Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N9/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2008;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Актуальные вопросы арендных отношений

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)

Договор аренды – один из самых проблемных договоров в хозяйственной практике. Правовая квалификация арендных отношений, доходов (расходов) по таким договорам, документальное оформление, учет и режим налогообложения операций, связанных со сдачей в аренду имущества, – вот далеко не полный перечень вопросов, постоянно решаемых сторонами договора, уполномоченными государственными органами, различными судебными инстанциями. Остановимся на наиболее проблемных вопросах подробнее.

Аренда: услуга или нет?

Этот вопрос активно обсуждался в правоприменительной российской практике с начала 90-х гг., в основном в контексте исчисления НДС с арендной платы. В итоге был сформирован следующий подход: для целей НДС аренда приравнивалась к услуге и, соответственно, являлась объектом налогообложения НДС (решение Верховного суда РФ от 24 февраля 1999 г. № ГКПИ 98-808-809). Однако в подобном "приравнивании" с целью включения арендной платы в налоговую базу по НДС в настоящее время нужды нет, поскольку начиная с 2002 г. в подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ "Объект налогообложения" наряду с реализацией товаров, работ, услуг была включена также передача имущественных прав. Сдача в аренду имущества как раз и приводит к передаче имущественных прав, являющейся с 2002 г. объектом налогообложения по НДС в силу прямого указания закона без увязки с квалификацией арендных отношений и "приравнивания" их к услуге с целью исчисления НДС.

Но внедрившаяся за 90-е гг. в умы идея "приравнивания" аренды к услуге оказалась живучей. В настоящее время решение этого вопроса актуально в иных областях:

– сфере применения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд;

– сфере применения ограничений, устанавливаемых Правительством РФ или иными органами, при осуществлении бюджетными учреждениями авансовых платежей;

– сфере применения законодательства о контрольно-кассовой технике (ККТ);

– сфере налогообложения, в частности – признания арендодателем арендной платы в качестве доходов от реализации либо внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций.

В сфере применения законодательства о госзакупках

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о госзакупках) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (абзац 1 статьи 1).

В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Закона о госзакупках (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ (этот документ опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 9/2007), вступившей в силу с 1 октября 2007 г.) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Аренда как вид обязательств, связанных с предоставлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, в Законе о госзакупках не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем возможность применения норм Закона о госзакупках к арендным отношениям необходимо рассматривать с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих передачу имущества, обособленной от группы договоров возмездного оказания услуг.

Предметом договора аренды являются:

– действия арендодателя, направленные на предоставление имущества во владение и пользование арендатора, на обеспечение беспрепятственного использования этого имущества арендатором (осуществление капитального ремонта, воздержание от действий, создающих препятствия в пользовании имуществом);

– действия арендатора, направленные на содержание имущества и использование его по назначению, предусмотренному договором, внесение арендной платы;

– а также действия, направленные на возврат арендованного имущества по окончании срока аренды.

Предмет договора аренды включает в себя два рода объектов – соответствующие действия обязанных лиц и имущество, которое предоставляется во владение и пользование арендатора.

Предметом договора возмездного оказания услуг, согласно статье 779 ГК РФ, является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности, предусмотренной договором, и действия заказчика по оплате этих услуг. В обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя носит нематериальный характер, не имеет вещественного содержания. Само оказание услуг создает желаемый результат исполнения договора. Блага, предоставляемые исполнителем заказчику на основании договора возмездного оказания услуг, представляют собой непосредственно деятельность или действия, а не вещи.

При этом нематериальная услуга неотделима от личности исполнителя, так как потребляется заказчиком в процессе ее оказания, то есть деятельности исполнителя. Этим обусловлены необходимость определения требований к исполнителю по договору возмездного оказания услуг и предусмотренные Законом о госзакупках процедуры его отбора.

Установленное гражданским законодательством регулирование отношений в рамках договора аренды и договора возмездного оказания услуг существенно различается. Содержание арендных отношений включает вещно-правовые элементы – право следования, вещно-правовые способы защиты (статьи 611 и 617 ГК РФ). Установлены специальный порядок прекращения договора аренды, заключенного на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ), а также специальные основания для досрочного расторжения договоров аренды (статьи 619 и 620 ГК РФ). Анализ указанных положений ГК РФ показывает, что они не могут быть применены к договорам об оказании услуг в силу различной природы этих договоров.

Таким образом, договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения – к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг.

Отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона о госзакупках. Государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные Законом о госзакупках процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества. Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 2 октября 2007 г. № 14902-АП/Д04 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к отношениям, связанным с арендой имущества" (этот документ опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 12/2007.).

Отметим, что Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (абзац 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации"). Поэтому правовые аргументы, изложенные в названном выше письме этого ведомства, смело можно брать на вооружение.

В сфере применения ограничений по авансовым платежам

Вопросы уплаты авансовых платежей за счет средств федерального бюджета регулируются пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее – Постановление № 778). Согласно названной норме получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

– в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

– в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Аналогичные либо несколько отличные нормы, как правило, устанавливаются субъектами РФ или муниципальными образованиями для учреждений, финансируемых из бюджетов иных уровней.

Вопросы, касающиеся условий заключения договоров аренды, регулируются положениями главы 34 ГК РФ. Как уже рассмотрено выше, согласно Гражданскому кодексу РФ договор аренды является самостоятельным видом гражданско-правового договора, отличным от договоров поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом вопросы, связанные с порядком установления и внесения арендной платы по договорам аренды, регулируются специальной статьей ГК РФ (статья 614). Данной статьей, например, предусмотрено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Кроме того, в соответствии с положениями данной статьи арендная плата может устанавливаться в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, ограничения на осуществление авансовых платежей бюджетными учреждениями при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг не должны распространяться на правоотношения, связанные с заключением договоров аренды и их исполнением. Такое же мнение изложено в письме Минфина России от 21 мая 2008 г. № 08-02-06/7.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2008 читайте также:

Аренда: услуга или нет?

В сфере применения законодательства о ККТ

Арендная плата при исчислении налога на прибыль

Документальное оформление арендных отношений

Оформление договора аренды

Первичные документы

Периодичность оформления счетов-фактур

Размер арендной платы и применение рыночных цен

Размер арендной платы

О применении рыночных цен

Улучшения, ремонт и страхование сданного в аренду имущества

Отделимые и неотделимые улучшения

Ремонт сданного в аренду имущества

Страхование арендованного имущества

Срок действия и государственная регистрация договора аренды

Срок действия договора аренды

О государственной регистрации договоров аренды


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2008

Передача имущества: аренда, наем, безвозмездное пользование
Актуальные вопросы арендных отношений
Государственная регистрация аренды: проблемы возвращаются
НДС при аренде государственного или муниципального имущества: новый подход в судебной практике
Аренда имущества и земли: вопросы арендаторов
Бюджетный учет арендной платы
Налог на прибыль с арендной платы, зачисляемой в бюджет
Учет и налогообложение коммунальных расходов
Освобождение от НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях
Заполнение бюджетными учреждениями платежных поручений на перечисление средств в бюджет
Квалификация объектов розничной торговли для целей исчисления ЕНВД
"БиНО: БЭС" – шпаргалка для бухгалтера
Головоломка "Судоку"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за первое полугодие 2008 г. и за 2007 г. Стоимость комплекта (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) за первое полугодие 2008 г. составляет 5 196 руб., а за 2007 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 5 665 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное