Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N9/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Арендная плата за пользование государственным имуществом и уплата налога на прибыль

И.В. Алексеева, главный эксперт ООО "Институт финансово-экономического мониторинга" (ИФЭМ)

Содержание

Нормативное правовое регулирование вопросов распоряжения имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением

Из истории налогообложения арендной платы бюджетных учреждений

Нормативное правовое регулирование вопросов распоряжения имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением
Гражданский кодекс РФ о праве оперативного управления

Бюджетные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепленным за ними собственником, а также приобретенным ими, на праве оперативного управления. Это установлено статьей 120 ГК РФ.

Право оперативного управления означает, что учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 ГК РФ).

Передача имущества в аренду является одним из способов распоряжения этим имуществом. Бюджетное учреждение вправе сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, только с ограничениями согласно статье 296 ГК РФ, указанными выше.

Особый правовой режим в отношении имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником именно для этих целей, установлен статьей 298 ГК РФ. В данной статье указано, что бюджетное учреждение в отношении указанного имущества не наделено полномочиями по отчуждению либо иному способу распоряжения имуществом. Обратите внимание, что в данной норме нет указаний на согласие собственника, то есть согласно буквальному смыслу этой статьи учреждение не может отчуждать и распоряжаться от своего имени закрепленным за ним имуществом даже с согласия собственника.

Если же есть необходимость в отчуждении имущества, учреждение может просить собственника, чтобы тот произвел это от своего имени. Такая позиция изложена в постановлениях ФАС Московского округа от 16 апреля 2007 г. № КГ-А40/1868-07 и ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2007 г. № А56-15633/2006.

Однако в постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 указаны случаи, когда учреждение все-таки может распоряжаться имуществом с согласия собственника. Это передача имущества в аренду с целью обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано.

Федеральные законы о возможности бюджетных учреждений сдавать государственное имущество в аренду

Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее – Закон № 127-ФЗ) установлено, что государственные научные организации, учрежденные Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти, вправе выступать арендодателями. С согласия собственника они могут сдавать в аренду без права выкупа федеральное имущество (в том числе недвижимое), временно ими не используемое.

Организации, подведомственные государственным академиям наук, также имеют право сдавать в аренду такое имущество. Основанием для этого является решение государственной академии наук, согласованное с федеральным органом управления имуществом. Доходы от сдачи в аренду имущества используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.

Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее – Закон № 125-ФЗ) высшие учебные заведения наделены правом выступать в качестве арендодателя имущества (статья 27). Аналогичные положения содержатся и в статье 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон № 3266-1).

Бюджетно-правовой режим доходов от аренды

С 2000 по 2007 г. для федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивных учреждений законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливался специальный бюджетно-правовой режим доходов, полученных ими от сдачи государственного имущества в аренду.

Впоследствии эта норма была закреплена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 63-ФЗ).

Суть этого режима заключается в том, что доходы указанных бюджетных учреждений от сдачи государственного имущества в аренду сначала поступают на единый счет федерального бюджета, а затем отражаются на лицевых счетах этих учреждений как средства, предназначенные для их содержания и развития материально-технической базы. Данные средства признаются дополнительным источником их бюджетного финансирования.

Из истории налогообложения арендной платы бюджетных учреждений
Налогообложение до вступления в силу Налогового кодекса

Как известно, глава 25 НК РФ вступила в силу 1 января 2002 г. До этого времени действовал Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Вопрос налогообложения доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, стоял и тогда. При этом специалисты налоговых органов разъясняли, что плата за сданное в аренду имущество, закрепленное за учреждениями, подлежала перечислению в бюджет.

Однако для образовательных учреждений, согласно Закону № 3266-1, а также Закону № 125-ФЗ, были предусмотрены льготы. Они не перечисляли в бюджет плату, полученную от сдачи имущества в аренду, в том случае, если она использовалась на обеспечение образовательного процесса в данном учреждении.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль (куда входили и доходы от аренды) уменьшалась на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном учреждении.

Минобразования России письмом от 22 февраля 1996 г. № 115/15Ф давало разъяснения, что понятие "обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (включая оплату труда)" включает в себя комплекс расходов, обеспечивающих организацию и осуществление учебного и воспитательного процесса, материальное обеспечение обучающихся, воспитанников и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

В 1999 г. было установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов указанных организаций.

Такая норма содержалась в статье 30 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".

При этом поступающие доходы должны были полностью использоваться указанными организациями и учреждениями в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования сверх сумм, установленных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета. Указанные суммы должны были проводиться через лицевые счета Главного управления Федерального казначейства Минфина России.

Таким образом, средства, полученные в 1999 г. всеми названными учреждениями (в том числе образовательными) от аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, рассматривались как целевые и налогом на прибыль не облагались.

Аналогичные разъяснения в отношении обложения налогом на прибыль доходов от сдачи в аренду имущества, полученных указанными выше федеральными учреждениями, давали специалисты налоговых органов и в 2001 г.

Налогообложение с 2002 года

С 2002 г. со вступлением в силу главы 25 НК РФ доходы, полученные бюджетными учреждениями от сдачи имущества в аренду, должны были учитываться при определении налоговой базы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, в 2002 г. данные доходы бюджетных учреждений необходимо было полностью учитывать в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов.

Это было установлено в статье 28 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и касалось доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление следующим учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета:

– научным, образовательным учреждениям;

– учреждениям здравоохранения;

– государственным учреждениям культуры и искусства;

– государственным архивным учреждениям;

– организациям Минобороны России;

– организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук.

В связи с этим специалисты налоговых органов разъясняли, что положения данного закона должны быть реализованы после уплаты в бюджет налога на прибыль в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и после уплаты налога на прибыль направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования сверх сумм, установленных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

С 2002 г. официальная позиция налоговых органов не менялась: доходы от аренды государственного (муниципального) имущества, полученные бюджетными учреждениями, должны включаться в базу по налогу на прибыль.

Такие выводы содержатся, например, в письмах Минфина России от 27 марта 2009 г. № 03-03-05/54, от 19 ноября 2008 г. № 03-03-05/151, в письмах УФНС России по г. Москве от 25 февраля 2009 г. № 16-15/016359, от 27 декабря 2007 г. № 20-12/124752.

В письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-05-05-01/33 специалисты разъясняли, что доходы от аренды муниципального имущества, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых поступлений и подлежат учету при определении налоговой базы по прибыли.

Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/4/34, от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/4/33.

Арбитражная практика

По данному вопросу мнения судебных органов разделились: есть решения, подтверждающие позицию налоговых органов, а есть, напротив, указывающие, что арендную плату следует рассматривать как средства целевого бюджетного финансирования.

Официальная позиция поддерживается, например, в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ" (далее – Письмо № 98).

В пункте 4 Письма № 98 указано, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления деятельности (в том числе в виде арендной платы) не может быть квалифицирован как средства целевого финансирования, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержат также постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 июля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/2831 по делу № А51-4777/200720-84, ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф04-5441/2008, ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12943-08, ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2009 г. по делу № А56-10961/2008, ФАС Центрального округа от 24 февраля 2005 г. № А68-АП-55/Я-04.

Примером другой позиции судебных органов является постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. № Ф04-7562/2005(16166-А45-33), в котором суд указал, что полученную учреждением арендную плату следует расценивать как средства целевого бюджетного финансирования, которые не облагаются налогом на прибыль.

Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Дальневосточного округа от 31 августа 2005 г. № Ф03-А51/05-2/2637, ФАС Северо-Кавказского округа от 9 июня 2005 г. № Ф08-2401/2005-971А.

Однако данные решения суды принимали, очевидно, до выхода Письма № 98. В дальнейшем же решения судебных органов соответствовали официальной позиции налоговых органов: получаемые указанными выше учреждениями доходы от сдачи в аренду не могут быть квалифицированы как средства целевого финансирования, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009 читайте также:

Суть заявления
Как может быть уплачен налог на прибыль с доходов от аренды

Вариант 1: уплата налога на прибыль до перечисления доходов от аренды в федеральный бюджет

Вариант 2: уплата налога на прибыль после перечисления доходов от аренды в федеральный бюджет

Третий вариант уплаты налога

Определение налоговой базы

Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с арендой федерального имущества
Выводы Конституционного суда РФ

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2009

Представительские расходы
Сложные вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства
Арендная плата за пользование государственным имуществом как объект налогообложения налогом на прибыль организаций
Ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки и реализация им права на судебную защиту
Применение бюджетного законодательства: вопросы и ответы
Приобретение электронного билета
Возмещение Фондом социального страхования РФ расходов работодателя на оплату листа нетрудоспособности
Новое в законодательстве
Кроссворд "Налоговый"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное