Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N7/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Имущество казны: надо ли платить с него налог на имущество организаций?

И.В. Алексеева, главный эксперт ООО "Институт финансово-экономического мониторинга" (ИФЭМ)

Содержание

Понятие имущества казны

Необходимость бюджетного учета имущества казны

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Этот вопрос волнует органы управления государственным и муниципальным имуществом с момента ввода в действие Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее – Инструкция № 25н).

С 1 января 2009 г. данная инструкция утратила силу в связи с утверждением приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н новой Инструкции по бюджетному учету (далее – Инструкция № 148н).

Порядок бюджетного учета имущества казны, установленный Инструкцией № 148н, отличается от ранее действовавшего. Рассмотрим, как изменения порядка учета имущества казны повлияли на определение объекта налогообложения при расчете налога на имущество организаций.

Понятие имущества казны

В бюджетном законодательстве РФ не определяется, что такое казна. Правовые аспекты, связанные с имуществом казны, рассмотрены в Гражданском кодексе РФ, поскольку основания возникновения права собственности, порядок его осуществления и правовое положение участников гражданского оборота определяет именно гражданское законодательство.

Публично-правовые образования, согласно статье 2 ГК РФ, могут участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, причем, как установлено статьей 124 ГК РФ, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Согласно статье 125 ГК РФ от имени публично-правовых образований могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственную (муниципальную) казну указанных органов составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями. Это установлено в статьях 214 и 215 ГК РФ.

Необходимость бюджетного учета имущества казны

Одним из мероприятий, направленных на повышение качества управления государственной собственностью, является обеспечение полноценного учета имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований. Об этом сказано в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009–2011 годах".

Обязанность ведения учета имущества казны впервые была четко сформулирована в Инструкции № 25н.

Однако некоторые публично-правовые образования не только отказывались от ведения бюджетного учета имущества казны, нарушая тем самым Инструкцию № 25н, но и пытались оспорить положения данной инструкции в судебном порядке.

Об этом свидетельствует, например, решение Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) от 10 ноября 2008 г. № ГКПИ08-1879 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 1 и пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н", а также Определение ВС РФ от 13 января 2009 г. № КАС08-679 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 10.11.2008 № ГКПИ08-1879".

По мнению муниципального образования – заявителя, содержащееся в пункте 10 Инструкции № 25н требование учитывать имущество казны муниципального образования на балансе органов управления муниципальным имуществом противоречит статьям 214 и 215 ГК РФ. Тем самым, Минфин России превысил предоставленные ему полномочия и нарушил права муниципального образования.

Однако ВС РФ подтвердил установленную бюджетным законодательством обязанность отражать имущество казны в бюджетном учете и бюджетной отчетности.

Информация о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, должна отражаться в бюджетном учете и бюджетной отчетности в денежном выражении.

Эта обязанность предусмотрена статьей 264.1 Бюджетного кодекса РФ. В данной статье установлено, что Баланс исполнения бюджета должен содержать данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах публично-правовых образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Основываясь на положениях БК РФ, суд сделал вывод о том, что бюджетному учету подлежат все финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие публично-правовому образованию, как находящиеся в оперативном управлении, так и учитываемые в казне, независимо от того, вовлечены ли они участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот.

Отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны может привести к искажению бюджетной отчетности в части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Отсутствие учета имущества казны ведет к бесконтрольности и невозможности оценить эффективность использования этого имущества (в том числе при передаче его в аренду и в доверительное управление).

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств в установленном порядке. Это касается, в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению.

Сравним, как меняется объект налогообложения в зависимости от порядка бюджетного учета имущества.

Согласно Инструкции № 25н

В пункте 10 Инструкции № 25н было установлено, что имущество казны учитывают в составе основных средств публично-правовых образований. Таким образом, до 1 января 2009 г. имущество казны должно было учитываться на балансе органов управления имуществом на счетах аналитического учета счета 0 10100 000 "Основные средства" (0 10101 000–0 10109 000).

Таким образом, согласно статье 374 НК РФ все имущество казны, числящееся на указанных счетах, облагалось налогом на имущество организаций.

Такое разъяснение содержится, в частности, в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-05-05-01/33. В нем сказано, что до закрепления имущества казны в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения оно будет являться объектом налогообложения у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Аналогичные разъяснения были даны, например, в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 октября 2007 г. № 03-05-05-01/45 "О налогообложении имущества, составляющего государственную казну субъекта РФ", от 17 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/102, в письме Минфина России от 22 февраля 2006 г. № 03-06-01-04/39 и в других письмах.

В связи с этим часто возникал вопрос, нужно ли платить налог на имущество в отношении объектов государственной казны в том случае, когда право государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано за органами государственной власти.

Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 15 августа 2007 г. № 03-05-06-01/90. В данном письме разъясняется, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поэтому имущество, не зарегистрированное как государственная собственность, не является государственным имуществом и имуществом казны.

Если за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, вложения в их приобретение (изготовление, строительство, получение), согласно Инструкции № 25н, следовало учитывать на счетах аналитического учета счета 1 10601 000 "Капитальные вложения в основные средства". Такое положение сохранялось до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности на объекты. Вложения в основные средства, согласно главе 30 НК РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.

Необходимо отметить, что налог на имущество организаций является региональным налогом. Это означает, что данный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, а также вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. С момента его введения в действие он обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. При этом законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и предусмотрели льготы по налогу на имущество в отношении объектов имущества казны. Например, в Кемеровской области в отношении имущества государственной казны РФ и казны Кемеровской области установлена ставка налога 0%. Это установлено Законом Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области".

Аналогичная норма установлена законом Чукотского автономного округа от 28 ноября 2003 г. № 37-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Чукотском автономном округе" в отношении имущества казны округа и имущества казны муниципальных образований.

Таким образом, до 1 января 2009 г. объекты недвижимого и движимого имущества в составе имущества казны являлись объектами налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом. Исключение составляли публично-правовые образования, законодательством которых о налоге на имущество организаций предусмотрена ставка налога 0% в отношении имущества казны.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2009 читайте также:

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Инструкции № 148н

Уплаченные в бюджет авансовые платежи за I квартал 2009 года можно вернуть

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 7/2009

Вычет по расходам на лечение: организация, сотрудник, медучреждение и налоговая инспекция
Практические вопросы организации бюджетного процесса в 2009 году
Уплата налога на имущества со стоимости имущества казны
Государственная пошлина
Сложные вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства
Изменен Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Возврат наличных денежных средств за неоказанные услуги
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное