Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N6/2010


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010;
– Информацию о подписке на наши издания.

Государство будет выполнять свои социальные обязательства по-новому

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Содержание

Предпосылки изменений

Правовое положение учреждений: общие нормы

Очередное реформирование бюджетной системы Российской Федерации установлено одним из самых обсуждаемых в последнее время законов, а именно Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ, Закон).

Вначале несколько слов об этом Законе. Он объемный, содержит большое количество отсылочных норм (29 статей вносят изменения в 29 федеральных законов), а также содержит несколько статей, непосредственно регулирующих вопросы организации и деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений. Кроме того, в Законе более точно сформулированы некоторые положения действующих законодательных норм.

Суть Закона № 83-ФЗ состоит в том, что в российское правовое поле вводится новый тип учреждений – казенное, а правовое положение существующих бюджетных учреждений изменяется.

Таким образом, к существующим двум типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один тип – казенное учреждение, статус которого по сути совпадает со статусом ныне действующих бюджетных учреждений. Что же касается существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, то это будут бюджетные учреждения с расширенными полномочиями.

Предпосылки изменений

Причина введения нового типа учреждений и изменение правового положения существующих бюджетных учреждений была изложена в пояснительной записке к проекту Закона № 83-ФЗ. В частности, отмечено, что существующая в России система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг.

При существующей системе органы публичной власти по сути просто содержат бюджетные учреждения, независимо от того, какой объем услуг они оказывают и какого качества. При этом общее количество бюджетных учреждений достаточно велико: по состоянию на 1 апреля 2009 г. на федеральном уровне насчитывалось 25 287 учреждений (без закрытой части), а на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 г. – 302 660 учреждений.

Фактически большинство бюджетных учреждений включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности. Так, в 2008 г. из 9 997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, у 3 786 учреждений (37,9% от их общего числа) доля доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения составила более 40%, в том числе 1 030 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов. Это учреждения образования, здравоохранения, науки и культуры.

В предыдущие годы для решения основных проблем развития бюджетной сети уже были предприняты некоторые действия. Прежде всего, был принят Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон об автономных учреждениях), а также постановления Правительства РФ, направленные на реализацию этого закона. Однако на практике за это время на федеральном уровне были созданы только четыре автономных учреждения. На региональном уровне создание автономных учреждений идет более активно, но лишь в тех субъектах РФ, где внедряются современные модели управления бюджетной системой: в Тюменской области, Красноярском крае, Краснодарском крае, Республике Татарстан.

Одной из причин такого медленного процесса создания автономных учреждений является неоправданно сложная процедура создания автономных учреждений. Поэтому процедура перевода учреждений в казенные должна обеспечить минимальный объем организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, и свести их только к внесению изменений в устав учреждения или положение о нем.

Целью производимых изменений в бюджетной сфере является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом предполагается сохранить или снизить темпы роста расходов бюджета на их предоставление.

Правовое положение учреждений: общие нормы

Итак, согласно Закону № 83-ФЗ в России будет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Данная норма закреплена в статье 120 Гражданского кодекса РФ, а также в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об НКО), который теперь распространяется на бюджетные и казенные учреждения, в связи с чем он дополнен специальной статьей 9.1 "Государственные, муниципальные учреждения". Что же касается автономных учреждений, то действие Закона об НКО на них не распространяется в силу того, что правовое положение этого типа учреждений регулирует специальный Закон об автономных учреждениях.

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя

Согласно статье 9.1 Закона об НКО государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, будут осуществлять соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления (далее – учредитель). Таким образом, указанные органы могут быть одновременно учредителями различных типов государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок государственной регистрации

Все три типа учреждений, рассматриваемых в данной статье, регистрируют, минуя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Дело в том, что на казенные и бюджетные учреждения не распространяется порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, изложенный в статье 13.1 Закона об НКО. Также к ним не применим порядок государственной регистрации изменений учредительных документов некоммерческой организации, установленный в статье 23 Закона об НКО.

Следовательно, решение о государственной регистрации казенного и бюджетного учреждения принимает не федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, а регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поэтому и документы для государственной регистрации казенные и бюджетные учреждения должны представлять в регистрирующий орган (налоговый орган).

Что касается автономных учреждений, то они также не должны получать решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации от федерального органа, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций. Поскольку Закон об НКО не распространяется на автономные учреждения.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения

Закон об НКО дополнен новой статьей 17.1 "Изменение типа государственного или муниципального учреждения", вступающей в силу 1 октября 2010 г.

Согласно данной статье изменение типа государственного или муниципального учреждения его реорганизацией не является. Эта норма впервые была установлена в пункте 15 статьи 5 Закона об автономных учреждениях и касалась создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Теперь эта норма действует при изменении любого типа государственного или муниципального учреждения на любой другой тип государственного или муниципального учреждения (бюджетного, казенного и автономного).

При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы только вносятся соответствующие изменения.

Установлено значительное количество нормативных актов, необходимых для изменения типа государственного (муниципального) учреждения, о которых мы поговорим далее.

Так, порядок изменения типа учреждения (как бюджетного в казенное, так и казенного в бюджетное) устанавливает соответственно:

– Правительство РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

– высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

– местная администрация муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Таким образом, Закон предусматривает возможность преобразования не только бюджетного учреждения в казенное, но и обратный процесс, то есть преобразование казенного учреждения в бюджетное.

Порядок изменения типа учреждений, предусмотренный статьей 17.1 Закона об НКО, вступит в силу 1 октября 2010 г.

С 12 мая до 1 октября 2010 г. решения о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, а также об изменении типа федеральных казенных учреждений в целях создания федеральных бюджетных учреждений принимает Правительство РФ (статья 31 Закона № 83-ФЗ).

Если же будет изменяться тип существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения или, наоборот, изменяться тип существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения, то руководствоваться в этих случаях необходимо порядком, установленным Законом об автономных учреждениях.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010 читайте также:

Правовое положение учреждений: общие нормы

Оказание государственных (муниципальных) услуг

Ликвидация учреждения

Документы учреждения, которые должны быть в открытом доступе

Особенности правового положения учреждений
Вступление в силу Закона № 83-ФЗ и переходный период
Правовое положение учреждений в переходный период

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010

Социальное страхование работников
Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности, отражение результатов списания в бюджетном учете
Оплата праздничных нерабочих дней
Отражение расходов, осуществляемых за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное