Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N11/2013


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2013

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2013;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Отвечаем на вопросы бухгалтера

Проверки ФМС России

Вопрос. Мы приняли на работу безвизового иностранца, разрешение на работу у него было в порядке и действовало, никаких вопросов не возникло. Позже, при проведении проверки ФМС, выяснилось, что разрешение это было аннулировано на основании того, что иностранец не представил в орган ФМС документы об отсутствии у него инфекционных заболеваний и наркомании. Может ли ФМС теперь привлечь наше учреждение к ответственности по статье 18.15 КоАП?

Ответ. Проверять, не аннулировано ли разрешение на работу у нанимаемого иностранца, закон работодателя не обязывает. Но проверяющие все равно могут привлечь учреждение к ответственности. В этом случае надо не бояться и подать заявление в арбитражный суд – согласно судебной практике большинство таких дел решается в пользу работодателей.

Да, иностранец после получения разрешения на работу на срок более 90 суток должен представить в ФМС России документ, подтверждающий отсутствие у него заболеваний, и если он в течение 30 суток со дня получения разрешения этого не сделал, то разрешение аннулируют и в течение трех дней со дня принятия такого решения иностранца об этом информируют. Однако работодателя об аннулировании разрешения на работу органы ФМС России не информируют, его может проинформировать только сам работник. И миграционное законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя выяснять, не аннулировано ли у его работника разрешение на работу. Конечно, работодатель может проверить, действует ли предъявленное ему разрешение, с помощью официального сайта ФМС России, на котором размещают информацию об аннулировании разрешений на работу. Однако делать этого он не обязан. Этот вывод подтверждают и решения судов (Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2010 г. № А39-6896/2009, от 31 мая 2010 г. № А39-6890/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 января 2013 г. № А32-9199/2012).

Вопрос. В учреждении проводят проверку сотрудники ФМС. Один из них попросил предоставить журнал учета иностранных граждан, работающих в учреждении, а у нас такого журнала нет. Могут ли к нам применить какие-либо санкции? Должны ли мы вести такой журнал?

Ответ. Как мы уже упоминали в наших материалах, журнал учета иностранных граждан, работающих в учреждении, – это документ, который организация ведет добровольно, его наличие не регламентировано ни одним нормативным актом. Соответственно, никаких санкций в отношении вас проверяющие применить не вправе.

От себя отметим, что лучше все-таки завести такой журнал, так как это значительно упрощает процедуру проверки, облегчает поиск информации об иностранных работниках, позволяет отслеживать необходимую информацию (даты въезда и выезда с территории РФ, сроки действия документов и т.п.).

Вопрос. Наше учреждение по результатам проверки ФМС привлекли к ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ. Будет ли доводом в пользу учреждения в арбитражном суде тот факт, что проведение проверки было вызвано анонимным звонком? Сможем ли избежать штрафа?

Ответ. Сам по себе этот довод вряд ли повлияет на отмену постановления органа ФМС России о нарушении миграционного законодательства. Ведь основанием для проведения внеплановой проверки служит в том числе и поступление в орган госконтроля обращения или заявления от граждан (подпункт 2 пункта 5 статьи 32 Закона № 115-ФЗ), при этом законом не предусмотрено исключений для анонимных заявлений или обращений. Вообще под обращением понимают в том числе и устное обращение гражданина в государственный орган (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон № 59-ФЗ)), и по телефону тоже. То есть телефонный звонок от анонима считается обращением, и на его основании может быть проведена проверка.

Письменные же анонимные сообщения направляют в соответствующий госорган только в том случае, если такое обращение содержит сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем (абзац 1 статьи 11 Закона № 59-ФЗ). То есть если аноним сообщил о том, что ваше учреждение нарушает миграционное законодательство, то такое обращение будет рассмотрено госорганами. То же правило будет действовать и в отношении анонимных звонков.

Однако есть судебное решение, согласно которому такое основание проверки все-таки повлекло за собой отмену результатов этой проверки (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2012 г. № А62-3451/2012). Суд опирался на то, что результаты проверки, проведенной органом госконтроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не являются доказательствами нарушения учреждением обязательных требований и подлежат отмене (абзац 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ). Суд отнес проведение внеплановой проверки на основании обращения (заявления), не позволяющего установить лицо (абзац 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ), обратившееся в орган, к грубому нарушению при проведении проверки.

Вопрос. При проверке учреждения сотрудники ФМС России обнаружили, что у "безвизовых" иностранцев, работающих в учреждении, подделаны разрешения на работу. Может ли ФМС привлечь учреждение к ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, если разрешения иностранцы предъявляли в учреждении при приеме на работу, то есть к их оформлению учреждение непричастно?

Ответ. Обязанность работодателя проверять подлинность предъявленного разрешения на работу при трудоустройстве законодательство не устанавливает. Это не мешает органам ФМС России привлекать учреждения к ответственности и штрафовать на этом основании. В этом случае рекомендуем обратиться в арбитражный суд, так как обычно судебные решения выносят все-таки в пользу работодателей.

Штрафом или приостановлением деятельности карается привлечение учреждением к труду в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если оно требуется в соответствии с федеральным законом (пункт 1 статьи 18.15 КоАП РФ). Однако в рассматриваемом случае разрешения на работу были предъявлены, а проверять их подлинность учреждение закон не обязывает. Поэтому суды считают, что работодателя привлекать к ответственности нельзя (постановления ФАС Московского округа от 28 февраля 2012 г. № А40-70419/11-93-603, Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2012 г. № А41-27020/12).

Однако Ленинградский областной суд посчитал иначе, ссылаясь на Закон № 115-ФЗ, согласно которому учреждение при допуске иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности на территории РФ обязано проверить фактическое наличие такого разрешения как правового основания использования труда иностранного гражданина на территории РФ (решения Ленинградского областного суда от 26 июня 2012 г. № 7-316/2012, от 26 июня 2012 г. № 7-320/2012).

Вопрос. Наше учреждение заключило договор аутсорсинга с российской фирмой, которая предоставила нам по этому договору нескольких иностранных граждан для проведения временных работ. При проверке учреждения сотрудниками ФМС было выявлено, что у иностранцев нет разрешения на работу, и учреждение привлекли к ответственности по статье 18.15 КоАП РФ. Законно ли это? Не правильнее было бы привлечь фирму, с которой мы заключили договор, ведь это она нанимала этих работников?

Ответ. Да, это законно. И фирму, с которой у вас заключен договор, тоже обязательно привлекут к ответственности. Но это не снимает ответственности с вашего учреждения, ведь вы не проявили должной осмотрительности при допуске иностранцев к труду.

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа либо административное приостановление деятельности (абзац 2 статьи 18.15 КоАП РФ). Примечания к данной статье уточняют, что в данном случае под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина следует понимать допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. А договор аутсорсинга можно квалифицировать (статья 421 ГК РФ) как договор возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). Следовательно, вина вашего учреждения очевидна – вы допустили к оказанию услуг иностранных граждан без разрешения на работу. На это указывает и судебная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 8 октября 2008 г. № А65-6371/08-СА3-32).


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2013

Иностранные работники. Расторжение гражданско-правовых договоров
Охрана труда: молоко за вредность
Отвечаем на вопросы бухгалтера
Отвечаем на вопросы кадровика
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Жизнь со вкусом

В рубрике "Жизнь со вкусом" вы узнаете о проверенных рецептах наполнения жизни вкусом; об улучшении мироощущения через радость открытия нового, через упрощение сложных задач, через ежедневное наслаждение процессом и результатом:

1. Еда. Легкость с дымком: http://bino.ru/life_with_taste_6_13.

2. Еда. Разделяй и властвуй: http://bino.ru/life_with_taste_7_13.

3. В ногу со временем. Книги и журнлалы: http://bino.ru/life_with_taste_8_13.

4. В ногу со временем. Онлайн-платежи: http://bino.ru/life_with_taste_9_13.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2013 и архивы журналов "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Автономные учреждения" за 2011-2012 гг.: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Подписка

Продолжается подписка на 2014 год через почтовые отделения, Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Обращаем внимание, что в 2014 году журнал "БиНО: Некоммерческие организации" будет выходить только в электронном виде.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Лапшин С.А. Прощание с родиной: http://bino.ru/lapshin_proschanie_s_rodinoy.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное