Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N7/2013


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2013

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2013;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

О драгметаллах в офисном оборудовании

Содержание

Какое количество драгметаллов содержит офисная техника

Особенности учета драгоценных металлов

Практически любое электронное устройство содержит какое-то количество драгоценных металлов: золота, серебра, платины и др. Однако эти драгметаллы не указаны в паспорте на изделие. А можно ли тогда с уверенностью утверждать, что они там есть на самом деле? Ведь содержание драгметаллов в составе электроники делает процесс ее учета и утилизации специфичным. Поэтому у руководителя возникает вопрос: учитывать или нет?

Мы не будем обсуждать разное специфическое оборудование – медицинское, военное, научное и др. Поговорим о том, что есть в пользовании большинства работников учреждений: компьютеры, принтеры, копиры, телефоны и т.д.

Какое количество драгметаллов содержит офисная техника

Существует миф, что иностранные производители выпускают компьютерную технику, не используя золота или серебра. Это практически невозможно. Хотя бы небольшое количество драгметаллов в технике всегда есть. Даже мобильный телефон содержит самые разные ценные металлы, включая серебро и золото. Из мобильного телефона их можно извлечь совсем немного: около 0,25 г серебра и порядка 0,02 г золота. Эти 20 мг золота распределены по всем контактам и токоведущим дорожкам.

Специалисты считают, что "электронная руда" содержит в 10–30 раз (до 60!) больше золота, чем природная золотая. Тонна "электронной руды" содержит около 200 г золота, а в карьерах добывают в среднем всего лишь 5 г золота на тонну руды. Но электронную "руду" нужно еще "добыть" – извлечь из корпусов бытовой и оргтехники те части и комплектующие, в которых есть драгметаллы, и измельчить их. Так, например, из 20 кг "разношерстной" бытовой и офисной техники получат только от 0,2 до 0,5 кг такой "руды". То есть чтобы получить 1 т для переработки нужно разобрать 100 т оборудования. Затем такую "руду" отправляют на аффинажные заводы, где золото, серебро и платину отделяют от других веществ. И стоимость такой переработки высока. Следовательно, стоимость драгоценного металла, полученного после переработки офисной техники, может не покрыть даже стоимость перевозки "руды". Из-за этого перерабатывающие предприятия не берут отходы производства с содержанием драгоценных металлов менее 1%.

Вероятно, поэтому ни один орган власти до сих пор не издал документ, дающий хотя бы справочные сведения о содержании драгметаллов в современной офисной технике.

К тому же в настоящее время учреждения закупают оборудование импортного производства, в паспортах или иных документах на которое информация о наличии драгметаллов не указана. В таком случае конкретное количество драгметаллов в оборудовании можно определить лишь после его утилизации и передачи перерабатывающей или аффинажной организации.

Особенности учета драгоценных металлов

Драгоценные металлы и камни подлежат обязательному учету по массе и качеству (пункт 2 статьи 20 Закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").

Каждая организация обязана вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней, входящих в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей (пункт 6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н), то есть документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, использованных при производстве различных видов бытовой и оргтехники.

Учет драгметаллов и отчетность

Уже на этапе поступления изделий нужно начинать работу по учету содержания в них драгоценных металлов.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов отражают в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках). При отсутствии таких сведений данные о наличии драгоценных металлов отражают на основании решения Комиссии по приему и выбытию активов согласно данным организаций, разработчиков, изготовителей или сведений о содержании драгоценных металлов в аналогичных изделиях. Если и это невозможно, но в организации ведут учет драгметаллов в объектах импортной офисной техники, то Комиссия принимает решение о том, что в оборудовании могут присутствовать драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации. Соответствующую запись делают во всех учетных документах (примечание к пункту 6.3 Инструкции № 68н).

Во время эксплуатации изделий (в том числе и с драгметаллами) проводят их регулярную инвентаризацию. И регулярно же готовят статистическую отчетность и отправляют ее по назначению – в Гохран России и Росстат.

При списании имущества с драгметаллами, после установления Комиссией их непригодности для дальнейшего использования, такие изделия учреждение учитывает, собирает и хранит как лом драгоценных металлов. По мере накопления этот лом учреждение сдает на переработку.

Ответственность за нарушение учета драгметаллов

Административная ответственность. Данное требование подкреплено и ответственностью, установленной в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Нарушение установленных правил использования, учета и хранения драгоценных металлов или изделий, их содержащих, влечет наложение административного штрафа (статья 19.14 КоАП РФ):

– на граждан – в размере от 3 000 до 5 000 руб.;

– на должностных лиц организаций – от 10 000 до 15 000 руб.;

– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо – это сотрудник, ответственный за учет драгоценных металлов или изделий, их  содержащих. Если ни у кого из сотрудников в должностных инструкциях не предусмотрена подобная обязанность, то за все будет отвечать руководитель учреждения. Поэтому требование вести учет драгоценных металлов следует прописать в должностной инструкции бухгалтера, ведущего учет нефинансовых активов. Помимо этого при отсутствии в учреждении спецучета драгметаллов контролеры применяют еще и статью 13.19 КоАП РФ за непредставление должностным лицом статистической информации или ее искажение, что влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Наложить такие штрафы могут специалисты территориальных государственных инспекций пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты. Это они осуществляют контроль соблюдения порядка учета драгоценных металлов. Но в первую очередь сотрудники инспекции проверяют те предприятия, которые стоят у них на учете, то есть организации, реализующие ювелирные изделия, а также добывающие и перерабатывающие драгоценные металлы.

Налоговая ответственность. За отсутствие первичных документов или регистров бухучета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей налогоплательщика подвергают штрафу на сумму от 5 000 до 15 000 руб. Если данное нарушение повлекло занижение налоговой базы, штраф будет составлять 10% от суммы неуплаченного налога (но не менее 15 000 руб.) (статья 120 НК РФ).

Уголовная ответственность. Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, наказывают штрафом в размере до 200 000 руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (статья 192 УК РФ). Крупным размером для данной статьи считают сумму, превышающую 1 500 000 руб., особо крупным – 6 000 000 руб.

Выводы

В офисной технике драгметаллы присутствуют. Но в документах от зарубежного производителя такой информации нет.

Однако бухгалтерский учет – это учет уже совершенных и документально оформленных хозяйственных операций. Учет драгоценных металлов и камней может быть реализован исключительно при условии, что учреждение располагает знанием о том, в каком количестве и какие металлы присутствуют в конкретном принадлежащем ему имуществе. В отсутствие такого знания данный учет не может быть физически осуществлен, поскольку на сегодня отсутствуют и какие-либо актуальные справочники федерального уровня по содержанию драгоценных металлов в офисной технике, которые можно использовать при ведении спецучета и предъявить ревизору. И не обязанность специалистов по учету что-либо расследовать: делать запросы поставщикам или производителям, искать аналоги и т.п.

Таким образом, если:

– техническая документация к оборудованию не содержит какой-либо информации о том, что в нем присутствуют в определенном количестве драгоценные металлы и камни;

– организация-изготовитель соответствующую информацию не предоставляет (например, на своем сайте в Интернете);

– наличие драгоценных металлов в аналогичном по типу, характеристикам, свойствам и т.д. оборудовании опять-таки не установлено;

– а профессиональные навыки членов комиссии не позволяют сделать им вывод о наличии драгоценных металлов, тем более об их количестве, то даже при законом установленной обязанности вести спецучет фактической возможности это делать нет.

Поэтому учреждения могут, конечно, списывать с учета имущество без оприходования лома и отходов драгметаллов, поскольку нет возможности их количество указать в первичных документах. Но в этом случае следует понимать все возможные последствия такого решения. Хотя и установленные санкции гораздо меньше стоимости времени, затраченного на выполнение всех требований по спецучету драгметаллов.

Однако должны отметить, что вышеприведенные аргументы не защитят в суде – судебная практика не в пользу хозяйствующих субъектов. Выданные предписания государственных инспекций пробирного надзора о наложении административного взыскания за неведение спецучета суды не отменяют (см., например, постановление ФАС СЗО от 2 марта 2006 г. по делу № А21-2068/2005-С1, решения арбитражных судов: Саратовской области от 19 сентября 2011 г. по делу № А57-8806/2011, Республики Башкортостан от 13 марта 2013 г. по делу № А07-18792/2012, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 февраля 2013 г. по делу № А56-64215/2012). Наоборот, суды по всей России подтверждают обязанность организаций вести учет драгметаллов при использовании оргтехники.

Таким образом, на сегодняшний день речь о контроле за любого рода имуществом, содержащим драгоценные металлы, не идет, поскольку законодательно не установлено требование об обязательной сдаче списанной техники в специализированные предприятия по переработке отходов с целью извлечения драгметаллов, как это сделано в Белоруссии, например.

Поэтому если в документах явно указаны драгметаллы, то необходимо организовать и вести специальный их учет. Если не указано – то либо учет драгметаллов не вести (со всеми вытекающими последствиями), либо принимать оборудование на спецучет с пометкой: "Может содержать драгоценные металлы. Содержание будет определено после списания и утилизации", поскольку реальное содержание драгметаллов в изделии можно определить только после его переработки и аффинажа.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2013 читайте также:

Особенности учета драгоценных металлов

Организуем специальный учет драгметаллов

Особенности учета драгметаллов при поступлении оборудования


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2013

Выбытие оргтехники
Модернизация оргтехники
Прием на работу в бюджетное учреждение иностранного сотрудника
Отвечаем на вопросы бухгалтера
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования». Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2013 и архивы журналов "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Автономные учреждения" за 2011 год: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Подписка

Продолжается подписка на II полугодие 2013 года через почтовые отделения: http://bino.ru/Podpiska.

В архив статей БиНО добавлены статьи:

1. Что вновь меняется в правилах размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (С.Ю. Коротков):
http://bino.ru/Shto_vnovi_meneaetza_v_pravilah_razmishenia_2009.

2. Новые изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации (Е.А. Малинина):
http://bino.ru/Novie_izmineniea_v_Bugetnom_kodexe_RF_2009.

3. Изменения в порядке санкционирования расходов (Е.А. Князева):
http://bino.ru/Izminenia_v_poriadke_sanktionirovania_rashodov2009.

4. Использование остатков внебюджетных средств в 2009 году (Е.А. Король):
http://bino.ru/Ispolizovanie_ostatkov_vnebugetnih_sredstv_v_2009.

5. Имущество казны: надо ли платить с него налог на имущество организаций? (И.В. Алексеева):
http://bino.ru/Imushestvo_kazni_nado_li_platiti_s_nego_nalog_2009.

6. Ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки и реализация им права на судебную защиту (М.С. Мухин):
http://bino.ru/Oznak_nalogoplatelishika_s_material_nalog_prov2009.

7. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (И.Ю. Кузьмин):
http://bino.ru/Kompensatiia_ciasti_raditeliscoi_plati_2009.

8. Вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства (Е.В. Виговский):
http://bino.ru/Voprosi_sootnoshenia_trud_nalog_i_admin_zakon2009.

9. Исчисление транспортного налога в отношении специальных автомобилей (Ю.М. Лермонтов, Е.А. Сафохина):
http://bino.ru/Iscislenie_transportnovo_naloga_v_otnoshenii_2010.

Размышления у картины

Козлов И.А. Васильки: http://bino.ru/kozlov_vasilki.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное