Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N10/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Административная ответственность за нарушения трудового законодательства

Е.В. Виговский, советник налоговой службы III ранга

Содержание

Федеральная инспекция труда

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях

Предписания контролирующих органов и дисквалификация

Каждый работник имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 352 Трудового кодекса РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

– самозащита работниками трудовых прав;

– защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

– государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– судебная защита.

Таким образом, каждый работник может самостоятельно решить, какой способ защиты ему выбрать. В настоящей статье мы будем говорить о последних двух способах защиты.

Например, работник может обратиться с заявлением о защите своего нарушенного права в суд, поскольку в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на судебную защиту.

Также работник может обратиться в Федеральную инспекцию труда, поскольку именно Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями, в том числе и бюджетными учреждениями, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (статья 353 ТК РФ).

Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Ее статус определен Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324. Роструд находится в ведении Минздравсоцразвития России.

Полномочия Федеральной инспекции труда достаточно обширны. Согласно статье 356 ТК РФ Федеральная инспекция труда может проводить проверки, обследования, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, в пределах полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях, готовить другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На практике часто возникают вопросы о том, какой орган – суд или Федеральная инспекция труда рассматривает дела о тех или иных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В настоящей статье мы и попытаемся в этом разобраться.

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях

Рассмотрим вопрос о том, какому органу – суду или Федеральной инспекции труда подведомственны дела, предусмотренные пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ, о нарушении законодательства о труде и об охране труда (например, за нарушения при составлении графика отпусков, за задержку расчета при увольнении и т.д.).

Заметим, что статья 5.27 Кодекса не содержит конкретного перечня нарушений, исходя из того, что любое противоправное, виновное действие (бездействие) работодателя, не соответствующее нормам законодательства о труде и об охране труда, будет являться нарушением.

Итак, при ответе на вопрос, кто будет рассматривать дела о нарушениях законодательства о труде и об охране труда, необходимо исходить из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 1 000 до 5 000 руб.;

– юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Напомним, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Этот вид административного наказания применяется в РФ с 12 августа 2005 г.

Статья 23.12 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматривает Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (далее – инспекция труда).

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 3.12. КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей.

Исходя из пункта 2 статьи 23.1. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Таким образом, если инспекция труда посчитает целесообразным в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ приостановить деятельность организации, то она должна направить необходимые материалы в суд.

Факт такой передачи не означает, что судья обязательно назначит наказание только в виде приостановления деятельности. При вынесении наказания судья будет учитывать общие правила назначения административного наказания (статья 4.1 Кодекса), а также обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность (статьи 4.2 и 4.3 Кодекса).

Предписания контролирующих органов и дисквалификация

Согласно пункту 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

– юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

В статье 28.3 КоАП РФ указаны должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делу об административном правонарушении. К таким должностным лицам относятся в том числе и должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (подпункт 16 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Одной из существенных мер наказаний за нарушение законодательства о труде и об охране труда является дисквалификация.

Согласно статье 3.11 Кодекса дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Как было отмечено выше, в настоящее время применение дисквалификации в качестве одной из мер административного наказания предусмотрено и за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Пункт 2 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно пункту 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица.

Определение и перечень лиц, осуществляющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, предусмотрены статьей 2.4 "Административная ответственность должностных лиц" КоАП РФ.

Так, согласно статье 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в Кодексе понимается лицо, которое:

– постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

– выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в осударственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2009 читайте также:

Рассмотрение административных дел инспекцией труда
Судебно-арбитражная практика
Понятие персональных данных работника
Сокрытие работодателем страхового случая влечет применение мер административной ответственности

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждени" № 10/2009

Тема номера: переход на новую систему оплаты труда
Шаг 7. Внедрение НСОТ в учреждении

Задача внедрения НСОТ

Трудности внедрения НСОТ

Условия успешного внедрения НСОТ

Процесс внедрения НСОТ

О системе стимулирования

В.Д. Прокопчук. Уточнение сумм заработной платы и налогов

Инструкция № 148н об исправлении ошибок

"Нормативный" способ исправления ошибок в расчетно-платежной ведомости

"Практический" способ исправления ошибок в расчетно-платежной ведомости

Отражение обнаруженных ошибок в отчетных формах

Доплата налогов и пеней

Е.В. Виговский. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства

Федеральная инспекция труда

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях

Предписания контролирующих органов и дисквалификация

Рассмотрение административных дел инспекцией труда

Судебно-арбитражная практика

Понятие персональных данных работника

Сокрытие работодателем страхового случая влечет применение мер административной ответственности

Юридический практикум
И.Ю. Кузьмин. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Родительская плата

Компенсация части родительской платы

Обзор документов
Новое в законодательстве 

Бюджетная классификация

Бюджетный учет

Гарантии и компенсации

Государственный и муниципальный заказ

Исполнение бюджета

Налогообложение

Ответственность

Отчетность

Пенсионное обеспечение

Проверки

Расчеты с бюджетом

Социальное страхование

Трудовое законодательство

Головоломка от БиНО
Судоку

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное