Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N1/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Основные средства: бухучет и налогообложение

Выбытие объектов основных средств
Списание имущества, вышедшего из строя, ветхого и морально устаревшего имущества

В оперативном управлении бюджетного учреждения находится большое количество оборудования, отнесенного к основным средствам. Часть его вышла из строя и уже не подлежит восстановлению. Каковы правила списания такого имущества?

Бюджетное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок. От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества.

На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений.

В случаях, предусмотренных порядком списания основных средств, который установлен главным распорядителем, учреждение должно согласовать документы на списание этого имущества:

– с главным распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

– с распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

– только с органами имущественных отношений.

Такое согласование необходимо и при передаче (реализации) основных средств, находящихся в оперативном управлении.

Порядок согласования списания основных средств, а также перечень документов, которые подведомственные учреждения должны представлять главному распорядителю на согласование, например, утверждены приказом Ростехнадзора от 24 мая 2007 г. № 362 и приказом Федерального медико-биологического агентства от 1 декабря 2006 г. № 367.

Так, в приказе № 367 установлено, что главный распорядитель средств бюджета (ФМБА России) создает у себя комиссию по согласованию документов по списанию, передаче и реализации основных средств, имеющихся в оперативном управлении подведомственных ему учреждений. В подведомственных ФМБА России учреждениях также образуются комиссии по списанию, передаче и реализации этого имущества.

Без согласования с главным распорядителем учреждения ФМБА России вправе списывать пришедшие в негодность основные средства, первоначальная стоимость которых составляет менее 50 000 руб. за единицу объекта. В этом случае списание надо согласовать только с органами управления имуществом.

Исключением являются здания, сооружения, автотранспортные средства, а также пришедшие в негодность основные средства, чья первоначальная стоимость за единицу объекта составляет 50 000 руб. и выше. Их учреждение ФМБА России может списывать только по согласованию с главным распорядителем. После такого согласования учреждение согласовывает акты на списание с органами управления имуществом.

Для списания, передачи или продажи основных средств учреждения представляют соответствующим органам определенные документы. Точный перечень документов в настоящее время определяет главный распорядитель.

Среди представляемых документов можно назвать следующие:

1) копия приказа руководителя учреждения о создании комиссии по списанию, передаче, реализации основных средств и другого имущества;

2) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности продажи, списания или передачи основных средств (составляется в произвольной форме);

3) фотографии объектов основных средств в электронном виде и на бумаге;

4) при передаче – Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) и Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030);

5) при списании:

а) Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) и Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

б) копия акта технической экспертизы, проведенной организацией, имеющей лицензию (сертификат) на осуществление оценочной деятельности или соответствующую запись в уставе (с приложением копии лицензии (сертификата) или выписки из устава).

Акты технической экспертизы обязательно должны составляться отдельно на каждый объект и содержать следующую информацию:

– наименование оборудования, его инвентарный и серийный номера, год выпуска;

– балансовую и остаточную стоимость, процент износа;

– причины, характер неисправности и причина негодности к ремонту;

– ориентировочную стоимость ремонта;

– заключение о целесообразности дальнейшего использования;

6)  сведения о балансовой стоимости, износе, годах выпуска основных средств;

7) копия инвентарной карточки учета основных средств по форме, утвержденной Минфином России;

8) копия постановления о возбуждении уголовного дела или копии иных документов о принятии мер по защите интересов организации или возмещению причиненного ущерба (при хищении или нанесении ущерба имуществу);

9) копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников организации), допустивших повреждение или утрату объекта основных средств и другого имущества (при хищении или нанесении ущерба имуществу);

10) копия справки организации о возмещении ущерба виновными лицами (при хищении или нанесении ущерба имуществу);

11) копия акта о повреждениях, причиненных объекту основных средств и другому имуществу при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. К копии акта прикладываются справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций;

12) при продаже – копия отчета об оценке рыночной стоимости имущества, произведенной независимым оценщиком;

13) при списании или передаче объекта недвижимого имущества – копии технического паспорта БТИ, экспликации поэтажных планов.

Для списания, продажи или передачи автотранспортных средств представляются:

1) копия приказа руководителя учреждения о создании комиссии по списанию, передаче, реализации основных средств и другого имущества;

2) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности продажи или списания автотранспортных средств (составляется в произвольной форме);

3) фотографии объектов автотранспортных средств в электронном виде и на бумаге;

4) при передаче – Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

5) при списании:

а) Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

б) копия акта экспертизы технического состояния (освидетельствования) транспортного средства, произведенной уполномоченной организацией, независимым оценщиком (с приложением копии лицензии на осуществление такой деятельности или выписки из устава);

в) копии договоров на выполнение работ по оценке имущества или на проведение капитально-восстановительного ремонта автотранспорта (калькуляции затрат);

г) копии актов о выполнении работ (услуг) по договору на выполнение работ по оценке имущества или на проведение капитально-восстановительного ремонта автотранспорта;

6) при списании или реализации имущества, не используемого после аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций или по другим причинам (основаниям):

а) подтверждение, что автотранспортное средство участвовало в ДТП, справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций;

б) копии актов о повреждениях, причиненных объекту автотранспортных средств;

7) сведения о балансовой стоимости, износе, годах выпуска транспортных средств, а также сведения об их государственных номерах, номерах двигателей, шасси, кузовах, номерах технических паспортов;

8) копия инвентарной карточки учета основных средств по форме, утвержденной Минфином России;

9) копия технического паспорта транспортного средства;

10) копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

11) копия постановления о возбуждении уголовного дела или копии иных документов о принятии мер по защите интересов организации или возмещению причиненного ущерба (при хищении или нанесении ущерба имуществу);

12) копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников организации), допустивших повреждение или утрату объекта основных средств и другого имущества;

13) копия справки организации о возмещении ущерба виновными лицами;

14) копия отчета об оценке рыночной стоимости автотранспортных средств, произведенной независимым оценщиком (при продаже).

Бюджетное учреждение передало акт о списании объекта основных средств на утверждение в орган имущественных отношений. Следует ли при этом отражать списание данного основного средства в бюджетном учете?

Бюджетное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником. От лица собственника выступают органы имущественных отношений.

До согласования с этими органами соответствующих документов на списание имущество продолжает учитываться на балансе учреждения. Если данное имущество подлежит амортизации в бюджетном учете, на него надо продолжать начислять амортизацию. После того как документы на списание будут согласованы, имущество списывают в бюджетном учете.

Учреждение согласовало со своим главным распорядителем средств и органом управления имуществом акт на списание основных средств. Когда и на основании каких документов можно списать это имущество в бюджетном учете?

Датой списания объекта основных средств в бюджетном учете в этом случае является дата согласования (утверждения) акта на списание с главным распорядителем (распорядителем) и органом имущественных отношений.

Подготовленные к списанию объекты, например непригодные для дальнейшего использования из-за неустранимых поломок, действующая в учреждении комиссия по списанию основных средств оформляет актами на списание (по формам, предусмотренным Инструкцией по бюджетному учету). К ним относятся:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144).

Документами, которые необходимы бухгалтерии бюджетного учреждения для списания основных средств в бюджетном учете, являются:

– акт на списание, оформленный учреждением по одной из вышеуказанных форм;

– документы установленной формы о согласовании списания, полученные от органа имущественных отношений, а также от вышестоящей организации (главного распорядителя или распорядителя средств бюджета).

Порядок списания основных средств, установленный для конкретного бюджетного учреждения, может и не предусматривать оформление отдельного документа о согласовании списания с органом имущественных отношений и главным распорядителем. В этом случае отметки о согласовании ставятся на экземпляре акта на списание, который учреждение им представило, а в бухгалтерию для списания основных средств передается только акт с этими отметками.

Если же отдельные документы о согласовании списания с органом имущественных отношений и главным распорядителем все-таки оформляются, то для списания бухгалтерия должна получить как эти документы, так и сам акт на списание;

– Справка (ф. 0504833) об изменении суммы списываемой амортизации.

Поскольку дата передачи акта на согласование и дата списания могут отличаться, необходимо доначислить амортизацию за период между этими датами. При этом на основании согласованного (утвержденного) акта составляется указанная Справка, которая прилагается к акту на списание.

Бюджетное учреждение списывает холодильный шкаф, который невозможно отремонтировать. Как отразить это в учете?

Списание пришедшего в негодность холодильного шкафа отражается в учете следующими записями:

– списана с баланса стоимость холодильного шкафа в сумме начисленной амортизации

Дебет  0 104 04 410  "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации"

Кредит  0 101 04 410  "Уменьшение стоимости машин и оборудования";

– списана с баланса остаточная стоимость холодильного шкафа

Дебет  0 401 01 172  "Доходы от реализации активов"

Кредит  0 101 04 410  "Уменьшение стоимости машин и оборудования".

Как отражается списание изношенной мебели стоимостью свыше 1 000 руб., которой оборудованы классы в бюджетном образовательном учреждении?

Материалы от разборки и ликвидации мебели, списываемой по ветхости, приходуются и используются на нужды учреждения.

Их стоимость относится на увеличение стоимости соответствующих материальных запасов и увеличение доходов от реализации активов:

Дебет  0 105 06 340  "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит  0 401 01 172  "Доходы от реализации активов".

Отметим, что списание мебели возможно только по решению созданной в учреждении комиссии по списанию. Она должна принять обоснованное решение о возможности дальнейшего использования материалов от разборки и ликвидации мебели.

Акт на списание мебели должен быть согласован с органом управления имуществом в установленном им порядке. Согласовывать списание ветхой мебели со своим главным распорядителем средств бюджета учреждению не надо, если ее стоимость не превышает лимита для согласования, который главный распорядитель устанавливает на случай списания имущества подведомственными учреждениями. Например, в учреждениях ФМБА России с главным распорядителем не согласуется списание пришедших в негодность основных средств (кроме зданий, сооружений и автотранспорта) стоимостью до 50 000 руб. за единицу объекта.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2009 читайте также:

Важные замечания
Поступление основных средств

Правила учета

Критерии отнесения приобретаемых объектов к основным средствам

Формирование первоначальной стоимости основных средств

Организация учета и обеспечение сохранности

Особенности учета основных средств, содержащих драгметаллы

Инвентаризация

Переоценка основных средств

Применение бюджетной классификации

Поступление основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств

Приобретение основных средств за счет средств бюджета и средств от приносящей доход деятельности

Безвозмездное получение

Использование объектов основных средств в деятельности учреждениям

Передача основных средств в эксплуатацию

Основные средства в составе охранной и пожарной сигнализации

Применение бюджетной классификации в учете основных средств

Амортизация основных средств

Правила начисления амортизации в бюджетном учете

Частные случаи начисления амортизации в налоговом учете

Уплата налога на имущество

Восстановление налога на добавленную стоимость

Текущий и капитальный ремонт

Достройка, реконструкция и модернизация

Обменные операции

Выбытие объектов основных средств

Повреждение во время эксплуатации

Продажа имущества

Безвозмездная передача основных средств

Хищения

Списание недостач


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2009

Тема номера: основные средства
Основные средства: бухучет и налогообложение

Важные замечания

Поступление основных средств

Использование объектов основных средств в деятельности учреждениям

Выбытие объектов основных средств

Юридический практикум
Е.А. Пластинина. Закон о размещении заказов: новый год – новые порядки

Переселение из аварийного жилья

Дорожное строительство

Комиссии по размещению заказов

Исполнение государственных и муниципальных контрактов

Предоставление лицензий при строительстве и ремонте

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Государственная и муниципальная служба

Государственный и муниципальный заказ

Налогообложение

Нормативы

Оплата труда

Отпуска

Социальное страхование

Статистика

Разное


Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за 2008 г. и 2007 г. Стоимость комплекта (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) за 2008 г. составляет 7 912 руб., а за 2007 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 4 488 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное