Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N10/2013


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2013

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2013;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Проверки бюджетных учреждений по поводу привлечения к труду иностранных граждан

Содержание

Основные законодательные акты, применяемые при проверке ФМС

Кто проверяет

Любое учреждение, привлекающее к выполнению работ или оказанию услуг иностранных граждан, должно быть готово к проверке, проводимой различными службами. Основной проверяющий орган, который контролирует соблюдение учреждением правил привлечения иностранных граждан к труду, это Федеральная миграционная служба (именно этот вид проверок мы рассмотрим особенно подробно), однако вопросы, касающиеся иностранцев, возникают и при совместных проверках ФМС вкупе с Рострудом, органами внутренних дел, а также при проверках налоговой инспекцией. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что именно вправе проверять работники данных служб, какими правами обладают работодатели и проверяющие, а также о том, чем грозит работодателю нарушение миграционного законодательства.

Цель проводимой ФМС проверки – удостовериться, что учреждение соблюдает нормы привлечения иностранцев к труду. Если вы пользовались нашими рекомендациями по оформлению иностранцев на работу (БиНО: БУ №№ 8-10/2013), то бояться вам нечего – вы легко пройдете проверку любой сложности. Однако в любом случае нужно знать нюансы проверок и взаимодействия с инспекторами, о чем мы вам и расскажем.

Основные законодательные акты, применяемые при проверке ФМС

Для начала определим основные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться и проверяющим, и проверяемым.

Основной нормативный правовой акт, применяемый для регулирования контролирующей деятельности госорганов, – это Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ). Он устанавливает виды проверок, периодичность и их сроки, а также права и обязанности участников проверок.

При осуществлении госконтроля за трудовой деятельностью иностранцев также учитывают положения статьи 32 "Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников" Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 115-ФЗ). Поэтому при проведении проверок учреждений (в качестве работодателей и приглашающей стороны для иностранцев) положения Закона № 294-ФЗ применяют с учетом норм указанной статьи.

Следующий значимый документ – Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее – Регламент). Он определяет последовательность процедур при проверке (пункт 4 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 (далее – Положение о контроле № 1162)). Поскольку, как уже было отмечено, ФМС может осуществлять проверки при участии МВД (выездные проверки почти всегда эти органы проводят вместе), Регламент утвержден совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. № 338/97. В Регламенте более четко прописан порядок действий сотрудников МВД и ФМС при проведении проверок.

Предмет проверки составляет (пункт 3 статьи 32 Закона № 115-ФЗ) соблюдение работодателем (заказчиком, принимающей стороной) требований Закона № 115-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных актов РФ в сфере миграции (далее – обязательные требования).

Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Приказ № 141) утверждены типовые формы документов, необходимых при проведении проверки, в частности, типовые формы распоряжения (приказа) органа государственного контроля о проведении проверки и акта проверки. С этими документами контролирующий орган обязан ознакомить работодателя.

В целях укрепления межведомственного взаимодействия по контролю за трудовой деятельностью иностранных работников совместным приказом Роструда и ФМС России от 3 апреля 2007 г. № 40/66 утвержден Регламент взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов (далее – Регламент № 40/66). Этот документ применяют при совместной проверке ФМС и Роструда.

Рекомендуем работодателю ознакомиться со всеми перечисленными нормативными правовыми актами. Ведь знание прав и обязанностей, как своих, так и проверяющих, позволит избежать недоразумений при проведении проверок, а возможно, и судебных разбирательств.

Нелишним будет и знакомство работодателя с правами, целями и задачами ФМС, которые изложены в Положении о Федеральной миграционной службе (утвержден постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711).

Кто проверяет
Проверка ФМС

Государственный контроль в форме проверок осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы при участии МВД РФ и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией (пункты 2, 5 Положения о контроле № 1162). То есть ФМС может проводить совместные проверки вместе с сотрудниками МВД, но также ФМС проводит и самостоятельные проверки.

Для начала проверки необходимо решение о проведении проверки, которое должно быть задокументировано в виде распоряжения (пункт 20 Регламента). В нем должна быть указана информация об объекте, цели, сроке, основании, дате начала и окончания проведения проверки, а также о лицах, непосредственно проводящих проверку. Напомним, что типовая форма распоряжения о проведении проверки утверждена Приказом № 141. Работодателю стоит убедиться, что распоряжение о проверке его учреждения подписано лицом, имеющим на это право. Распоряжение о проведении проверки издает только начальник территориального органа ФМС России либо его заместитель (пункт 28 Регламента). А начальники структурных подразделений, осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, и их заместители вправе издать распоряжение о проведении проверки только в отношении физических лиц, и подписывать распоряжение в отношении учреждения не вправе.

Также должностные лица системы ФМС России, уполномоченные на издание распоряжения о проведении проверки:

– определяют сотрудников для проведения проверки;

– назначают руководителя группы;

– отстраняют или включают дополнительно сотрудников в группу на всех этапах проведения проверки;

– отклоняют или включают по предложению руководителя проверки или по своему усмотрению в состав группы лицо – не сотрудника подразделения системы ФМС России в качестве специалиста (эксперта) по вопросам, требующим специальных знаний.

Совместная проверка

Как мы уже отмечали, к проведению проверки сотрудники ФМС могут привлечь представителей других органов государственной власти, например, сотрудников МВД РФ или Государственной инспекции труда. В этом случае проверку будут именовать совместной, а распоряжение о проведении проверки должно быть подписано уполномоченными должностными лицами всех участвующих в ней структур.

При проведении органами ФМС и органами внутренних дел РФ совместной проверки предмет их контроля и надзора составляют в том числе (пункт 6 Регламента):

 соблюдение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) на территории РФ, правил миграционного учета, порядка осуществления трудовой деятельности;

 соблюдение учреждением, выступающим в отношении иностранного гражданина принимающей стороной, правил миграционного учета по месту пребывания и надлежащего исполнения им обязанностей принимающей стороны, достоверности предоставляемой им информации об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету;

 контроль соблюдения соответствия правоотношений, возникающих между иностранными гражданами и учреждением;

 соблюдение иностранным гражданином установленного срока выезда за пределы территории Российской Федерации;

 соблюдение иностранным гражданином ограничений в соответствии с разрешенной (заявленной) целью въезда в Российскую Федерацию в период пребывания в Российской Федерации.

Распоряжение о проведении совместной выездной плановой или внеплановой проверки издают в случае, если есть основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения требований законодательных, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию ФМС России. Например, нужно провести оперативно-розыскные мероприятия, которые не вправе проводить органы ФМС. В этом случае осуществляют совместную проверку с органами внутренних дел РФ.

Так, в случае принятия руководителем органа внутренних дел РФ решения о проведении мероприятий по выявлению преступлений и административных правонарушений в области миграции, сотрудники подразделений системы ФМС России принимают участие в указанных мероприятиях на основании мотивированного запроса, подписанного руководителем органа внутренних дел РФ (пункт 47 Регламента).

И наоборот, в случае принятия руководителем подразделения системы ФМС России решения о проведении мероприятия с участием сотрудников органов внутренних дел РФ, они участвуют в проверке на основании мотивированного запроса, подписанного руководителем подразделения системы ФМС России.

При совместной проверке органа ФМС и территориального органа Федеральной службы по труду и занятости проверяющие руководствуются Регламентом 40/66. При такой проверке у каждого из проверяющих свои функции. То есть обязанности по проверке у сотрудников ФМС и Роструда разделены (пункт 14 Регламента № 40/66). Предмет такой проверки – соблюдение допустимой доли иностранных работников в определенных сферах – розничная торговля, спорт, фармацевтическая деятельность.

При проведении совместной проверки координацию действий сотрудников заинтересованных органов, включенных в группу по проведению проверки, осуществляет руководитель указанной группы.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2013 читайте также:

Как проверяют
Что проверяют
Как вести себя при проверке
Возможные нарушения при проверке ФМС
Оформление результатов проверки ФМС
Обжалование результатов проверки ФМС
Ответственность за нарушения при проверке ФМС

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2013

Иностранные работники в бюджетном учреждении (окончание)
Проверки Федеральной миграционной службы
Отвечаем на вопросы кадровика
Отвечаем на вопросы бухгалтера
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Жизнь со вкусом

В рубрике "Жизнь со вкусом" вы узнаете о проверенных рецептах наполнения жизни вкусом; об улучшении мироощущения через радость открытия нового, через упрощение сложных задач, через ежедневное наслаждение процессом и результатом:

1. Легкость с дымком: http://bino.ru/life_with_taste_6_13.

2. Разделяй и властвуй: http://bino.ru/life_with_taste_7_13.

3. В ногу со временем: http://bino.ru/life_with_taste_8_13.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Некоммерческие организации" № 3/2013 и архивы журналов "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Автономные учреждения" за 2011-2012 гг.: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Подписка

Продолжается подписка на 2014 год через почтовые отделения, Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Обращаем внимание, что в 2014 году журнал "БиНО: Некоммерческие организации" будет выходить только в электронном виде.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Измайлов О.Г. Свидание: http://bino.ru/izmaylov_svidanie.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное