Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N7/2014


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Административная ответственность за нецелевое использование средств

Ильин И.И., заместитель начальника отдела учета и отчетности комитета финансов городского округа

Содержание

Нецелевое использование бюджетных средств

Однозначные нарушения

Как известно, возможность распоряжаться финансами не только дает права, но и налагает ответственность. Изменения, которые были внесены (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ) в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), привели к значительному увеличению меры ответственности как должностных лиц бюджетных учреждений, так и органов государственной власти (местного самоуправления), которые выступают учредителями бюджетных учреждений.

В данном материале мы расскажем, какую ответственность несут должностные лица бюджетных учреждений за административные правонарушения в области учета и финансов, рассмотрим примеры нарушений, за которые эти лица могут быть оштрафованы. А каждый руководитель учреждения должен четко понимать, что он вправе делать, а в чем лучше проявить осмотрительность.

Нецелевое использование бюджетных средств

Это нарушение особо любимо работниками контрольно-ревизионных органов.

Нецелевое использование бюджетных средств Кодекс РФ об административных правонарушениях трактует как направление учреждением средств, полученных им из бюджета РФ по договору (соглашению, другому документу), на цели, не соответствующие назначению предоставления указанных средств. При этом данное действие влечет наложение административного штрафа:

– на учреждение – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ;

– на должностных лиц учреждения – от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 15.14 КоАП РФ).

Это при условии, если такое нецелевое использование не содержит уголовно наказуемого деяния.

Данная статья КоАП РФ достаточно старая. Но в прежней редакции в ней речь шла только о получателях бюджетных средств, то есть к деятельности бюджетных учреждений, которым предоставляют субсидии, она не имела отношения. Да и ответственность должностных лиц в денежном эквиваленте была значительно меньше: от 4 000 до 5 000 руб., а такая мера, как "дисквалификация", не была предусмотрена вообще.

Далее мы рассмотрим некоторые общие типы ситуаций, которые могут быть квалифицированы как "нецелевое использование".

Однозначные нарушения
Расходы, направленные на обеспечение приносящей доход деятельности

Если бюджетное учреждение ведет в соответствии с учредительными документами приносящую доход деятельность, то естественно, что для ее обеспечения учреждению необходимо производить расходы. Но в то же время такая деятельность не может быть единственной у бюджетного учреждения, оно обязательно должно получать государственное (муниципальное) задание, на исполнение которого выделяют субсидию. При этом ни одной копейки из средств субсидии не должно быть направлено на обеспечение приносящей доход деятельности. Как раз это и может быть квалифицировано проверяющими как "нецелевое расходование" средств субсидии, выделенной учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Для примера мы будем рассматривать ситуации, происходящие в муниципальном бюджетном учреждении "Социальный центр", который оказывает услуги по обслуживанию населения в самых различных направлениях – у него есть и спортивный центр, и швейный цех, и социальные службы, и многое другое.

Ситуация. У Социального центра есть футбольное поле, беговые дорожки вокруг и трибуны. В соответствии с муниципальным заданием БУ "Социальный центр" обеспечивает проведение различных городских спортивных и культурно-массовых мероприятий. Кроме этого, есть административное здание, где расположен тренажерный зал. Тренажерный зал используют исключительно для предоставления в пользование за плату по разовым билетам и абонементам.

Анализ ситуации. Понятно, что все прямые расходы, относимые к тренажерному залу, следует оплачивать за счет выручки от этого зала, а именно:

– приобретение новых тренажеров;

– ремонт тренажеров;

– ремонт помещения тренажерного зала;

– оплату труда тренера и начисление платежей во внебюджетные фонды.

Если какой-то из этих видов расходов будет оплачен за счет средств субсидии на муниципальное задание, это может быть квалифицировано как нецелевое использование субсидии, поскольку в муниципальное задание не входит предоставление тренажеров за плату или продажа абонементов населению.

Ситуация. Социальный центр приобретает ткань за счет средств субсидии на муниципальное задание. Из этой ткани шьют постельные принадлежности. Часть постельного белья используют в дневном стационаре, а часть реализуют малоимущим гражданам за плату.

Анализ ситуации. Постельные принадлежности собственного изготовления учитывают и списывают, в том числе и при реализации, по коду источника "4". А начисление задолженности покупателей и выручку отражают по коду источника "2". По нормам Инструкции № 174н (приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н) при реализации материальных запасов счет нефинансовых активов не корреспондирует счетам учета расчетов с покупателями.

И это можно квалифицировать как нецелевое расходование средств субсидии. Поскольку если ткань приобретена за счет средств субсидии, то продавать изделия из нее, то есть использовать ее для извлечения прибыли, учреждение не имеет права.

А если учреждение хочет продавать свою продукцию, значит, и сырье для ее производства должно приобретать за счет выручки от приносящей доход деятельности.

Операции с имуществом, приобретенным за счет субсидий

Здесь следует иметь в виду следующее.

В бюджетном учреждении может быть имущество, которое учреждение получило "в наследство" (при изменении своего типа на бюджетное) и которое ранее учитывали по коду вида финансового обеспечения "1". Хотя это имущество теперь будет учтено в бюджетном учреждении по коду "4", очевидно, что использовать это имущество можно в том числе и для получения дохода.

Если же имущество будет приобретено за счет средств субсидии на госзадание или за счет средств субсидии на иные цели, то использование этого имущества для извлечения прибыли может быть квалифицировано как нецелевое использование. Если только учредитель не дал разрешения использовать его для получения дополнительного дохода, от сдачи в аренду например.

Ситуация. В Социальном центре заработала социальная парикмахерская. В соответствии с указаниями учредителя Центр имеет право самостоятельно вносить изменения в План ФХД в части перераспределения расходов по статьям КОСГУ. Для оборудования парикмахерской были увеличены в Плане ФХД расходы по статье 310 КОСГУ за счет средств субсидии на муниципальное задание путем уменьшения расходов по статье 226 КОСГУ. За счет средств субсидии был закуплен парикмахерский инструмент (по КОСГУ 310) и профессиональная парфюмерия (по КОСГУ 340). Социальная парикмахерская оказывает услуги малоимущим гражданам только по льготным ценам.

Анализ ситуации. Направление средств субсидии на открытие нового вида приносящей доход деятельности может быть квалифицировано как нецелевое использование средств субсидии. Тот факт, что парикмахерская названа "социальной", ничего принципиально не меняет, потому что предусмотрено оказание услуг только за плату. При расчете нормативных расходов по обеспечению выполнения муниципального задания заведомо не принимали во внимание расходы на парикмахерскую. Следовательно, отвлечение средств на организацию парикмахерской ухудшило финансовое обеспечение тех разделов задания, которые были предусмотрены.

В данном случае нужно было производить закупки за счет выручки от предпринимательской деятельности или получить от учредителя целевую субсидию.

Ситуация. Социальный центр, участвуя в муниципальной программе "Детский отдых" получил субсидию на иные цели для приобретения аттракциона "Детский паровозик". Поскольку аттракцион приобретен на средства, выделенные учредителем, его приняли к учету по коду вида финансового обеспечения "4". По стоимости этот аттракцион можно отнести к особо ценному движимому имуществу. На "Детском паровозике" планируют катать детей за деньги. И только в дни некоторых городских мероприятий – бесплатно. Может ли учреждение использовать этот аттракцион для извлечения прибыли?

Анализ ситуации. Может, если учредитель даст на это добро. Учредитель бюджетного учреждения может принимать меры по противодействию неправильному использованию средств и имущества. В некоторых случаях учредители вообще не допускают, чтобы за счет средств субсидии на государственное (муниципальное) задание учреждения производили закупки основных средств, не включают статью 310 КОСГУ в План ФХД, а также не дают бюджетному учреждению права самостоятельно вносить изменения в План ФХД. Если бюджетному учреждению необходимы основные средства – пусть просят целевую субсидию. Или пусть покупают за счет выручки от приносящей доход деятельности.

Такой подход позволит в некоторой степени предотвратить нецелевое использование имущества, приобретаемого за счет субсидий на государственное (муниципальное) задание.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2014 читайте также:

Однозначные нарушения

Расходы, направленные на обеспечение деятельности, относимой к нескольким источникам финансового обеспечения

Расходы, не имеющие отношения к выполнению задания

Расходы в пользу учредителя

Неверно расцененные как нарушения

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2014

Ваша сотрудница будет мамой?
Административная ответственность за нецелевое использование средств
Ревизор не всегда прав, или 4:1 в пользу учреждения
Малые закупки и не только
Обзор документов
Кроссворд от БиНО
Материалы, опубликованные в "БиНО: Бюджетные учреждения" за I полугодие 2014 года

Обновления на сайте bino.ru

Подписка

Издательский дом "БиНО" решил не увеличивать стоимость подписки на следующий год.

С 1 сентября открывается подписка на I полугодие 2015 года через почтовые отделения.

Продолжается подписка через Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Покупайте поштучно издания и статьи!

Теперь на нашем сайте можно приобрести поштучно электронные издания в разделе "Издания 2013" и отдельные статьи в разделе "Статьи 2013".

Оплачивайте онлайн!

Вы можете оплачивать подписку онлайн (картой, электронными деньгами) и получать моментальный доступ.

Познакомьтесь с журналами БиНО

Теперь перед покупкой подписки на электронную версию журналов БиНО вы можете ознакомиться с составом рассмотренных тем и их содержанием. Для этого в разделе "О журналах" http://bino.ru/Info_o_Jornal в зоне "Темы номеров" ознакомьтесь со списком тем и содержанием любой интересующей вас темы, кликнув на ее название.

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2014, "БиНО: Казенные учреждения" № 2/2014, "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2014 и "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2014: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Зверев А.Т. Без названия: http://bino.ru/zverev_bez_nazvaniya.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное