Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N8/2014


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Административная ответственность при предоставлении и получении субсидий

Ильин И.И., заместитель начальника отдела учета и отчетности комитета финансов городского округа

Содержание

Нарушение условий предоставления субсидий со стороны получателя субсидий

Нарушение условий предоставления субсидий должностными лицами учреждения, выделяющего субсидии

Как мы уже писали (cм. БиНО: БУ № 7/2014), изменения, которые были внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), привели к значительному увеличению меры ответственности как должностных лиц бюджетных учреждений, так и органов государственной власти (местного самоуправления), которые выступают учредителями бюджетных учреждений.

Нарушение условий предоставления субсидий со стороны получателя субсидий

Нарушение получателем субсидий условий их предоставления влечет наложение административного штрафа:

– на само учреждение – от 2 до 12% суммы полученной субсидии;

– на должностных лиц учреждения – от 10 000 до 30 000 руб. (п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ).

Рассмотрим, в какой ситуации бюджетное учреждение может допустить такое нарушение. Сразу необходимо оговорить два правила чтения норм, устанавливающих ответственность за то или иное деяние.

Во-первых, формулировки, описывающие основания привлечения к ответственности, правоприменители толкуют всегда максимально узко. Они не вправе при толковании закона применять аналогию права и (или) расширительно толковать соответствующую норму. Данное правило хотя и неписаное, тем не менее его активно применяют на практике (постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П; постановление ФАС МО от 20 декабря 2011 г. по делу № А40-139436/10-139-887; постановление ФАС СКО от 16 апреля 2008 г. № Ф08-1917/08/1-698А по делу № А32-17435/2007-46/261-59АЖ).

Во-вторых, недопустимо устанавливать ответственность за различные составы правонарушений, которые недостаточно разграничены между собой (постановления КС РФ от 18 января 2011 г. № 6-О, от 6 декабря 2001 г. № 257-О). В частности, если рассматриваемая ситуация подпадает под действие двух статей, то должны применять ту, которая регламентирует более узкую ситуацию (приоритет специальной нормы над общей). Например, как мы уже рассмотрели в предыдущем номере, нецелевое расходование субсидий будет подпадать под санкции статьи 15.14 КоАП РФ, а не части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, так как первая статья рассматривает указанное нарушение более узко.

Так что можно отнести к понятию "условие предоставления субсидии" кроме цели ее использования? Какое условие предоставления субсидии может нарушить учреждение помимо нецелевого использования? В таких случаях важно изучать судебную практику применения статьи, устанавливающей какую-либо ответственность. А пока такая практика не сформирована, представляем свои рассуждения относительно возможных ситуаций, в которые могут попасть получатели субсидий.

И мы считаем, что совершить такое нарушение нетрудно.

Часто в соглашении указывают на необходимость представления отчета об использовании средств субсидии. Поэтому непредставление учреждением в указанный срок такого отчета уже служит составом административного правонарушения. Например, если в соответствии с соглашением бюджетное учреждение – получатель субсидии обязано "ежемесячно, в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять учредителю отчет об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания", но учреждение в силу каких-то причин отчет не представило, то оно уже нарушило статью 15.15.5 КоАП РФ.

Или такой вариант. Бюджетное учреждение – получатель субсидии в соответствии с соглашением обязано "при выполнении муниципального задания своевременно выплачивать заработную плату, производить оплату коммунальных платежей и не допускать образования просроченной кредиторской задолженности по указанным выплатам, в том числе по обязательным платежам в бюджетную систему РФ". И если учреждение просрочило оплату коммунальных платежей за счет субсидии, то на него может быть наложено административное взыскание.

Еще вполне реальная ситуация. Бюджетное учреждение – получатель субсидии в соответствии с соглашением обязано "вернуть субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг (работ), определенных муниципальным заданием". Подобные нормы часто прописывают в соглашениях о предоставлении субсидии на государственное (муниципальное) задание, как и сроки возврата и неустойку за нарушение этих сроков. Однако учтите, что в таком виде, как это приведено выше, такое положение соглашения незаконно, так как противоречит законодательству (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ)). Согласно ситуации размер субсидии может быть уменьшен в зависимости от фактического исполнения муниципального задания. В то же время Закон № 7-ФЗ разрешает уменьшать субсидию только при уменьшении самого задания. И уж тем более Закон № 7-ФЗ не допускает возвращать субсидию по причине несоответствующего качества выполнения задания.

Будет ли состав административного правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ, если бюджетное учреждение нарушит положение соглашения, которое по сути незаконно?

Нет, так как ответственность по своей природе может быть предусмотрена только за неправомерное деяние. Если сформулированное сторонами в двустороннем документе правило противоречит вышестоящей норме (закону), то тогда оно фактически не подлежит исполнению, так как противоречит более высокой по иерархии норме.

Об иерархии норм сказано в статье 2 Бюджетного кодекса РФ. Она гласит, что бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о бюджете различного уровня, о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и тому подобном, если такие нормативные акты регулируют бюджетные правоотношения. Соглашение, подписываемое получателем бюджетных средств, не может противоречить бюджетному законодательству.

Следовательно, соблюдение закона, даже если это противоречит соглашению, подписанному получателем субсидии, не будет влечь за собой привлечение его к ответственности.

Более того, совершенно непонятно, как приведенное положение соглашения может быть исполнено во времени. Государственное (муниципальное) задание дают минимум на год. Как правило, никаких показателей исполнения задания на меньший период не устанавливают. То есть о том, что муниципальное задание на 2014 г. не выполнено или выполнено некачественно, учредитель может узнать не ранее 2015 г. Но в 2015 г. данное соглашение уже не будет действовать, поскольку соглашения заключают, как правило, на год. Если в 2015 г. учредитель обнаружит, что муниципальное задание на 2014 г. не было выполнено, то какие деньги он будет требовать обратно? Те, которые учреждение уже истратило в 2014 г.? Те, которые нужны для исполнения задания в 2015 г.? Или в пределах неиспользованного остатка на 1 января 2015 г.? А на каком основании? На основании уже недействующего соглашения?

Нередко количественные показатели исполнения муниципального задания описаны так, что однозначно подтвердить или опровергнуть его исполнение невозможно. Поэтому вопрос об этом нарушении мы оставляем открытым.

Можно встретить и другие расплывчатые положения в соглашениях. Например, бюджетное учреждение – получатель субсидии в соответствии с соглашением обязано "своевременно информировать учредителя об изменении условий оказания муниципальных услуг (выполнения работ), которое может повлиять на изменение размера субсидии". Такую норму часто включают в соглашения. Однако возможность привлечения к административной ответственности за неисполнение этого требования соглашения сомнительна, так как ничем не определено, что такое "своевременно". А также не конкретизировано, о чем именно учреждение должно уведомлять учредителя. А раз нет конкретных определений, то и привлечь к ответственности за данное нарушение будет весьма затруднительно.

Нарушение условий предоставления субсидий должностными лицами учреждения, выделяющего субсидии

Административная ответственность в соответствии с новыми статьями КоАП РФ предусмотрена не только для получателей субсидий, но и для тех, кто их выделяет, если эти организации со своей стороны нарушат условия соглашений.

Если главный распорядитель бюджетных средств, предоставляющий субсидию учреждению, нарушит условия ее предоставления (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ), это влечет наложение административного штрафа на его должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (п. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ).

Итак, должностные лица органа государственной власти, органа местного самоуправления, выступающего учредителем бюджетного учреждения и выделяющего ему субсидии, могут быть привлечены к административной ответственности. О каких именно условиях идет речь здесь?

Например, выделяющий субсидию учредитель в соответствии с соглашением обязан "ежемесячно перечислять учреждению субсидию в соответствии с графиком перечисления субсидии". Как правило, учредители не предусматривают себе никаких временных допусков и, возможно, вообще не думают об ответственности за нарушение сроков. Хотя формально на основании соглашения, подписанного учредителем, даже за один день просрочки перечисления субсидии учредитель может быть привлечен к административной ответственности. И хотя ни одного случая привлечения к ответственности по данному основанию пока что не зафиксировано, учредителю не стоит оставлять этот момент без внимания. К тому же в случае просрочки перечисления субсидии у финансируемого бюджетного учреждения будут основания в случае возникновения у него задолженностей сослаться на задержку финансирования, и суд примет этот довод во внимание (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 августа 2008 г. № Ф08-3896/2008 по делу № А15-1925/06), а это в свою очередь может вызвать нежелательные последствия для учредителя.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2014 читайте также:

Нарушение порядка формирования или финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания
Ответственность должностных лиц бюджетного учреждения, исполняющего публичные нормативные обязательства (ПНО)
Кто может возбуждать административное производство?
Кто виноват: руководитель или главный бухгалтер?

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2014

Грани развития: размышления у картины
Без названия
Тема номера: СИЗ и спецодежда
Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников бюджетного учреждения: эксплуатация и выбытие

Эксплуатация СИЗ

Выбытие СИЗ

Налогообложение СИЗ

Налог на прибыль

НДС

НДФЛ

Страховые взносы

Практика финансово-хозяйственной деятельности
Административная ответственность при предоставлении и получении субсидий

Нарушение условий предоставления субсидий со стороны получателя субсидий

Нарушение условий предоставления субсидий должностными лицами учреждения, выделяющего субсидии

Нарушение порядка формирования или финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

Ответственность должностных лиц бюджетного учреждения, исполняющего публичные нормативные обязательства (ПНО)

Кто может возбуждать административное производство

Кто виноват: руководитель или главный бухгалтер?

Расчеты пластиковыми картами

Банковские карты

Специализированные карты для приобретения отдельных видов товаров, услуг

Дебетовые карты Федерального казначейства

Учитываем правильно

Учет приобретенных товаров и услуг

Новое в законодательстве
Обзор документов

Государственная пошлина

Государственные закупки

Налогообложение

Отпуска

Страховые взносы

Трудовое законодательство

Электронный документооборот

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Урожайный"

Обновления на сайте bino.ru

Подписка

Издательский дом "БиНО" решил не увеличивать стоимость подписки на следующий год.

С 1 сентября открывается подписка на I полугодие 2015 года через почтовые отделения.

Продолжается подписка через Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Покупайте поштучно издания и статьи!

Теперь на нашем сайте можно приобрести поштучно электронные издания в разделе "Издания 2013" и отдельные статьи в разделе "Статьи 2013".

Оплачивайте онлайн!

Вы можете оплачивать подписку онлайн (картой, электронными деньгами) и получать моментальный доступ.

Познакомьтесь с журналами БиНО

Теперь перед покупкой подписки на электронную версию журналов БиНО вы можете ознакомиться с составом рассмотренных тем и их содержанием. Для этого в разделе "О журналах" http://bino.ru/Info_o_Jornal в зоне "Темы номеров" ознакомьтесь со списком тем и содержанием любой интересующей вас темы, кликнув на ее название.

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2014, "БиНО: Казенные учреждения" № 2/2014, "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2014 и "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2014: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Зверев А.Т. Без названия: http://bino.ru/zverev_bez_nazvaniya.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное