Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 2/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 2/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 2/2008;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Деятельность бюджетных учреждений в условиях реформированного Бюджетного кодекса

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Содержание

Основные понятия согласно новому Бюджетному кодексу РФ

Особенности правового положения бюджетных учреждений

1 января 2008 г. вступил в силу (в основной своей части) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 63-ФЗ).

Для того чтобы новая редакция БК РФ полноценно заработала, должно быть принято большое количество нормативных правовых актов – как на федеральном уровне, так и на других уровнях бюджетной системы РФ. К сожалению, эта работа проделана еще не в полной мере.

Тем не менее, в данной статье мы постараемся выяснить, как изменится жизнь бюджетного учреждения в связи с обновленными нормами БК РФ.

Основные понятия согласно новому Бюджетному кодексу РФ

Чтобы лучше понять суть произошедших изменений, разберемся вначале с основными терминами, приведенными в БК РФ. А именно, рассмотрим, как с 1 января 2008 г. Бюджетный кодекс РФ интерпретирует понятия "получатель бюджетных средств" и "бюджетное учреждение".

Получатели бюджетных средств

Получателем бюджетных средств, согласно прежней редакции статьи 162 БК РФ, признавались бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Таким образом, понятие "получатель бюджетных средств" не содержало основного признака, которым оно отличается от понятий "главный распорядитель" и "распорядитель" бюджетных средств, поскольку последние также получали бюджетные средства в соответствии с бюджетной росписью.

В чем же состоит основное различие между ними? Да в том, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, в то время как получатели бюджетных средств такого права не имеют. Правда, бюджетные учреждения могут распределять средства и ЛБО для своих подведомственных учреждений, но они являются в этот момент не получателями, а распорядителями средств, то есть выступают одновременно и в качестве получателей (для себя), и в качестве распорядителей (для других БУ).

Основной же отличительный признак получателей бюджетных средств состоит в том, что они имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. К сожалению, он не был нормативно закреплен в редакции БК РФ, действовавшей до 1 января 2008 г., в отличие от закрепления права главного распорядителя и распорядителя на распределение средств. В новой редакции БК РФ этот недочет устранен.

Кроме того, новая редакция БК РФ учитывает и отражает то, что органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации являются одновременно и главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, и их получателями. Ведь они также имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Поэтому данные органы представлены в БК РФ во всех своих трех "ипостасях": они одновременно могут быть главными распорядителями и получателями бюджетных средств или одновременно распорядителями и получателями бюджетных средств.

Таким образом, получатель бюджетных средств – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также бюджетное учреждение, которое одновременно:

– находится в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;

– имеет право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

В свою очередь, как мы уже сказали, бюджетное учреждение может распределять между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, то есть быть для них распорядителем бюджетных средств.

Кроме того, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения могут быть главнымираспорядителями бюджетных средств, имеющими право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Такие учреждения должны быть указаны в ведомственной структуре расходов бюджета.

Все разобранные нами понятия приведены в новой редакции статьи 6 БК РФ. Получатель бюджетных средств, согласно статье 152 БК РФ, является одним из участников бюджетного процесса.

Бюджетные учреждения

Теперь посмотрим, как новый Бюджетный кодекс РФ интерпретирует понятие "бюджетное учреждение".

Согласно статье 6 БК РФ бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, функции которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Отметим, что до 1 января 2008 г., согласно статье 161 БК РФ, бюджетным учреждением признавалась организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.

Использовать это понятие дальше нельзя по одной простой причине. Дело в том, что с 9 января 2007 г., то есть с момента введения в действие Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут создавать не только бюджетные, но и автономные учреждения в указанных областях деятельности. При этом созданные ими учреждения, как бюджетные, так и автономные, являются соответственно государственными или муниципальными.

Прежняя формулировка не устанавливала характерных признаков, присущих лишь бюджетным учреждениям. В новом же определении во главу угла ставится именно финансовое обеспечение функций бюджетного учреждения. Оно осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В отличие от бюджетных учреждений, деятельность автономных учреждений обеспечивается за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Что касается государственного или муниципального задания, то такое задание бюджетному учреждению будет устанавливать его главный распорядитель начиная с 1 января 2009 г.

Особенности правового положения бюджетных учреждений

Как уже было сказано, бюджетное учреждение может выступать одновременно в роли главного распорядителя (распорядителя) и в роли получателя бюджетных средств.

Рассмотрим, каково правовое положение бюджетных учреждений во втором случае, то есть какие права и обязанности есть у бюджетного учреждения как у получателя бюджетных средств.

Бюджетные полномочия получателей бюджетных средств

Нужно отметить, что новая редакция БК РФ впервые четко закрепляет именно полномочия участников бюджетного процесса. Поэтому и соответствующие статьи БК РФ поменяли свои названия, которые теперь отвечают их внутреннему содержанию. Так, статья 162 БК РФ называется "Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств".

Итак, с 1 января 2008 г. получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

– составляет и исполняет бюджетную смету;

– принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением);

– обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных для него бюджетных ассигнований, то есть предельных объемов денежных средств, выделенных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;

– вносит своему главному распорядителю (распорядителю) предложения по изменению бюджетной росписи;

– ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

– формирует бюджетную отчетность получателя бюджетных средств и представляет ее главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

– исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Кроме того, в статье 161 БК РФ изложены и другие особенности правового положения бюджетных учреждений. Отметим, что некоторые из полномочий бюджетных учреждений непосредственно Бюджетным кодексом РФ раньше не закреплялись. Некоторые из них были закреплены только на федеральном уровне, в частности устанавливались законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Теперь полномочия, указанные в статье 161 БК РФ, касаются бюджетных учреждений всех уровней бюджетной системы РФ. Рассмотрим их подробнее.

При этом нужно иметь в виду, что положения, установленные Бюджетным кодексом РФ применительно к бюджетным учреждениям, распространяются также на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 2/2008 читайте также:

Особенности правового положения бюджетных учреждений

Лицевой счет бюджетного учреждения

Бюджетная смета бюджетного учреждения

Заключение бюджетным учреждением контрактов и договоров

Порядок исполнения бюджетным учреждением договорных обязательств

Субсидии и кредиты бюджетному учреждению

Ответственность бюджетного учреждения

Обеспечение функций бюджетного учреждения
Закупки бюджетного учреждения
Заключение

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 2/2008

Деятельность бюджетных учреждений в условиях реформированного Бюджетного кодекса
Комментарий к Закону о Федеральном бюджете на 2008-2011 гг.
Методика расчета среднего заработка обновлена
Материальная ответственность
"БиНО: Актуально": отстаиваем свою позицию при проверке
Новое в законодательстве
Кроссворд "Госслужба"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2007 г. и 2006 г. Стоимость комплекта (12 журналов и 12 сборников документов) за 2007 г. составляет 5 665 руб., а за 2006 г.  – 2 750 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное