Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N12/2011


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Издательский дом "БиНО" поздравляет вас с наступающим Новым годом!

В 2012 году ИД "БиНО" начинает выпуск нового издания
"БиНО: КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ", который будет выходить ежеквартально.

Этот специализированный журнал предназначен, во-первых, для тех казенных учреждений, которые в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений в общем порядке учреждают высшие органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местной власти своими решениями.

Во-вторых, для федеральных государственных учреждений, изменивших свой тип в обязательном порядке: специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозориев и противочумных учреждений и учреждений силовых ведомств.

В этой связи с 2012 года издательство прекращает выпуск изданий "БиНО: СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА" и "БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств".

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2011

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2011;
– Информацию о подписке на наши издания.

Страхуем служебный автомобиль

Принятие решения о страховании автомобиля
Выбор вида страхования

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

Ответственность владельца транспортного средства (юридического или физического лица) представляет собой обязанность компенсировать причиненный при использовании транспортного средства вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Риск, связанный с возникновением этой обязанности, подлежит обязательному страхованию.

Этот вид имущественного страхования введен в действие на территории РФ с 1 июля 2003 г. Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Механизм страхования позволяет страховым организациям аккумулировать плату за приобретение страховых полисов. Из этих средств в установленных законодательством случаях обеспечивается компенсирование потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) полученного ими вреда здоровью или имуществу. С причинителя вреда, заключившего договор ОСАГО, эта обязанность снимается, если размер ответственности владельца транспортного средства не превышает страховую сумму по договору.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, у которых:

– максимальная скорость не превышает 20 км/час;

– технические характеристики, согласно законодательству, не позволяют участвовать в дорожном движении на территории России;

– место регистрации находится за пределами РФ, а их владельцы застрахованы в системе международного страхования гражданской ответственности.

А кроме того, на ТС Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. Но за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

По договору ОСАГО может быть застрахован риск гражданской ответственности как самого владельца ТС, так и лиц, допущенных к их управлению. В частности, работников, в чьи трудовые обязанности входит управление транспортом на основании трудового (или гражданско-правового) договора с работодателем – собственником или владельцем транспортного средства.

Продолжение примера. Исходя из того, что:

– максимальная скорость автомобилей, находящихся в оперативном управлении Бюджетного (Казенного) учреждения, превышает 20 км/час;

– все транспортные средства прошли регистрацию на территории РФ, технический осмотр и были допущены к участию в дорожном движении;

– ТС используются исключительно для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– ТС не принадлежат Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых предусмотрена военная служба,

Учреждение обязано заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности водителей, допущенных к управлению служебными автомобилями марок OPEL CORSA-B и ВАЗ-2110.

Что признается страховым случаем

Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определено, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Определение страхового случая прямо указывает на то, что компенсация по договору ОСАГО положена только потерпевшим. Вред, полученный самим виновником дорожного происшествия, не компенсируется. Также из формулировки видно, что речь идет только о фактически полученном вреде, и страховая компания не будет выплачивать компенсацию за моральный ущерб или упущенную выгоду.

Далеко не каждый случай наступления гражданской ответственности причинитель вреда может переложить на страховую организацию.

Категории "страховой случай" будет соответствовать только событие, одновременно удовлетворяющее следующим приведенным требованиям:

1) имеются потерпевшие – в результате дорожного происшествия кому-то причинен вред: жизни, здоровью или имуществу;

2) вред причинен при использовании транспортного средства;

3) причинение вреда произошло на территории Российской Федерации;

4) дорожное происшествие имело место на дороге или прилегающей территории;

5) вред причинен не в результате военных действий, маневров и иных военных мероприятий, а также не вследствие гражданской войны, народных волнений или забастовок;

6) вред причинен не в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

7) транспортное средство причинителя вреда застраховано по договору ОСАГО и страховой случай имел место в страховом периоде;

8) за рулем застрахованного транспортного средства находилось лицо, имеющее на это право и указанное в договоре ОСАГО (если это договор с ограничением лиц, допущенных к управлению транспортным средством);

9) отсутствуют обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего.

Причем даже если владелец транспортного средства или его водитель нарушили условия автострахования. Например, если причинитель вреда находился в состоянии алкогольного опьянения или за рулем находился человек, не указанный в договоре, страховая компания все равно возместит вред пострадавшему. Но при этом предъявит регрессный иск виновнику дорожного происшествия.

Возмещение потерпевшему полученного в результате страхового случая вреда может произвести как страховая организация, с которой заключил договор ОСАГО причинитель вреда, так и страховщик потерпевшего. Второй вариант называется "прямым возмещением убытков" (ПВУ). Но при условии, что:

– в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

– имеются только два участника ДТП, и оба заключили договор ОСАГО.

Бывает, что в целях снижения страховых выплат страховые организации имеют склонность толковать в свою пользу любые четко не регламентированные Правилами ОСАГО понятия и нюансы. Например, в одном случае страховщики долгое время отказывали в возмещении потерпевшим утраты товарной стоимости транспортного средства (УТС), не считая ее реальным вредом и относя в категорию "нестраховых". Поясним, что УТС представляет собой уменьшение ценности (рыночной стоимости) механизма из-за нанесенного ему урона и последующего ремонтного вмешательства, которые ухудшают внешний вид и эксплуатационные качества транспортного средства: технические характеристики, прочность и срок службы узлов, деталей и всей конструкции. Тем не менее в ходе многочисленных судебных разбирательств требования автовладельцев о возмещении УТС признаны обоснованными. Решением Верховного суда РФ от 24 июля 2007 г. № ГКПИ07-658 утрата товарной стоимости приравнена к реальному ущербу.

На подобные действия страховой организации можно жаловаться в Российский союз автостраховщиков, который осуществляет защиту прав страхователей в соответствии с "Правилами защиты прав страхователей и потерпевших, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и рассмотрения жалоб страхователей и потерпевших на действия членов Российского союза автостраховщиков". Они утверждены постановлением Президиума РСА от 20 августа 2009 г. № 3.

"Нестраховые" случаи

В пункте 9 части II Правил ОСАГО приведены случаи наступления гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:

– причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

– причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

– причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

– загрязнения окружающей природной среды;

– причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

– причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

– возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

– причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

– причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

– повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

– возникновения обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и главой 59 ГК РФ (в случае если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

Однако наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств по указанным выше причинам к страховым случаям не относится.

Обратите внимание, что страховщики признают дорожно-транспортное происшествие страховым случаем на основании пункта 6 части II Правил ОСАГО.

Согласно этому положению ДТП считается событие, произошедшее с участием ТС в процессе его движения по дороге, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. А кроме  ого, Правила ОСАГО, регламентирующие поведение участников ДТП, применяют в случаях причинения вреда потерпевшим при использовании транспортного средства на территориях, прилегающих к дорогам.

То есть на территориях, непосредственно прилегающих к дороге и не предназначенных для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.).

Однако случаи, не являющиеся страховыми по ОСАГО, могут быть застрахованы другими видами страхования.

Продолжение примера. Весной 2011 г. автомобилю OPEL CORSA-B причинил ущерб "чужой" автомобиль в результате самопроизвольного движения в месте парковки. Страховщик владельца транспортного средства, нанесшего повреждения автомобилю Бюджетного (Казенного) учреждения, признал случай нестраховым. На основании пункта 6 Правил ОСАГО он отказался возместить ущерб имуществу Учреждения, так как вред был нанесен не в результате движения транспортного средства.

Но когда "чужой" автомобиль повредил OPEL CORSA-B во время их одновременной парковки на стоянке, то страховщик признал это страховым случаем с возмещением ущерба Учреждению в размере 9 000 руб. Страховая выплата произведена в рамках договора ОСАГО, заключенного виновником ДТП.

Начисление сумм, причитающихся учреждению от страховой компании в возмещение причиненного ущерба, отражают на счете 0 205 41 000 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия", поскольку доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда учреждения выступают выгодоприобретателями по договорам страхования, согласно Приказу № 190н относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия". Учреждение при формировании в рамках учетной политики рабочего плана счетов вправе ввести дополнительные аналитические коды с целью обособленного учета возмещения причиненного в результате ДТП ущерба.

Возмещение ущерба в Бюджетном учреждении отразили в учете следующими бухгалтерскими записями:

– начислена сумма возмещения ущерба, причиненного автомобилю Учреждения в результате ДТП, – 9 000 руб.

Дебет   Х 2 20541 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"

Кредит Х 2 40110 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия";

– поступило на лицевой счет Учреждения в территориальном органе Федерального казначейства в возмещение ущерба, причиненного автомобилю Учреждения в ДТП, –9 000 руб.

Дебет   Х 2 20111 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит Х 2 20541 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия".

Одновременно делают запись по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия".

В Казенном учреждении, которое по решению главного распорядителя бюджетных средств осуществляет полномочия администратора доходов соответствующего бюджета от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств соответствующего бюджет, эти хозяйственные операции отразили в бюджетном учете следующим образом:

– начислена сумма возмещения ущерба, причиненного автомобилю Учреждения в результате ДТП, – 9 000 руб.

Дебет   КДБ 1 20541 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"

Кредит КДБ 1 40110 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия";

– отражено поступление в бюджет сумм возмещения ущерба от страховой компании (на основании информации, полученной от территориального органа Федерального казначейства (финансового органа))

Дебет   КДБ 1 21002 140 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия"

Кредит КДБ 1 20541 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия".

На суммы возмещения ущерба, полученные от страховой компании, Учреждению доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств и в установленном порядке внесены изменения в бюджетную смету.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2011 читайте также:

Что такое страхование – понятие, виды, цели
Принятие решения о страховании автомобиля

Выбор страховой компании


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2011

Грани развития: размышления у картины
Предновогодние размышления у картины
Тема номера: страхуем служебный автомобиль
Страхуем служебный автомобиль

Что такое страхование – понятие, виды, цели

Принятие решения о страховании автомобиля

Изменения бюджетного законодательства
Сравнительная характеристика государственных (муниципальных) учреждений
Обзор документов
Новое в законодательстве 

Бюджетное законодательство

Бюджетный учет

Государственный и муниципальный заказ

Здравоохранение

Компенсации

Лицензирование

Налогообложение

Образование

Оплата труда

Приносящая доход деятельность

Социальная защита

Социальная поддержка

Социальное страхование

Трудовые отношения

Целевые средства

Электронный документооборот

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Страхование автомобиля"
Справочная информация
Материалы, опубликованные в "БиНО: Бюджетные учреждения" в 2011 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное