Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N9/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Представительские расходы

Е.Ф. Горелова, бухгалтер-эксперт

И.В. Алексеева, главный эксперт ООО "Институт финансово-экономического мониторинга" (ИФЭМ)

Во многих организациях для осуществления успешной финансово-хозяйственной деятельности нередко приходится принимать делегации, проводить переговоры с потенциальными и уже имеющимися поставщиками и покупателями. Подготовка и проведение указанных встреч или переговоров требует определенных затрат. Это так называемые представительские расходы.

Они характерны главным образом для коммерческих организаций, но могут также возникать и у бюджетных учреждений, причем в рамках как бюджетной деятельности, так и деятельности, приносящей доход.

В предлагаемой вашему вниманию статье основное внимание уделено вопросам налогообложения представительских расходов.

Регламентация представительских расходов бюджетных учреждений в нормативных актах

В журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2009 нами были рассмотрены отдельные вопросы, возникающие перед бюджетными учреждениями при осуществлении представительских расходов. Напомним основные положения, которыми регламентируются в бюджетных учреждениях представительские расходы.

Что относится к представительским расходам

В нормативных правовых актах, посвященных бюджетной классификации, бюджетному учету и бюджетной отчетности, понятие "представительские расходы" отсутствует. Указание, что представительские расходы – это расходы на прием и обслуживание делегаций, есть в приказе Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее – Приказ № 145н). Такие расходы относятся на статью 290 "Прочие расходы" классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). При этом в Приказе № 145н не уточнено, какие именно расходы относятся к представительским.

В опубликованной ранее статье говорилось про письмо Минфина России от 29 декабря 2006 г. № 02-14-10/4056 "О применении бюджетной классификации РФ относительно представительских расходов", в котором специалисты указанного ведомства ссылались на определение, приведенное в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

21 июля 2009 г. Минфин России письмом № 02-05-10/2931 обнародовал Методические рекомендации по применению КОСГУ.

В данном письме указано, что с момента выхода методических рекомендаций участники бюджетного процесса должны руководствоваться положениями Приказа № 145н и данными рекомендациями:

– при исполнении бюджетов и осуществлении приносящей доход деятельности;

– кассовом обслуживании исполнения бюджетов;

– осуществлении операций по санкционированию расходов;

– ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности;

– при проведении мероприятий государственного финансового контроля.

Письма Минфина России и Федерального казначейства, в которых в период 2005–2007 гг. разъяснялось применение экономической классификации расходов бюджетов, а в 2008 г. – КОСГУ, применять нельзя, поскольку они признаны утратившими силу.

Письма Минфина России и Федерального казначейства, в которых разъясняется порядок применения КОСГУ с 1 января 2009 г., могут быть применены исключительно получателем письма и органом, с которым он взаимодействует (орган Федерального казначейства, проверяющий орган и др.) при принятии соответствующего решения в целях реализации возложенных на них полномочий.

В методических рекомендациях указано, что представительские расходы, прием и обслуживание делегаций – это расходы, осуществляемые на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 222 "О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями" (далее – Постановление № 222).

Однако перечни операций, приведенные в методических рекомендациях в рамках соответствующих статей (подстатей), не являются закрытыми. Следовательно, не исключена возможность отражения по этим статьям и иных аналогичных по экономическому содержанию операций.

Поэтому, по нашему мнению, к представительским расходам можно относить не только расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, но и аналогичные расходы, обусловленные проведением официального приема и (или) обслуживания представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.

Например, к представительским расходам губернатора Ставропольского края кроме перечисленных в Постановлении № 222 отнесены также расходы на прием и обслуживание иных делегаций (не только иностранных), расходы, связанные с подготовкой и проведением общекраевых мероприятий (постановление правительства Ставропольского края от 22 июня 2005 г. № 75-п в редакции от 6 апреля 2009 г.).

В Вологодской области к представительским расходам (расходам протокольного характера) служащих государственных органов отнесены в том числе денежные средства, выдаваемые командируемому лицу на покрытие расходов, связанных с участием в переговорах с иностранными партнерами с целью установления и развития взаимовыгодного делового сотрудничества (постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 19 марта 2008 г. № 152).

К таким расходам в указанном постановлении отнесены буфетное обслуживание переговоров, деловой обед или ужин с партнером, наем легкового автотранспорта, посещение культурных и иных протокольных мероприятий, приобретение цветов, фотосъемка, представительские сувениры и тому подобное (то есть перечень расходов, относящихся к представительским, не является закрытым).

Кроме того, существуют еще и представительские расходы судей Конституционного суда РФ, которые являются одной из мер по обеспечению материальных гарантий их независимости.

Согласно пункту 2 статьи 264 НК РФ представительские расходы – это расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Далее уточняется, что к представительским расходам относятся:

– расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);

– транспортное обеспечение по доставке к месту проведения представительского мероприятия и обратно;

– буфетное обслуживание во время переговоров;

– оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Нормирование представительских расходов за счет бюджетных средств

Представительские расходы за счет бюджетных средств могут производиться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете публично-правового образования. Их осуществляет уполномоченный на реализацию таких мероприятий главный распорядитель средств бюджета.

Если инициатором проведения встреч с представителями других организаций, в том числе и иностранных, является само бюджетное учреждение, то предполагаемые расходы за счет бюджетных средств должны быть обоснованы и согласованы с главным распорядителем, который должен учесть их при подготовке обоснований бюджетных ассигнований.

Общий порядок расходования средств соответствующего бюджета на представительские расходы, а также нормы таких расходов устанавливаются правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.

Например, на федеральном уровне порядок и нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций утвержден Постановлением № 222.

На прием российских делегаций нормы расходов на федеральном уровне не установлены, но очевидно, что они не могут быть выше норм на прием иностранных делегаций. В расходах на оплату услуг переводчика в этом случае не будет необходимости.

Каждое из публично-правовых образований устанавливает нормы расходов на проведение официальных мероприятий, прием и обслуживание делегаций за счет средств соответствующего бюджета.

Примером актов субъектов РФ, посвященных этому вопросу, могут служить упомянутые выше постановления правительства Ставропольского края, Законодательного Собрания Вологодской области, а также постановление администрации Новгородской области от 28 января 2009 г. № 19, распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 апреля 2008 г. № 144-рп.

А нормы представительских расходов за счет средств местного бюджета установлены, например, в следующих муниципальных правовых актах:

– решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 28 декабря 2006 г. № 640/54;

– решение Собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области от 15 сентября 2006 г. № 61;

– решение Думы Сургутского района от 27 сентября 2007 г. № 205;

– решение городской Думы Петропавловска-Камчатского городского округа Камчатского края от 14 ноября 2007 г. № 774-р.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, деятельность которых связана с проведением переговоров, заседаний, слушаний, социально значимых встреч, мероприятий и тому подобного, также могут устанавливать порядок расходования бюджетных средств на представительские расходы в  своем ведомстве и подведомственных им организациях.

Примером такого документа является приказ Минэкономразвития России от 25 июня 2001 г. № 194 "О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций". Данным документом установлены порядок и нормы расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, с которыми министерство связывают деловые отношения, а также на проведение заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Для проведения представительских мероприятий составляется программа мероприятия и смета расходов на его проведение, которые утверждаются в установленном порядке.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009 читайте также:

Регламентация представительских расходов бюджетных учреждений в нормативных актах

Оплата представительских расходов за счет средств от деятельности, приносящей доход

Спорные вопросы: что является представительскими расходами

Обеспечение жильем и оплата проезда

Алкогольная продукция

Оформление помещений и сувениры

Вопросы налогообложения и нормирования представительских расходов

Налог на прибыль

Единый социальный налог

Налог на доходы физических лиц

Переговоры с физическими лицами

Место проведения представительских мероприятий

Время проведения мероприятий

Документальное оформление представительских расходов

Общий перечень документов

Оформление транспортных расходов

Буфетное обслуживание

Услуги переводчиков

Последовательность оформления документов и их примеры

Пример учета представительских расходов
Расходы, аналогичные представительским, производимые за счет внереализационных доходов, целевых поступлений и средств целевого финансирования

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009

Грани развития: размышления у картины
Закат на Волге
Тема номера: практика применения налогового законодательства
Е.Ф. Горелова, И.В. Алексеева. Представительские расходы

Регламентация представительских расходов бюджетных учреждений в нормативных актах

Спорные вопросы: что является представительскими расходами

Вопросы налогообложения и нормирования представительских расходов

Документальное оформление представительских расходов

Пример учета представительских расходов

Расходы, аналогичные представительским, производимые за счет внереализационных доходов, целевых поступлений и средств целевого финансирования

Е.В. Виговский. Вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства

Выплата нерезиденту заработной платы

Прием наличных денег от нерезидента за оказанные образовательные услуги

Облагается ли ЕСН компенсация за задержку выплаты заработной платы?

Облагаются ли ЕСН и НДФЛ выплаты работникам за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда?

Расходы по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности

Облагаются ли ЕСН выплаты за неиспользуемые ежегодные отпуска

Заключение

И.В. Алексеева. Арендная плата за пользование государственным имуществом и уплата налога на прибыль

Суть заявления

Нормативное правовое регулирование вопросов распоряжения имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением

Из истории налогообложения арендной платы бюджетных учреждений

Как может быть уплачен налог на прибыль с доходов от аренды

Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с арендой федерального имущества

Выводы Конституционного суда РФ

М.С. Мухин. Ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки и реализация им права на судебную защиту

Ознакомление налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля

Обязан ли налоговый орган предоставить налогоплательщику копии документов, полученных при осуществлении налогового контроля?

Истребование доказательств совершения налоговых правонарушений в ходе судебного разбирательства

Обзор документов
Новое в законодательстве 

Бюджетное законодательство

Бюджетный учет

Государственная гражданская служба

Государственный и муниципальный заказ

Имущество

Компенсации

Культура

Налогообложение

Ответственность

Отпуска

Отчетность

Пенсионное обеспечение

Расчеты с бюджетом

Социальное страхование

Стипендии

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Налоговый"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное