Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 9/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"
Подписаться на наши издания

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2005

Смотрите в конце выпуска:
- Информацию об удобном и быстром способе подписки на наши издания;
- Предварительное содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации № 9/2005.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Приглашаем авторов, редакторов и корректоров к сотрудничеству

Редакция Издательского дома "БиНО" приглашает желающих проявить свои творческие и профессиональные способности в области написания, редактирования и корректуры бухгалтерских текстов.
Возможна работа на вторичной занятости независимо от вашего места проживания.
Вы можете прислать свои статьи и резюме по адресу redactor@ekar.ru с указанием рассылки, на которую вы подписаны.
Если у вас есть желание работать на достижение общей цели в дружном творческом коллективе, приходите к нам!

Льготное налогообложение религиозных организаций

Р.Н. Жеребцов, юрист

Налог на прибыль
Налог на добавленную стоимость
Налог на имущество
Земельный налог
 

Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ. Оно образуется в целях совместного исповедания и распространения веры и должно быть зарегистрировано как юридическое лицо в установленном законом порядке. Так сказано в статье 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее – Закон № 125-ФЗ).

Религиозные организации относятся к некоммерческим организациям, так как они не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Учитывая то, что деятельность религиозных организаций направлена на общественно значимые цели и во многом носит благотворительный характер, законодатель предоставил таким организациям определенные налоговые льготы.

Однако как показывает практика, эти льготы по-разному понимают сами религиозные организации и налоговые органы, из-за чего между ними иногда возникают споры. Льготному налогообложению религиозных организаций и возникающим спорным моментам при использовании льгот посвящена настоящая статья.

Налог на прибыль

Как и у всех некоммерческих организаций, у религиозных организаций не облагаются налогом на прибыль целевые поступления (за исключением подакцизных товаров) на содержание и ведение уставной деятельности, которые они получают безвозмездно от физических и юридических лиц и используют по назначению (пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ).

В пункте 2 статьи 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень целевых поступлений, не облагаемых налогом на прибыль. Здесь названы, в частности, вступительные, членские и целевые взносы, а также пожертвования.

Однако вступительных и членских взносов религиозные организации вообще не могут получать, а регулярного поступления пожертвований их специфика также не предполагает.

В основном религиозные организации обеспечивают свою деятельность за счет доходов, получаемых при совершении религиозных обрядов и церемоний, а также от продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Такие доходы не включаются в базу по налогу на прибыль (подпункт 27 пункта 1 статьи 251 НК РФ). Отметим, что это касается только религиозных организаций. Все остальные юридические лица (в том числе и учрежденные религиозными организациями), продавая религиозную продукцию, должны уплачивать с полученных доходов налог на ­прибыль.

Учитывая особенности деятельности религиозных организаций, законодатель предоставил им следующую особую льготу. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 251 НК РФ не облагается налогом на прибыль имущество (в том числе денежные средства), полученное религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (а также полученные имущественные права).

Для того чтобы такие средства не учитывались при определении базы по налогу на прибыль, они должны быть использованы по своему назначению – на содержание религиозной организации и на осуществление ею уставной деятельности.

Если же налогоплательщик использует такие поступления на другие цели, они признаются внереализационными доходами – в тот момент, когда они фактически были использованы не по назначению (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Чтобы налоговые органы могли контролировать расходование целевых средств, их получатели обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином России.

В основном споры между религиозными организациями и налоговыми органами касаются того, действительно ли религиозные организации используют полученные ими целевые средства по назначению.

Приведем пример. Одна религиозная организация получила денежное пожертвование и направила его на оплату работ по отсыпке дороги щебнем и на строительство обители на своей территории. Будет ли облагаться налогом на прибыль такое пожерт­­­вование?

Ответ на этот вопрос дало УМНС России по г. Москве в письме от 25 ноября 2003 г. № 26-12/67212. Если работы по отсыпке дороги щебнем и по строительству обители были необходимы для совершения религиозных обрядов и церемоний, отвечающих целям и задачам основной уставной деятельности религиозной организации, то пожертвования, полученные этой организацией для уставных целей и потраченные на указанные работы, рассматриваются как целевые поступления, не облагаемые налогом на прибыль.

Заметим, что доказать нецелевой характер использования поступлений религиозной организации должен налоговый орган, а не сама организация.

Зачастую налоговые органы считают, что обязательным условием освобождения целевых поступлений от налога на прибыль должен быть их особый учет, отдельно от других доходов и расходов. По нашему мнению, такой вывод не следует из пункта 14 статьи 250 и пункта 2 статьи 251 НК РФ.

В указанных нормах сказано только, что критерием освобождения от налогообложения целевых поступлений, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц, является их использование по назначению.

При этом обязанность налогоплательщика вести учет целевых поступлений отдельно не указана законодателем в качестве непременного условия пользования льготой. Целевой характер использования таких средств может быть подтвержден и другими документами.

Если религиозная организация потратила целевые средства по назначению, они не должны облагаться налогом на прибыль даже в том случае, если организация не учитывала их отдельно. К такому выводу пришел и Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 13 сентября 2004 г. № Ф09-3719/04АК.

Налог на добавленную стоимость

Религиозные организации являются плательщиками НДС. Однако в подпункте 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ для них установлена специальная льгота.

Согласно указанной норме от НДС освобождается:

– реализация (передача для собственных нужд) в рамках религиозной деятельности предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ). Это касается религиозных предметов и литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в их собственности, а также хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений);

– проведение указанными выше организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или осуществление других культовых действий.

Отметим, что в настоящее время действует перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 "Об утверждении Перечня предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость".

Таким образом, пользоваться льготами по НДС при продаже предметов религиозного назначения и религиозной литературы могут не только сами религиозные организации, но и созданные ими юридические лица, уставный фонд которых они сформировали на 100%.

Однако если религиозные организации и учрежденные ими юридические лица помимо товаров религиозного назначения, перечисленных в перечне, будут продавать другую продукцию (например, изделия художественных промыслов), то такая продукция будет облагаться НДС в общеустановленном порядке. Такие налогоплательщики обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций (пункт 4 статьи 149 и пункт 4 статьи 170 НК РФ).

Подчеркнем, что в подпункте 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ речь идет об освобождении от налогообложения предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями. Буквально это означает, что если религиозные организации продают продукцию религиозного назначения, которую они произвели не сами, то она облагается НДС по общим правилам. Такой позиции придерживается УМНС по г. Москве (см. письмо от 10 апреля 2002 г. № 24-11/16315).

Формально с этой точкой зрения следует согласиться, однако ее внутренняя логика не совсем понятна. Ведь характер и назначение религиозной продукции всегда одинаковы, они не меняются в зависимости от того, кто ее производит. Видимо, это следует объяснить желанием законодателя сократить число операций по реализации религиозных товаров, не облагаемых НДС.

Религиозным организациям предоставлена еще одна льгота по НДС.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации культовых зданий и сооружений, которыми пользуются религиозные организации. Однако сказанное не относится к археологическим и земляным работам в зоне расположения культовых зданий и сооружений; к строительным работам по воссозданию полностью утраченных культовых зданий и сооружений; к производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; к деятельности по контролю за качеством проводимых работ.

Обратите внимание на то, что у исполнителей реставрационных работ должна быть лицензия на эти работы. В соответствии с пунктом 6 статьи 149 НК РФ наличие лицензии является обязательным условием для освобождения от НДС.

Налог на имущество

В настоящее время освобождено от налогообложения имущество религиозных организаций, которое они используют для осуществления религиозной деятельности (пункт 2 статьи 381 НК РФ).

Очевидно, что законодатель имел в виду имущество, непосредственно используемое в религиозной деятельности (хотя прямо это не сказано).

Примерный перечень такого имущества приведен в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 29 декабря 2003 г. № 04-05-06/53.

Так, к имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся:

– культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома и другие объекты);

– иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Эти объекты должны быть основаны религиозными организациями и содержаться за их счет;

– предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

Отметим, что до принятия главы 30 НК РФ, когда действовал Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", налогом не облагалось все имущество, принадлежащее религиозным организациям, независимо от его назначения и того, использовалось ли оно фактически в религиозной деятель­ности.

Таким образом, НК РФ вывел из-под действия льготы имущество, которое хотя и находится в собственности религиозных организаций, но непосредственно в религиозной деятельности ими не используется. Это могут быть вспомогательные здания, сооружения, предметы обихода, мебель, предметы оргтехники, компьютеры, хозяйственный инвентарь общего назначения и прочее имущество, относящееся к основным средствам.

Религиозные организации в соответствии со статьей 19 Закона № 125-ФЗ имеют право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и духовного персонала. Эти учреждения подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают лицензию на право образовательной деятельности. Их имущество, непосредственно используемое в образовательной деятельности, также освобождается от обложения налогом на имущество.

Земельный налог

В настоящее время одновременно действуют и глава 31 "Земельный налог" НК РФ, и Закон от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" (далее – Закон о плате за землю).

Закон о плате за землю применяется в тех субъектах РФ, на чьей территории не введен земельный налог в соответствии с нормами НК РФ. Данный закон полностью утратит свою силу с 1 января 2006 г. Так сказано в Федеральном законе от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Согласно пункту 4 статьи 395 НК РФ религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Что касается Закона о плате за землю (пункт 4 статьи 12), то он предоставляет льготу только тем религиозным объединениям, которые пользуются зданиями, охраняемыми государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Таким образом, НК РФ значительно расширил число земельных участков религиозных организаций, освобожденных от налогообложения.

К зданиям и сооружениям религиозного назначения относятся церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома, храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья и другие объекты, специально предназначенные для богослужений и отправления религиозных об­рядов.

Очень часто помимо религиозных сооружений на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям, размещаются и постройки иного назначения (например, хозяйственные сооружения, автостоянки и т.п.). Как уплачивать земельный налог в такой ситуации – облагать ли ту часть земельного участка, которая не занята религиозными сооружениями?

Как водится, позиции налогоплательщиков и налоговых органов по этому вопросу кардинально расходятся. По мнению налоговых органов, земля, не входящая в охранную зону храма – памятника истории, культуры, архитектуры (согласно Закону о плате за землю) или не занятая религиозными сооружениями (согласно НК РФ), ­облагается земельным налогом (платой за землю) на общих основаниях.

По мнению же налогоплательщиков, налоговые органы расширительно толкуют налоговое законодательство. Ни Закон о плате за землю, ни НК РФ не содержат норм, ограничивающих действие льготы определенной территорией.

Арбитражные суды поддержали налогоплательщиков. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 2 сентября 1999 г. по делу № Ф08-1769/99-481А подтвердил, что, предоставляя религиозным организациям льготу по плате за землю, закон не ограничивает размер земли площадью памятника.

Не так давно позицию налогоплательщиков поддержал Минфин России. В своем письме от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41 разъяснено, что от обложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного или благотворительного назначения. При этом не важно, находятся ли на данном земельном участке также здания, строения и сооружения другого назначения.


Предварительное содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2005

Тема номера: Некоммерческие организации, основанные на институте членства
Я.Ю. Леонова. Правовое регулирование деятельности ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств
Я.Ю. Леонова. Налогообложение некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов)
Налогообложение
Р.Н. Жеребцов. Льготное налогообложение религиозных организаций
Юридический практикум
С.О. Лозовская. Что изменилось в лицензировании отдельных видов деятельности
Р.Н. Жеребцов. Упрощенный порядок ликвидации юридических лиц
Вопросы-ответы
П.Ю. Гамольский. Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций
Е. В. Виговский. На заметку руководителю и главному бухгалтеру
Обзор документов
Л.П. Фомичева. Изменения в порядке исчисления НДС
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО
Некоммерческие организации

ПОДПИСКА

Началась подписка на 2006 г. через отделения почтовой связи на журналы "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Силовые ведомства".

Продолжается подписка на 2005 г. через Издательский дом "БиНО", его официальных представителей, отделения почтовой связи и агентства альтернативной подписки.

Подписавшись в любом месяце на комплект за 2005 г., вы получите все номера, начиная с 1-го.

Наши цены (2005 год)

Мы прекрасно знаем, что каждой некоммерческой организации не хватает актуальной информации и средств на ее получение.

Поэтому мы решили во втором полугодии снизить цену подписки на свои издания.

Комплект подписки

Годовая подписка

Подписка на полугодие

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

3300 руб.

1650 руб.

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

3300 руб.

1605 руб.

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

-

924 руб. (II полугодие)

Подписка через Издательский дом "БиНО"

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома.

Вы звоните нам по тел./факсу (095) 535-63-11 или 534-36-72 либо делаете запрос по электронной почте bino@ekar.ru и просите выслать счет, назвав его специальный код, и бланк-заказ, который обязательно надо заполнить.

Код "ЭЛ-БУ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Бюджетные учреждения"

Код "ЭЛ-СВ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Силовые ведомства"

Код "ЭЛ-НКО/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Некоммерческие организации"

Вместе с копией платежного поручения Вы высылаете нам заполненный бланк-заказ по вышеупомянутым номерам факса или по электронной почте.

Мы оформляем Вам подписку и высылаем издания заказной бандеролью.

Пожалуйста, не забывайте называть специальный код счета и присылать заполненный бланк-заказ!

Для расчетов:

ООО Фирма "ЭКАР",

Зеленоградский филиал ОАО МИнБ г. Москва,

ИНН 7735063088, КПП 773501001, р/с 40702810100050001418

ОАО "Московский индустриальный банк" г. Москва,

БИК 044525600, к/с 30101810300000000600.

Подписка на почте

Внимание, открыта подписка на I полугодие 2006 г. по каталогам "Роспечать" и "Пресса России".
Спешите подписаться через почтовые отделения!!!
Если вы не подпишитесь сейчас, вы можете опоздать на целое полугодие!!!

В нашем подписном комплекте с июля появилось новое издание - Сборник документов с комментариями. Теперь Сборники выходят не раз в квартал, как раньше, а каждый месяц. При необходимости подписку на сборник можно оформить отдельно.

Наши индексы

2006 год I полугодие

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

2005 год II полугодие

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

Комплект за 2006 год

Комплект за 2006 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений № 1-12

84677

42430

Комплекты за 2005 год

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

Комплект за 2005 г. "БиНО: Некоммерческие организации" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций № 1-10

80428

42237

Комплект за 2005 г. "БиНО: Силовые ведомства" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для силовых ведомств № 1-10

82897

42238

Комплект за 2005 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений № 1-10

80425

42227

Комплекты за 2004 год

Комплект за 2004 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов за квартал № 1-4

80426

42213

Комплект за 2004 г. "БиНО: Силовые ведомства" № 1-12
и Сборник документов за квартал № 1-4

83226

42396

Подписка в агентствах альтернативной подписки и представительствах

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.

Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на нашем сайте:
http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за 2004 г. Стоимость комплекта из 12 номеров журнала и четырех Сборников документов составляет 3168 руб. Основная часть материалов в журналах сохраняет свою актуальность. Ознакомьтесь с их кратким содержанием на нашем сайте - перейдите по ссылке.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное