Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 7/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 7/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержания журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 7/2006;
- Информацию о подписке на наши издания.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Разграничение полномочий в сфере образования продолжается...

А.Б. Вифлеемский, к.э.н., директор Центра экономики образования (г. Нижний Новгород)

В последнее время в России идет активный процесс по разграничению компетенции между уровнями власти в различных областях деятельности, в том числе и в области образования. Но, как и в любом новом деле, истина познается методом проб и ошибок. Поэтому в уже принятые нормативные акты вносятся все новые изменения и дополнения, а какие-то положения вообще оказываются на практике нежизнеспособными. В результате реализация намеченных планов, безусловно, замедляется.

Как известно, началом коренных преобразований в области разграничения полномочий стало принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ).

Закон № 122-ФЗ вступил в силу 1 января 2005 г.

За прошедший период и в Закон № 122-ФЗ, и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), и в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) внесены многочисленные изменения.

В настоящей статье мы рассмотрим наиболее существенные изменения, произошедшие в области образования за прошедшие полтора года в связи с разграничением полномочий.

Полномочия Российской Федерации

Основные изменения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области образования произошли в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Закон № 199-ФЗ).

Указанный Закон, в частности, внес изменения в статью 28 Закона об образовании, устанавливающую компетенцию РФ в области образования, в том числе в части проведения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Раньше к ведению Российской Федерации относились аттестация и государственная аккредитация всех образовательных учреждений. Теперь к ведению РФ отнесены аттестация и государственная аккредитация только федеральных образовательных учреждений и всех высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам. Среди реализуемых ими программ в том числе могут быть начальное и (или) среднее профессиональное образование.

Раньше федеральные органы управления образованием выдавали образовательным учреждениям лицензии на право ведения образовательной деятельности только по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Теперь федеральные органы управления образованием будут выдавать лицензии на ведение образовательной деятельности той же категории образовательных учреждений, аттестацию и государственную аккредитацию в которых они проводят.

Таким образом, федеральные органы управления образованием будут осуществлять лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию всех федеральных образовательных учреждений и всех высших учебных заведений независимо от формы собственности по всем реализуемым ими образовательным программам (подпункты 8 и 24 статьи 28 Закона об образовании).

В связи с этим Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) с января 2006 г. исключила образовательные учреждения среднего профессионального образования и их филиалы, а также образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (аттестация и государственная аккредитация которых отнесена к компетенции органов управления образованием субъектов РФ) из графика проведения комплексных оценок деятельности и аттестаций образовательных учреждений на 2005-2006 учебный год (письмо Рособрнадзора от 26 января 2006 г. № 01-30/05-1).

Кроме того, в письме Рособрнадзора от 14 апреля 2006 г. № 02-54-3ин/л сообщено об особенностях организации лицензирования федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО). Предполагается проводить лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию всех федеральных учреждений СПО в порядке комплексной оценки их деятельности. В том случае, если до истечения срока действия лицензий, выданных органами управления образованием субъектов РФ, эти учреждения планируют получить лицензию на новые образовательные программы, то в Управление лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора нужно представить комплект документов для лицензионной экспертизы образовательных учреждений в целом, включая новые образовательные программы. Такого же принципа Рособрнадзор будет придерживаться и при решении вопросов изменения предельной численности контингента обучающихся.

Следующее, на что хотелось бы обратить внимание: из ведения РФ исключено создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы).

Таким образом, план создания некой единой федеральной государственной аттестационной службы, о чем раньше неоднократно говорилось в различных концептуальных документах, посвященных реформированию российского образования, теперь если не отменяется вообще, то отодвигается на неопределенное время.

Следует сказать и об изменениях, которые произошли в организации контроля и надзора.

Если раньше в компетенцию РФ входил только контроль исполнения законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, то теперь в компетенцию РФ входит и надзор, и контроль исполнения законодательства РФ в области образования и качества образования. Правда, следует иметь в виду, что эти функции федеральные органы осуществляют только в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов.

При обнаружении нарушений законодательства РФ в области образования органы контроля и надзора принимают необходимые меры, в том числе путем направления образовательным учреждениям и органам управления образованием обязательных для исполнения предписаний (подпункт 21 статьи 28 Закона об образовании).

Установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе в пределах своей компетенции инспектировать в порядке надзора на территории РФ:

- образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органы управления образованием;

- уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования.

Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством РФ.

Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере образования и науки, вправе передавать часть своих полномочий уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования. В каком порядке полномочия будут передаваться, установит федеральный закон (новая редакция пункта 6 статьи 30 Закона об образовании).

Напомним, что ранее полномочия по инспектированию в порядке надзора любых образовательных учреждений и любых органов управления образованием были возложены на федеральные государственные органы управления образованием.

Закон № 199-ФЗ внес также дополнение в статью 27 Закона об образовании, дополнив ее пунктом 7, определяющим полномочия органов исполнительной власти по организации обеспечения образовательных учреждений бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать необходимыми бланками федеральные образовательные учреждения и образовательные учреждения высшего и послевузовского профессионального образования, то есть образовательные учреждения, относящиеся непосредственно к ведению РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают необходимыми бланками все иные образовательные учреждения.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 7/2006 читайте также:

Полномочия субъектов РФ
Компетенция органов местного самоуправления

Содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 7/2006

Тема номера: финансово-хозяйственная деятельность образовательных учреждений
А.Б. Вифлеемский. Разграничение полномочий в сфере образования продолжается

Полномочия Российской Федерации

Полномочия субъектов РФ

Компетенция органов местного самоуправления

С.О. Лозовская. Вопросы аттестации и аккредитации образовательных учреждений

Правоспособность образовательного учреждения

Правовая база в области аттестации и государственной аккредитации

Аттестация

Государственная аккредитация

Значение государственной аккредитации для негосударственных вузов

О.Б. Овсянникова, М.Г. Морозова. Авторские права на учебно-методическую литературу, создаваемую преподавателями образовательных учреждений

Учебно-методическая литература как объект авторского права

Особенности заключения трудовых договоров. Заключение авторских договоров с преподавателями

Бухгалтерский и налоговый учет исключительных авторских прав на использование учебного пособия

Налогообложение авторских вознаграждений

Примеры отражения исключительных авторских прав в бухгалтерском и налоговом учете

Налоги и другие обязательные платежи
Л.П. Фомичева. Что изменилось в правилах ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж

Регистрация счетов-фактур в книге продаж

Регистрация счетов-фактур в книге покупок

Дополнительные листы для исправлений

Восстановление НДС

Авансы и их возврат

Имущественные права

НДС по белорусским товарам

Комбинированное заполнение счетов-фактур

Вычет НДС по командировкам

Другое

С.В. Балдина, М.С. Мухин. Плата за загрязнение окружающей среды в 2006 году

Плохая новость: введена ответственность за нарушение сроков внесения платы

Хорошая новость: сроки внесения платы отменены

Еще о сроках уплаты

Кто устанавливает сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды

Кто обязан вносить плату за загрязнение окружающей среды?

Все равны перед законом

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при использовании автотранспорта

Заключение

Отчетность
Н.В. Голубева. Как заполнить новый налоговый расчет по земельному налогу

Объект налогообложения, налогоплательщики

Что изменилось в форме расчета

Состав и порядок представления налогового расчета

Порядок заполнения налогового расчета

Пример заполнения новой формы налогового расчета

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бухгалтерский учет

Налогообложение

Ответственность

Отчетность

10 лет вместе!
Кроссворд "Знаток БиНО и ИПС"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное