться служебным удостоверением и проверяющий не может подтвердить свое право участвовать в проведении проверки, если этого документа у него нет. Кроме того, руководителю или иному уполномоченному лицу проверяемой организации должна быть вручена копия распоряжения на проведение выездной проверки.

За какой период и в какие сроки проводится проверка

Пункт 5 Порядка проведения проверок утверждает, что проверки проводятся не чаще одного раза в год. А пунктом 15 оговорено, что период деятельности некоммерческой организации, за который проводится проверка, составляет не более чем три года, предшествовавших году проведения проверки. Однако, как известно, не бывает правил без исключений. Указанный период может быть увеличен при наличии информации о том, что в момент создания некоммерческой организации были допущены неустранимые нарушения. А период деятельности, который будет проверяться в связи с обнаруженными нарушениями при создании организации, в этой норме не указан. К тому же в Порядке проведения проверок не уточнено, какого рода нарушения, допущенные при создании некоммерческой организации, считаются неустранимыми.

Проверка не может проводиться повторно, по одним и тем же обстоятельствам уже проверенного периода, за исключением случаев, когда в Росрегистрацию поступает информация (в письменном виде), подтверждающая наличие нарушений в деятельности некоммерческой организации, то есть по вновь открывшимся обстоятельствам.

Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. Проверка может закончиться и раньше, но "с учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней" (пункт 14 Порядка проведения проверок).

Напрашивается неутешительный вывод: проверять некоммерческую организацию можно с первого дня создания организации и в течение неопределенно длительного периода времени. К сожалению, риск избирательного отношения в ходе проверок остается реальным, "неугодную" организацию вполне можно измучить проверками до состояния ликвидации.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2006 читайте также:

Обязанности и права сотрудников Росрегистрации
Как вести себя проверяемым
Когда заканчивается проверка

Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2006

Анализ основных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ законами № 137-ФЗ и 144-ФЗ
Учет курсовых разниц
Целевое финансирование в иностранной валюте: что за этим стоит?
Проверки НКО Росрегистрациией
Оспаривание налоговиками сделок, заключенных налогоплательщиками
Новое в законодательстве
Кроссворд "Налоговый"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное