Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 12/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Закон о размещении заказов: комментарии к июльской редакции

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ) продолжает совершенствоваться. Не успели участники размещения заказов привыкнуть к новшествам, введенным Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", как законодатель внес новые изменения.

Свой двухлетний юбилей Закон № 94-ФЗ встретил Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 218-ФЗ). В основной своей части Закон № 218-ФЗ вступил в силу 1 октября 2007 г. Однако некоторые его положения вступят в силу с начала 2008, 2009, 2010 и 2011 гг.

Изменения коснулись как концептуальных моментов в целом, так и процедур размещения заказа в частности. Постараемся вникнуть в суть принятых поправок.

Новое в "Общих положениях"

Внеся изменения в этот раздел, законодатель не только уточнил понятия "государственный заказчик", "государственные и муниципальные нужды", "специализированная организация", "одноименные товары, работы, услуги", но и конкретизировал требования к участникам и комиссии по размещению госзаказа, усовершенствовал информационное обеспечение размещения заказов, а также изменил систему и порядок осуществления контроля в этой сфере. Поговорим об этом подробнее.

Государственные заказчики

Закон № 218-ФЗ внес уточнение в норму статьи 4 Закона № 94-ФЗ и установил, что государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), а также органы управления государственными внебюджетными фондами, а не сами государственные внебюджетные фонды. Отметим, что эта норма вступит в силу с 1 января 2008 г.

Государственные и муниципальные нужды

Новая редакция Закона № 94-ФЗ также уточнила понятие "государственные и муниципальные нужды" и привела его в соответствие с Бюджетным кодексом РФ.

Теперь государственными нуждами считаются потребности в товарах, работах, услугах, возникающие у Российской Федерации, субъектов РФ, а также у государственных заказчиков. Причем такие товары, работы, услуги должны быть необходимы РФ, субъектам РФ и государственным заказчикам для осуществления ими своих функций и полномочий. А обеспечиваться такие потребности должны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования.

Отметим, что в новой редакции законодатель исключил слова о том, что государственные нужды должны обеспечиваться в соответствии с расходными обязательствами РФ или субъектов РФ.

Под муниципальными нуждами теперь понимаются потребности в товарах, работах, услугах, возникающие у муниципальных образований и муниципальных заказчиков. При этом такие товары, работы, услуги должны быть необходимы муниципальным образованиям и муниципальным заказчикам для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, а также функций и полномочий муниципальных заказчиков. Обеспечиваться муниципальные нужды должны за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Обратим внимание, что в новой редакции законодатель исключил слова о том, что муниципальные нужды должны обеспечиваться в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований.

Специализированная организация

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе контракта юридическое лицо для того, чтобы оно осуществляло функции по размещению заказа путем проведения торгов (конкурс или аукцион).

Законом № 218-ФЗ внесено уточнение, в соответствии с которым со специализированной организацией заключается не любой договор, а государственный или муниципальный контракт. Кроме того, этим Законом установлено, что специализированная организация может быть отобрана не только путем проведения торгов (как было ранее), но и путем проведения запроса котировок.

Одноименные товары, работы, услуги

В новой редакции Закона № 94-ФЗ законодатель также уточнил понятие "одноименные товары, работы, услуги". А именно: он укрупнил номенклатурную единицу, объединяющую такие товары, работы и услуги. Теперь они должны относиться к одной группе (а не к подгруппе) товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Отметим, что эта номенклатура должна утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. В настоящее время таким органом является Минэкономразвития России, которое пока еще не утвердило указанную номенклатуру.

Комиссии по размещению заказов

Как известно, при размещении заказа создается соответствующая комиссия: конкурсная, аукционная или котировочная. Порядок формирования такой комиссии и ее основные полномочия регламентированы статьей 7 Закона № 94-ФЗ.

Обратим внимание, что Закон № 218-ФЗ внес существенные изменения в эту статью. Рассмотрим их подробнее.

Ограничения по составу комиссии

Новая редакция Закона № 94-ФЗ закрепила право заказчика включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов.

При этом с 1 января 2009 г. в состав комиссии обязательно нужно будет включать не менее чем одно лицо, осуществившее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, с 1 октября 2007 г. действует следующая норма. Если проводится открытый конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства и его исполнение, а также на финансирование проката или показа национального фильма, то в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Причем число таких лиц должно быть не менее 50% общего числа членов конкурсной комиссии.

Законом № 218-ФЗ также расширен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссии. Ранее в эту группу входили следующие физические лица:

– лично заинтересованные в результатах размещения заказа, в том числе подавшие заявки на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок;

– состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки;

– подверженные влиянию участников размещения заказа, в том числе являющихся кредиторами этих организаций, их участниками (акционерами) или членами их органов управления.

С 1 октября 2007 г. членами комиссии не могут также стать должностные лица федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Здесь имеются в виду должностные лица данных органов, непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов.

Отметим, что если какие-либо из перечисленных лиц будут выявлены в составе комиссии, то заказчик или уполномоченный орган, принявшие решение о создании такой комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами.

При этом такие физические лица не должны быть лично заинтересованы в результатах размещения заказа и не должны поддаваться влиянию участников размещения заказа. Кроме того, они не должны являться должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Полномочия комиссии

Напомним, что полномочия конкурсной, аукционной и котировочной комиссий определены статьей 7 Закона № 94-ФЗ. С 1 октября 2007 г. в число полномочий комиссий включено также составление протокола об отказе от заключения контракта.

Протокол об отказе от заключения контракта составляется в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или запроса котировок либо при уклонении победителя от заключения контракта.

В данном протоколе должны содержаться сведения:

– о месте, дате и времени его составления;

– лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;

– фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта;

– реквизитах документов, подтверждающих такие факты.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии и заказчиком в день его составления. Один экземпляр протокола хранится у заказчика. Второй экземпляр заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания должен передать лицу, с которым он отказывается заключить контракт.

Протокол размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания протокола.

Обратим внимание читателей, что сведения, которые теперь нужно будет указывать в протоколе об отказе от заключения контракта, раньше указывались в других документах.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2007 читайте также:

Новое в "Общих положениях"

Требования к участникам размещения заказа

Требования к обладанию исключительными правами

Требования к предыдущему опыту участников

Участие организаций инвалидов при размещении заказов

Заключение государственного или муниципального контракта

Отказ заказчика от заключения контракта

Обязательные условия контракта

Изменение условий контракта

Реестры государственных и муниципальных контрактов

Информационное обеспечение размещения заказа

Контроль за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов

Подконтрольные органы и организации

Полномочия контролирующих органов

Процедура осуществления контроля

Обеспечение конфиденциальности информации

Изменения в размещении заказа путем проведения конкурса

Основания для проведения закрытого конкурса

Требование обеспечения заявки

Извещение о проведении открытого конкурса

Содержание конкурсной документации

Порядок подачи заявок на участие в конкурсе

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

Заключение контракта по результатам проведения конкурса

Особенности проведения закрытого конкурса

Последствия признания конкурса несостоявшимся

Размещение заказа путем проведения аукциона

Понятие аукциона

Документация об аукционе

Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе

Порядок проведения аукциона

Открытый аукцион в электронной форме
Размещение заказов путем запроса котировок
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2007

Поздравления Казначейству России
Закон о размещении заказов: комментарии к июльской редакции
Государственный контракт на создание произведений литературы или искусства, исполнения, финансирования проката или показа национального фильма
Ответственность за нарушение законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов
Проведение аукциона
Госзаказ по-новому
Заполнение отчетных форм с помощью "БиНО: Актуально"
Новое в законодательстве
Ответы на кроссворд "Строительный"
Материалы, опубликованные в 2007 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное