Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N6/2010


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010;
– Информацию о подписке на наши издания.

Списание нереальной к взысканию задолженности

В.Д. Прокопчук, заместитель председателя координационного центра – главный бухгалтер ООО "НПК "Штурмовики Сухого"

Содержание

Возникновение просроченной задолженности

Инвентаризация расчетов

Выполняя свои функции, бюджетные учреждения используют бюджетные средства и средства от приносящей доход деятельности для оплаты поставок объектов основных средств, материальных запасов, работ (услуг). Кроме того, бюджетные учреждения сами могут оказывать услуги (выполнять работы) для сторонних организаций и физических лиц. Все это влечет за собой возникновение обязательств.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 307) обязательством является обязанность одного лица совершить в пользу другого лица определенное действие – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное или воздержаться от определенного действия. При этом каждая из сторон имеет право требовать от другой стороны исполнения его обязанности. Если, согласно договору, каждая из сторон несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны (дебитором) в том, чтообязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.

Бюджетное учреждение организует контроль за своевременностью сроков и полнотой объемов выполнения обязательств, вытекающих из условий договоров. Этим, как правило, занимается бухгалтер, который ведет учет расчетов. В обязанности этого работника входит не только контроль графиков выполнения договоров и отражение задолженностей на счетах бюджетного учета, но и представление руководству учреждения плана действий, направленных на погашение задолженностей.

С целью проверки полноты отражения в учете обязательств, в том числе просроченных, учреждения периодически проводят инвентаризацию расчетов. В бюджетных учреждениях с большим объемом расчетов (например, производящих централизованные поставки материальных ценностей) рекомендуем проводить инвентаризацию расчетов не один раз в год перед составлением годового отчета, а чаще (например, ежемесячно или поквартально).

Надлежащим образом организованная работа по учету расчетов позволит сократить объемы задолженностей, своевременно истребовать от поставщиков недопоставленные материальные ценности или несвоевременно предоставленные первичные учетные документы на отгруженные материальные ценности (оказанные услуги), а также свести к минимуму риск образования безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности.

В этой статье мы расскажем о порядке списания невостребованной кредиторской и депонентской задолженности, а также нереальной к взысканию дебиторской задолженности, в том числе ущерба, подлежащего взысканию с виновных физических лиц.

Возникновение просроченной задолженности

Итак, установленные договором обязательства стороны должны исполнять. Но это происходит не всегда. Нарушение одной стороной договора сроков исполнения и объемов своих обязательств приводит к образованию у второй стороны договора просроченной дебиторской задолженности, а у стороны-нарушителя – просроченной кредиторской.

При этом из двух сторон договора в худшем положении оказывается та, у которой возникает просроченная дебиторская задолженность: наличие такой задолженности может в перспективе обернуться убытками.

Дебиторская задолженность – это имущественные требования бюджетного учреждения к другим юридическим или физическим лицам, являющимся его должниками. Самыми распространенными примерами просроченной дебиторской задолженности являются:

– не поставленные под оплаченный ранее аванс основные средства, материальные запасы, невыполненные работы (неоказанные услуги);

– задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы;

– не погашенные виновными лицами суммы недостач денежных средств и материальных ценностей;

– суммы излишне уплаченных налогов и сборов, пеней и пр.

Кредиторская же задолженность – это неисполненное обязательство учреждения. При кредиторской задолженности бюджетное учреждение является должником по отношению к другим юридическим (в том числе перед бюджетом) и физическим лицам. Например:

– задолженность бюджетного учреждения перед поставщиками за полученные, но не оплаченные материальные ценности в случае ликвидации организаций-поставщиков;

– невостребованные суммы депонентской задолженности по начисленной заработной плате и др.

В бюджетном учете термина "просроченная задолженность" или "сомнительный долг" нет. А возникшую просроченную задолженность продолжают учитывать в течение срока исковой давности на том же счете бюджетного учета, где она была первоначально отражена в качестве обязательства.

Инвентаризация расчетов

С целью подтверждения сумм просроченной задолженности, числящейся в бюджетном учете, проводят инвентаризацию расчетов. Кроме того, инвентаризацию в обязательном порядке проводят перед списанием задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Объекты инвентаризации

Инвентаризационная комиссия проверяет расчеты с бюджетами РФ, поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Проверке подлежат сведения, отраженные на счетах аналитического учета счетов:

– 020500000 "Расчеты по доходам";

– 020600000 "Расчеты по выданным авансам";

– 020700000 "Расчеты по бюджетным кредитам";

– 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";

– 020900000 "Расчеты по недостачам";

– 021000000 "Расчеты с прочими дебиторами";

– 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам";

– 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты";

– 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами".

При проведении инвентаризации инвентаризационная комиссия руководствуется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. При инвентаризации расчетов инвентаризационная комиссия проводит документальную проверку и устанавливает:

– правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

– правильность и обоснованность отражения в бюджетном учете сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;

– возможные способы уменьшения суммы задолженности или ее ликвидации.

Что именно проверяют при инвентаризации расчетов? Во-первых, правильность и своевременность расчетов с бюджетами РФ.

Во-вторых, расчеты с работниками. При этом выявляют суммы кредиторской задолженности по заработной плате, прочим выплатам, подлежащие зачислению на счет депонентов. Проверяют правомерность начисленных сумм, выясняют причины переплаты. При инвентаризации подотчетных сумм проверяют суммы авансов, выданных каждому подотчетному лицу (даты выдачи и целевое назначение), а также отчеты по ним. Устанавливают обоснованность сумм, числящихся на счете 0 209 00 000 "Расчеты по недостачам".

Кроме того, устанавливают правильность отражения в учете задолженности, связанной с поступлением нефинансовых активов. Отдельно проверяют суммы по имуществу оплаченному, но находящемуся в пути, а также по имуществу полученному, но на которое не поступили в срок первичные учетные документы.

Также проверяют суммы списанной дебиторской задолженности. При этом устанавливают обоснованность списания задолженности, полноту ее учета за балансом, а также имущественное положение должника с целью взыскания этой задолженности.

Документальное оформление

Результаты инвентаризации расчетов, согласно приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета", отражают:

– в инвентаризационной описи задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) (ф. 0504083). В этой форме учреждение, выдавшее ссуды или кредиты, отражает результаты инвентаризации задолженности по ним. На каждый вид задолженности оформляют отдельную опись;

– в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). В этой описи перечисляют дебиторов (кредиторов) и проверенные счета. В этой же описи указывают сведения о расчетах по лицевому счету, открытому бюджетному учреждению в органах казначейства;

– в инвентаризационной описи расчетов по доходам (ф. 0504091). Эту форму заполняют администраторы поступлений (орган государственной власти). В описи отражают сведения о дебиторской задолженности по доходам, включая суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности.

В названных формах по каждому виду задолженности отдельно показывают сведения о просроченной задолженности (подтвержденной и не подтвержденной) и о задолженности с истекшим сроком исковой давности. Все данные, отраженные в описях, должны быть подтверждены соответствующими первичными учетными документами или регистрами бюджетного учета.

Инвентаризационная комиссия по каждой несогласованной (неподтвержденной) задолженности, а также по задолженности с истекшим сроком исковой давности в инвентаризационной описи указывает рекомендации. Информацию о задолженности, признаваемой нереальной к взысканию по любым другим основаниям, кроме истечения срока исковой давности, инвентаризационная комиссия отражает в заключении отдельно по каждой сумме.

Инвентаризационные описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии учреждения.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010 читайте также:

Списание кредиторской задолженности
Списание дебиторской задолженности
Отражение задолженности в бюджетной отчетности
Налогообложение операций по списанию задолженности

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2010

Социальное страхование работников
Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности, отражение результатов списания в бюджетном учете
Оплата праздничных нерабочих дней
Отражение расходов, осуществляемых за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное