Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 3/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2008;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Смета бюджетного учреждения в определении бюджетного законодательства

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Содержание

Бюджетная смета: понятие

Проект бюджетной сметы – основа для планирования бюджетных ассигнований

Планирование бюджетных ассигнований

Расходные обязательства

Исполнение бюджета по расходам

В 2008 г. начали действовать измененные положения Бюджетного кодекса РФ. А кроме того, и положения законодательных актов РФ, измененных в силу Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Возникает очень важный вопрос: трансформировались ли при этом основные понятия, которыми ежедневно оперируют руководители и бухгалтеры бюджетных учреждений в своей финансово-хозяйственной деятельности? В первую очередь такие, как смета, лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования. В чем практически выражаются эти преобразования для всех участников бюджетного процесса?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется вкратце рассмотреть трудоемкий и длительный процесс составления сметы. Выявить всех его участников и определить их функции на каждом этапе этого процесса.

Бюджетная смета: понятие

Несмотря на то что бюджетные организации всегда жили "по смете", законодательно определенного понятия сметы не существовало. Теперь этот пробел ликвидирован, поскольку в Бюджетный кодекс РФ это понятие введено.

Статья 161 БК РФ гласит, что на основании бюджетной сметы, ведущейся согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетное учреждение расходует бюджетные средства.

Бюджетная смета, по определению статьи 6 БК РФ, – это документ, который устанавливает лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов. Где под лимитом бюджетных обязательств подразумевается объем прав бюджетного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Статья 162 БК РФ относит к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств (а значит, и бюджетного учреждения) не только исполнение бюджетной сметы, но и ее составление.

Однако составление сметы в каждом бюджетном учреждении предваряет заблаговременное составление проекта сметы.

Проект бюджетной сметы – основа для планирования бюджетных ассигнований

Чтобы спланировать расходы в предстоящем финансовом году, финансовому органу, отвечающему за составление проекта любого бюджета, необходимо знать прогноз предстоящих расходов. Для этого на этапе составления проекта соответствующего бюджета бюджетные учреждения – участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых обязательств и отражают их в проекте бюджетной сметы. Обоснование бюджетных ассигнований (на очередной финансовый год и плановый период) они подтверждают расчетами и, как правило, пояснительной запиской (да и как может быть иначе, ведь никто лучше самого бюджетного учреждения не знает свои нужды и потребности!) и представляют свои данные главным распорядителям.

Статья 158 БК РФ теперь законодательно закрепляет за главными распорядителями право планировать соответствующие расходы бюджета. На этом основании главные распорядители обобщают сведения из проектов бюджетных смет своих подведомственных учреждений и с учетом собственных потребностей передают их финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований.

Говоря о проектах смет бюджетных учреждений, нельзя обойти молчанием последние строки статьи 184.2 БК РФ.

Там сказано: если между органами законодательными (представительными), судебной системы, государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательной (представительной) властью, возникли разногласия по проектам смет с финансовым органом, то они могут представлять свои проекты в законодательный (представительный) орган власти на этапе работы там над проектом соответствующего бюджета.

Планирование бюджетных ассигнований

Согласно статье 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований, то есть предельных объемов денежных средств на исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году, осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Причем бюджетные ассигнования должны определяться на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Важно, что планировать бюджетные ассигнования раздельно на исполнение действующих и принимаемых обязательств финорганы должны начать с 1 января 2009 г.

Кроме того, с этой даты планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам следует осуществлять с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также выполнения этого задания в отчетном финансовом и текущем финансовом году.

Расходные обязательства

Расходными называются обязательства бюджетного учреждения (действующего от имени публично-правового образования) предоставлять физическому, юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства соответствующего бюджета. Данные обязательства обусловлены законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением.

Действующие расходные обязательства

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами, соглашениями, которые не предлагается (не планируется):

– изменять в текущем финансовом, очередном финансовом году или в плановом периоде;

– признавать утратившими силу;

– изменять с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году.

В этот перечень включаются договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Принимаемые расходные обязательства

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых бюджетных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, которые, наоборот, предлагается (планируется):

– принять или изменить в текущем финансовом и очередном финансовом году или в плановом периоде;

– принять либо изменить с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, которые получатели бюджетных средств должны будут заключить во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Исполнение бюджета по расходам

После принятия бюджета на основе проекта бюджета, который, в свою очередь, составлялся с учетом планируемых бюджетных ассигнований, следует исполнение бюджета.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) обязан составлять и вести отдельный документ – Сводную бюджетную роспись.

Сводная бюджетная роспись

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливает сам же соответствующий финансовый орган. Например, на федеральном уровне Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) регулирует Минфин России своим приказом от 22 ноября 2007 г. № 114н.

Таким образом, сводную бюджетную роспись федерального бюджета составляет Минфин России. Утверждает ее министр финансов РФ (не менее чем за 10 рабочих дней до начала текущего финансового года). При этом показатели утвержденной сводной росписи – бюджетные ассигнования – должны соответствовать федеральному закону о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Одновременно с утверждением сводной росписи министр финансов РФ утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления.

В течение двух рабочих дней со дня утверждения сводной росписи Минфин России доводит показатели сводной бюджетной росписи и ЛБО до главных распорядителей, а также передает их на бумажном и электронном носителях Федеральному казначейству.

Бюджетная роспись

Бюджетной росписи посвящена новая статья 219.1 БК РФ. Она устанавливает, что Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение в них изменений, устанавливает соответствующий финансовый орган. Напомним, что до 1 января 2008 г. бюджетной росписью признавался документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, распределяющий бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств согласно бюджетной классификации РФ. Однако с 1 января 2008 г. эта норма БК РФ утратила силу.

Составляет и утверждает бюджетную роспись главный распорядитель в соответствии:

– с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью;

– лимитами бюджетных обязательств, утвержденными финансовым органом.

Причем утверждать ЛБО для распорядителей и получателей он должен в пределах, установленных для него самого.

Показатели бюджетной росписи и ЛБО главные распорядители доводят до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей) средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства до начала текущего финансового года.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2008 читайте также:

Исполнение бюджета по расходам

Доведение бюджетных ассигнований и ЛБО

Уведомления и расходные расписания

Доведение финансирования на текущий год и плановый период

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

Общие требования

Особенность составления, утверждения и ведения

Форма и содержание сметы
Утверждение сметы
Вести смету – значит…
Изменения в связи с бюджетной росписью

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2008

Бюджетная классификация РФ в 2008 году
Смета бюджетного учреждения в определении бюджетного законодательства
Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду
Правовое регулирование расчетов наличными денежными средствами
Очередные поправки в Налоговый кодекс РФ
Составляем смету бюджетного учреждения
Работа с "БиНО: Актуально": отвечаем на ваши вопросы
Новое в законодательстве
Кроссворд "Управленческий"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2007 г. и 2006 г. Стоимость комплекта (12 журналов и 12 сборников документов) за 2007 г. составляет 5 665 руб., а за 2006 г.  – 2 750 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное