Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N9/2012


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2012

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2012;
– Информацию о подписке на наши издания.

Сувенирная продукция в бюджетном учреждении: приобретение, распространение, учет

Регистрируем товарный знак (знак обслуживания)

Разработанную символику учреждение может использовать как товарный знак или знак обслуживания (далее – товарный знак) (значения терминов "торговый знак" и "знак обслуживания" приведены в разделе "Разработка дизайна сувенирной продукции"). Напомним, что согласно пункту 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак служит для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. Традиционно товарный знак воспринимают как элемент рыночной экономики. Считаем, что бюджетным учреждениям также полезно иметь собственные товарные знаки, даже если их услуги (работы, товары) представлены в некоммерческом секторе экономики.

Товарные знаки подлежат государственной регистрации. Одновременно с регистрацией у учреждения возникает охраняемое законом исключительное право на товарный знак. Согласно статье 1229 ГК РФ наличие исключительного права позволяет учреждению – обладателю этого права использовать товарный знак любым способом, не противоречащим закону, а также разрешать или запрещать такое использование иным лицам, не являющимся правообладателями.

Исключительное право на товарный знак удостоверяет свидетельство на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо. Соответственно, на товарный знак не возникают интеллектуальные права, поскольку в отношении знака не признаются личные неимущественные права.

Проходим процедуру государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания)

Регистрирует товарные знаки Роспатент, являющийся федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Заявку на товарный знак и прилагаемые к ней документы, в частности документ об уплате государственной пошлины за подачу заявки, подают в Роспатент. Требования к содержанию заявки установлены в пункте 3 статьи 1492 ГК РФ. Требования заявочной документации сформулированы в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 (далее – Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на ТЗ). Заявку подписывает заявитель (потенциальный правообладатель) или его представитель.

Передать пакет документов в Роспатент может либо сам заявитель, либо можно передать через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Ведение дел с Роспатентом можно поручить патентному поверенному. Учитывая специфичность патентного дела, привлечение такого специалиста может оказаться очень разумным решением. Отношения, связанные с деятельностью патентных поверенных на территории РФ, регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ "О патентных поверенных". В этом законе определены требования к патентным поверенным, установлен порядок их аттестации и регистрации, а также их права, обязанности и ответственность.

Датой подачи заявки считается дата поступления в Роспатент пакета документов (если документы представлены одновременно) или последнего из требуемых документов. Напомним, что с этой даты начинается правовая охрана товарного знака.

Получив заявку на регистрацию товарного знака, Роспатент, а точнее его структурное подразделение – Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), – проводит экспертизу заявки. Экспертиза включает в себя два основных этапа: формальную экспертизу и экспертизу заявленного для регистрации в качестве товарного знака обозначения. В течение обоих этапов заявитель может дополнить или исправить сведения, указанные в заявке, подав дополнительные материалы. Уточнять можно до даты принятия ФИПСом решения по заявке. Причем каждый раз за внесение изменений придется уплатить государственную пошлину.

Правилами пункта 3 статьи 1497 ГК РФ установлен перечень изменений, которые заявитель может вносить вплоть до государственной регистрации товарного знака.

Во время проведения экспертизы ФИПС вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых дальнейшая экспертиза невозможна. На запрос учреждение-заявитель обязано ответить в течение двух месяцев с даты его получения. При непредставлении материалов в этот срок и отсутствии от заявителя ходатайства о продлении срока заявку признают отозванной. Срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при наличии уважительной причины и при условии уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1498 ГК РФ на формальную экспертизу заявки на товарный знак отводится один месяц. Процедура проведения формальной экспертизы определена в разделе 13 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на ТЗ. По результатам первого этапа экспертизы ФИПС выносит решение о принятии заявки к рассмотрению (проведению дальнейшей экспертизы) или об отказе в принятии к рассмотрению. Причины, по которым может быть принято решение об отказе, установлены в пункте 13.8 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на ТЗ.

В случае принятия положительного решения ФИПС приступает к экспертизе обозначения, заявленного в качестве товарного знака. На этом этапе проверяют соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным в статье 1477 и пунктах 1–7 статьи 1483 ГК РФ. Процедура проведения экспертизы обозначения определена в разделе 14 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на ТЗ. При выявлении в ходе экспертизы сходных товарных знаков заявителю направляют уведомление с уточняющими вопросами. В уведомлении ФИПС излагает свои мотивы. В течение шести месяцев с даты направления уведомления учреждение-заявитель излагает свои аргументы в пользу принятого решения или уточняет ранее переданную информацию.

В статье 1483 ГК РФ установлены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. В частности, не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих исключительно из элементов, представляющих собой (пункт 2 статьи 1483 ГК РФ):

 государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

 сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

 официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Запрет на регистрацию распространяется не только на перечисленные тождественные обозначения, но и на сходные с ними до степени смешения. Правда, перечисленные выше элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

Кроме того, запрещена регистрация обозначений, которые воспроизводят официальные наименования или особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, объекты всемирного культурного наследия и природного наследия РФ без разрешения соответствующих органов или уполномоченных лиц. Что считать объектами культурного наследия, сказано в статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В этом же законе, в статье 24, определены критерии отнесения объектов к "особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации". Понятие "особо ценные объекты культурного наследия" раскрывается в пункте 1 статьи 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

По результатам экспертизы Роспатент принимает решение либо о государственной регистрации товарного знака, либо об отказе в его регистрации.

Решение об отказе в регистрации товарного знака можно оспорить: порядок обжалования установлен в статье 1500 ГК РФ. Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам утверждены приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56. Срок подачи возражения – в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения экспертизы или со дня получения заявителем запрошенных им копий материалов, на основании которых было вынесено решение экспертизы.

Товарный знак регистрирует Роспатент после получения положительного результата экспертизы, проведенной ФИПСом. Порядок таков (статья 1503 ГК РФ). Учреждению-заявителю высылают уведомление. Заявитель уплачивает государственную пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства о государственной регистрации исключительного права на товарный знак и отправляет документ, подтверждающий уплату, в Роспатент.

В течение месяца со дня получения документа об уплате государственной пошлины Роспатент вносит в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации сведения о произведенной регистрации товарного знака или знака обслуживания. Процедуры и отведенное на них время установлены в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Регламент утвержден приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2007 г. № 346.

Затем еще один месяц дается Роспатенту на оформление и выдачу свидетельства на товарный знак (статья 1504 ГК РФ). В свидетельстве указывают сведения о правообладателе, перечень товаров и услуг в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков, по которым произведена регистрация, оттиск товарного знака, который должен визуально восприниматься, дату регистрации товарного знака и некоторые другие сведения. Свидетельство удостоверяет приоритет и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (пункт 2 статьи 1481 ГК РФ). Установление в свидетельстве приоритета является правообразующим фактом для международной регистрации товарного знака.

Форма свидетельства на зарегистрированный товарный знак (знак обслуживания) приведена в приложении 1 к приказу Роспатента от 22 августа 2003 г. № 109 "Об изменении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм "приложение" к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), на коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, на право пользования наименованием места происхождения товара".

Обладатель исключительного права на товарный знак с целью предостережения против возможных нарушений этого права имеет возможность информировать общественность о произведенной регистрации товарного знака и действии исключительного права на него (статья 1485 ГК РФ). Выглядит это так: на товаре, упаковке, документации рядом с зарегистрированным товарным знаком размещают обозначение "R" (или "R" в окружности – ®), либо словесные обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Названные обозначения не могут выступать как часть товарного знака (постановление ФАС Московского округа от 17 декабря 2003 г. № КА-А40/9888-03). Названные обозначения не являются обязательными: правовая охрана товарного знака предоставляется и без них.

Согласно статье 1506 ГК РФ сразу после внесения в Государственный реестр сведений о государственной регистрации товарного знака эта информация должна быть опубликована в официальном бюллетене Роспатента. В этом бюллетене указывают сведения о правообладателе, о товарном знаке, о перечне товаров и услуг, а также даты приоритета и регистрации товарного знака. Официальный бюллетень Роспатента – открытый источник информации: его выпуски хранятся в патентной библиотеке.

Продолжение примера. Директор Федерального государственного бюджетного учреждения принял решение не регистрировать разработанную символику Учреждения в качестве знака обслуживания. При этом решено, что эту символику Учреждение будет использовать, указывая ее на сувенирной продукции, рекламных материалах, а также на документах, оформляющих операции по приносящей доход деятельности.

По приказу директора ФГБУ был разработан регламент использования логотипа Учреждения. В частности, согласно регламенту, учитывая требования статьи 1485 ГК РФ, запрещается рядом с логотипом Учреждения проставлять знак охраны товарного знака.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2012 читайте также:

Что такое сувенирная продукция
Что надо указать в уставных и локальных актах учреждения
Принятие решения о приобретении сувенирной продукции
Планирование мероприятий по получению и распространению сувенирной продукции
Разрабатываем дизайн символики учреждения или сувенирной продукции
Регистрируем товарный знак (знак обслуживания)

Принимаем права и обязанности, связанные с появлением у учреждения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания)

Учитываем ограничения, установленные законом для исключительного права

Отражаем в бухгалтерском учете расходы, связанные с государственной регистрацией

Принимаем к бухгалтерскому учету символику учреждения в качестве объекта нематериальных активов

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2012

Сувенирная продукция в бюджетном учреждении: приобретение, распространение, учет
Вопросы-ответы
Налогообложение
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное