Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N9/2014


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Предоставление займа работнику

"Не учите меня жить, лучше помогите материально"
И. Ильф, Е. Петров "12 стульев"

Руководитель знает, что кадры – это все, а хороший руководитель еще и понимает, что у сотрудников могут возникнуть сложные ситуации и их надо будет поддержать не только словом, но при необходимости и финансами. Выдача займа сотруднику – это грамотный шаг, который стимулирует работника на долгие трудовые отношения с учреждением, таким образом становясь своеобразным инструментом мотивации. И в этой ситуации выигрывают обе стороны – и работник, и работодатель, хотя, конечно, выдача работникам займов для учреждения сопряжена с рисками их невозврата.

Предоставляемая сотрудникам финансовая помощь в соответствии с гражданским законодательством называется займом. Отметим, что организация любой формы собственности может предоставлять займы своим сотрудникам. Для этих целей не требуется получение лицензий или иных разрешительных документов.

Учреждение может выдавать займы сотрудникам за счет средств от приносящей доход деятельности.

Если бюджетное учреждение примет решение выдать заем сотруднику, на  этом пути можно встретить две преграды:

– если планируется выдать процентный заем, то такой вид приносящей доход деятельности должен быть предусмотрен учредительными документами;

– если размер выдаваемого займа попадает под ограничение "крупной сделки" (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее – Закон № 7-ФЗ), заем может быть выдан только с разрешения учредителя.

Закон № 7-ФЗ (п. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) прямо запрещает бюджетным учреждениям размещать денежные средства на банковских депозитах. В отношении выдачи займов физическим лицам без гарантий и обеспечения в этом законе ничего не сказано.

Расходы на указанные цели должны быть утверждены в Плане финансово-хозяйственной деятельности и отражены на счете 020714000 "Расчеты по предоставленным займам, ссудам". Выдачу займа следует относить к статье 540 КОСГУ (п. 101 Инструкции № 174н, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", далее – Инструкция № 174н), хотя в Указаниях № 65н (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации") в описании порядка применения статьи 540 КОСГУ не предусмотрено использование этой статьи для операций выдачи займов физическим лицам.

Принимая решение о выдаче сотруднику займа за счет средств от приносящей доход деятельности на срок, переходящий через финансовый год, следует иметь в виду налог на прибыль (если учреждение на ОСН). Чтобы выдать заем в 100 руб., их надо заработать. То есть иметь 100 руб. дохода. А расходов не будет до следующего года. То есть в текущем году этот заем обернется 100 х 20% = 20 руб. лишнего налога на прибыль. А где взять эти лишние 20 руб. Заработать. То есть чтобы выдать 100 руб. займа, надо в текущем году заработать 125 руб. Конечно, когда сотрудник вернет заем в следующем году, будет экономия. То же самое, только в других суммах, получится у учреждения на УСН доходы минус расходы.

Предоставление займов регламентирует параграф 1 главы 42 Гражданского кодекса РФ. Однако определения займа Кодекс не дает. По сути своей заем – это тот же кредит, от которого его отличает:

– возможность предоставления не только денежных средств, но и других вещей, определенных родовыми признаками (строительные материалы, оборудование, мебель);

– возможность предоставления денег (вещей) без процентов;

– возвратность такой же суммы денег или равного количества вещей того же рода и качества;

– предоставление не кредитным учреждением.

Законодательство не установило ограничений по целям предоставления займов, ситуации могут быть абсолютно разные: лечение, помощь в решении жилищных вопросов, приобретение дорогостоящего оборудования, обучение, отпуск и пр.

Мы расскажем вам, как учреждение может помочь своему работнику материально, выдав ему заем, в четыре простых шага. Мы рассмотрим весь процесс предоставления займа работникам – документальное оформление, особенности учета, налоговые последствия как для работодателя, так и для работника.

Шаг 1: Подготовительные мероприятия
Планирование

Бюджетное учреждение осуществляет свои расходы в рамках Плана финансово-хозяйственной деятельности. Требования к Плану ФХД установлены Приказом № 81н (приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения"). Как было указано ранее, выдачу займа отражают по КОСГУ 540. Поэтому в Плане ФХД должны быть прописаны расходы по 540 КОСГУ за счет средств от приносящей доход деятельности. Понятно, что заранее предусмотреть выдачу займа вряд ли возможно. Значит, необходимо будет в середине года вносить изменения в План ФХД, перенося расходы с каких-то статей на статью 540. Изменения в План ФХД должен утверждать учредитель (п. 22 Приказа № 81н). Учредитель также имеет право разрешить бюджетному учреждению вносить изменения в План ФХД самостоятельно. Если будет выдан процентный заем, следует добавить в План ФХД планируемые доходы от процентов – по КОСГУ 120.

Оценка возможности выдачи займа

Руководителю важно понимать, как операция предоставление займа повлияет на финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Понятно, что возникнет дополнительная работа у служб учреждения: юридической – в виде подготовки договора займа, бухгалтерской – выдачи займа и получения его обратно. Однако и это не главное. Необходимо понимать, как заем повлияет на налоги. Учитывая, что займы бывают двух видов – процентные и беспроцентные, – логично предположить, что на учет они будут влиять по-разному.

Беспроцентный заем налоги учреждения не увеличивает. Другая сторона сделки – работник в данном случае экономит на процентах и, соответственно, получает выгоду, с которой надо будет заплатить НДФЛ.

С процентным займом не так все просто. Сумма самого займа также не влияет на налоги учреждения. А вот получаемые по договору займа проценты будут объектом налогообложения по налогу на прибыль. Кроме того, как было указано выше, учреждение имеет право осуществлять только те виды приносящей доход деятельности, которые предусмотрены уставом, а также способствуют достижению цели, для которой создано учреждение (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). В этом случае также у сотрудника может возникнуть материальная выгода, облагаемая НДФЛ, если процентная ставка, установленная учреждением, будет ниже банковской.

Кроме того, любой выданный заем приведет к отвлечению оборотных средств, что приведет к уплате за этот финансовый год излишнего налога на прибыль (если учреждение на ОСН или УСН доходы минус расходы).

Рассмотрим все по порядку.

Итак, сотрудник, желающий получить заем, обращается к своему непосредственному руководителю или иному лицу, уполномоченному в учреждении принимать подобные обращения. В зависимости от внутренних правил учреждения обращение может быть направлено в устной или письменной форме, но обязательно с указанием суммы займа, условий его предоставления и погашения. Решение о предоставлении займа принимает руководитель с обязательным привлечением главного бухгалтера для анализа финансовых поступлений и расходов. Следует рассмотреть, какие статьи Плана ФХД могут быть уменьшены с учетом заключенных договоров, чтобы высвободить средства для расходов на выдачу займа. Если у учреждения нет права самостоятельно вносить изменения в План ФХД, следует получить согласие учредителя на изменение Плана ФХД в части расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. Если руководитель решит выдавать заем сотруднику под проценты, также следует согласовать с юридической службой, имеет ли учреждение право осуществлять такой вид приносящей доход деятельности.

Результатом согласования с руководителем возможности предоставления займа, суммы и условий служит оформленное заявление сотрудника.

Пример 1. Петров П.П. обратился к руководителю с просьбой предоставить ему заем в сумме 500 000 руб. на проведение дорогостоящей операции. Руководитель согласился предоставить денежные средства на следующих условиях:

– срок – 25 месяцев;

– 5% годовых.

Юрист объяснил руководителю, что устав учреждения не предусматривает осуществление приносящей доход деятельности по выдаче денежных займов под проценты. Также юрист объяснил руководителю, что законодательство не предусматривает санкций за осуществление приносящей доход деятельности, не предусмотренной уставом.

Главный бухгалтер объяснил руководителю, что выдача 500 000 руб. займа в текущем году обернется для учреждения лишней уплатой налога на прибыль в размере 100 000 руб. То есть чтобы выдать такой заем, нужно уменьшить плановые доходы на 100 000 руб., которые пойдут на уплату налога на прибыль, соответственно уменьшить расходы по какой-то статье на 100 000 руб., а затем еще перебросить 500 000 руб. с какой-то статьи на статью 540.

Руководитель посчитал это приемлемым.

Главный бухгалтер объяснил руководителю, что учредитель дал учреждению право самостоятельно вносить изменения в План ФХД в части расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. Рассмотрев исполнение Плана ФХД на момент обращения сотрудника, руководитель и главный бухгалтер приняли решение, что можно уменьшить расходы по статье 226 КОСГУ и за счет этого внести в План ФХД расходы по статье 540 КОСГУ.

Главный бухгалтер разъяснил Петрову П.П., что из-за того, что заем будет предоставлен под более низкий, чем предлагают кредитные организации, процент, то у него возникает доход в виде экономии на процентах, с которого будет ежемесячно рассчитан и удержан НДФЛ из его заработной платы.

После согласования всех условий Петров П.П. написал заявление.

Руководителю Бюджетного учреждения
Иванову Д.В.
от инженера Петрова П.П.

Заявление

Прошу предоставить заем в размере 500 000 руб. на лечение сроком на 25 месяцев под 5% годовых.

28 августа 2014 г.          Петров          П.П. Петров

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2014 читайте также:

Шаг 1: Подготовительные мероприятия

Решение о предоставлении займа

Шаг 2: Подготовка договора
Шаг 3: Выдача займа
Шаг 4: Возврат займа
Шаг 5: Налогообложение и отражение в учете
Шаг 6: Действия в нестандартных ситуациях

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2014

Предоставление займа работнику
Ревизор всегда прав?
Заем работнику в вопросах и ответах
Вопрос-ответ по Закону № 44-ФЗ
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Подписка

Издательский дом "БиНО" решил не увеличивать стоимость подписки на следующий год.

Продолжается подписка на I полугодие 2015 года через почтовые отделения.

Продолжается подписка через Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Покупайте поштучно издания и статьи!

Теперь на нашем сайте можно приобрести поштучно электронные издания в разделе "Издания 2013" и отдельные статьи в разделе "Статьи 2013".

Оплачивайте онлайн!

Вы можете оплачивать подписку онлайн (картой, электронными деньгами) и получать моментальный доступ.

Познакомьтесь с журналами БиНО

Теперь перед покупкой подписки на электронную версию журналов БиНО вы можете ознакомиться с составом рассмотренных тем и их содержанием. Для этого в разделе "О журналах" http://bino.ru/Info_o_Jornal в зоне "Темы номеров" ознакомьтесь со списком тем и содержанием любой интересующей вас темы, кликнув на ее название.

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2014, "БиНО: Казенные учреждения" № 2/2014, "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2014 и "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2014: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Каплан М.Я. Окно мастерской: http://bino.ru/kaplan_okno_masterskoy.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное