Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 10/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Как исполняют судебные акты органы Федерального казначейства

С.В. Балашова, заместитель начальника отдела обслуживания силовых ведомств УФК по Амурской области

Содержание

Особенности действующего порядка исполнения судебных актов

Почему исполнительные документы могут вернуть взыскателю

Заключение

Уже в течение полутора лет органы Федерального казначейства исполняют судебные акты по денежным обязательствам бюджетных учреждений в соответствии с порядком, установленным главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Эта глава была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (этот документ опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 5/2007, а комментарии к нему даны в статье Е.А. Малининой в БиНО: БУ № 7/2006) (далее – Закон № 197-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2006 г.

В данной статье мы проанализируем, стала ли более эффективной деятельность органов Федерального казначейства после принятия Закона № 197-ФЗ, а также рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у органов Федерального казначейства при выполнении полномочий по исполнению судебных актов.

Особенности действующего порядка исполнения судебных актов

До вступления в силу Закона № 197-ФЗ, то есть до 1 января 2006 г., порядок исполнения указанных судебных актов регламентировался не законом, а подзаконными нормативно-правовыми актами.

Напомним, что это были:

– Правила исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143;

– Правила организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные приказом Минфина России от 15 мая 2001 г. № 36н.

После того, как в законе (в главе 24.1 БК РФ) был прописан порядок исполнения судебных актов, органы Федерального казначейства вздохнули с облегчением. Теперь ни взыскатели, ни должники, ни другие заинтересованные лица не могут сказать, что действия органов Федерального казначейства неправомерны, поскольку не закреплены в законе. Это, безусловно, является положительным моментом в оценке эффективности деятельности органов Федерального казначейства.

Напомним также, какие отличительные особенности по сравнению с ранее действующим исполнением судебных актов имеет порядок, закрепленный в главе 24.1 БК РФ.

Изменилось положение в части оплаты бюджетным учреждением – должником требований по исполнительному документу в случае, если задолженность образовалась в результате бюджетной деятельности. Согласно ранее действовавшему порядку оплата за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности была правом бюджетного учреждения. Теперь это является его обязанностью. При отсутствии или недостаточности лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник обязан его исполнить за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете.

Изменился срок, в течение которого главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета обязан выделить лимиты бюджетных обязательств и (или) объемы финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием должника. Этот срок увеличен с двух до трех месяцев.

Определен порядок исполнения судебных решений по выплатам, имеющим периодический характер.

Теперь в случае невыполнения должником установленных требований по оплате исполнительного документа органы Федерального казначейства могут приостанавливать операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). При этом не имеет значения, за счет каких средств образовалась задолженность.

Раньше операции по расходованию средств приостанавливались только по тому лицевому счету, на котором отражались операции по расходованию средств, за счет которых образовалась задолженность.

Определены основания для возврата органами Федерального казначейства исполнительных документов в суд.

Кроме того, во исполнение положений главы 24.1 БК РФ Федеральным казначейством установлен порядок учета и хранения исполнительных и иных документов, связанных с их исполнением (приказ Федерального казначейства от 22 февраля 2006 г. № 3н (текст этого документа опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 5/2006.), далее – Приказ № 3н).

Все эти новшества позволили органам Федерального казначейства более эффективно осуществлять работу по исполнению исполнительных документов. В то же время практика показывает, что при исполнении судебных актов органы Федерального казначейства встречаются с многочисленными проблемами. Обозначим некоторые из них.

Почему исполнительные документы могут вернуть взыскателю

Пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ определены основания, по которым органы Федерального казначейства возвращают исполнительные документы взыскателю без исполнения с указанием причин возврата.

Следует отметить, что чаще всего органы Федерального казначейства возвращают документы, не соответствующие требованиям Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве).

Например, в Управлении Федерального казначейства по Амурской области возврат на этом основании в 2006 г. Составил 80%, а за пять месяцев 2007 г. – 85% от общего количества возвращенных дел. Основные причины возврата следующие:

– в копии судебного акта отсутствует отметка о дате вступления его в законную силу;

– резолютивная часть исполнительного документа не соответствует резолютивной части судебного акта;

– номер дела в исполнительном документе не соответствует номеру, указанному в решении;

– в исполнительном документе не указаны дата выдачи и срок предъявления его к исполнению;

– в исполнительном документе не указана дата принятия судебного акта;

– в исполнительном документе не полностью указан адрес взыскателя;

– в судебном приказе отсутствуют реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны перечисляться средства, подлежащие взысканию.

Для сравнения отметим, что возврат исполнительных документов в связи с непредставлением необходимых документов (копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, заявления взыскателя, доверенности на представителя взыскателя) в УФК по Амурской области в 2006 г. Составил 9%, за пять месяцев 2007 г. – 15%.

В 2006 г. возврат за нарушение установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению составил 3%. А в связи с представлением взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа – 13%. И 5% – за пять месяцев 2007 г.

Очевидно, что нарушения требований законодательных актов об оформлении исполнительных документов часто не позволяют органам Федерального казначейства оперативно вести работу по оплате исполнительных документов.

Следующий вопрос связан с поступлением в органы Федерального казначейства судебных актов, обязывающих бюджетополучателей-должников к совершению определенных действий.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 197-ФЗ в статью 1 Закона об исполнительном производстве, бюджетное законодательство РФ устанавливает лишь порядок исполнения судебных актов по передаче денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации гражданам и организациям.

Принудительное же исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на Федеральную службу судебных приставов РФ и ее территориальные органы.

Таким образом, органы Федерального казначейства неполномочны обязывать бюджетополучателей совершать какие-либо действия. Исполнительные документы с требованиями таких действий органы Федерального казначейства возвращают взыскателям. После чего взыскатели должны направить их в территориальные органы ФССП России.

Возврат взыскателям исполнительных документов, поступивших в УФК по Амурской области в 2006 г., по этой причине составил 15% от общего числа возвращенных исполнительных документов.

Встречаются также случаи, когда взыскатель или суд направляет исполнительный документ непосредственно должнику, минуя орган Федерального казначейства. И уже сам должник предъявляет в орган Федерального казначейства исполнительный лист вместе с платежным поручением на его оплату.

Однако БК РФ предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ только направлением исполнительных документов (судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем) в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений. В рассматриваемом случае – в орган Федерального казначейства. Иной порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ не установлен.

Для решения перечисленных вопросов органам Федерального казначейства необходимо проводить разъяснительную работу в каждом индивидуальном случае. Например, органам Федерального казначейства часто приходится разъяснять взыскателю, что означает требование закона о надлежащем заверении судом копии судебного акта, на основании которого он выдан: копия судебного акта должна содержать дату вступления его в силу, она должна быть прошита, пронумерована, заверена и скреплена печатью.

Не секрет, что возврат исполнительного документа вызывает у взыскателя, как правило, негативную реакцию. Возврат требует повторного обращения в судебный орган для правильного оформления необходимых документов. Однако это не прихоть органа Федерального казначейства, а требование закона.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на следующее.

1. Согласно пункту 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства должен уведомить должника о получении исполнительного документа и сообщить дату его приема. Причем не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа.

К уведомлению нужно приложить копию судебного акта и заявление взыскателя. Прилагать копию исполнительного документа нельзя.

Вместе с тем форма Уведомления, предусмотренная приложением 3 к Порядку ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденному Приказом № 3н, предусматривает направление должнику копии исполнительного листа. А вот направление должнику копии судебного акта и заявления взыскателя в форме Уведомления не предусмотрены!

Таким образом, налицо явное противоречие закона и подзаконного нормативного правового акта, несмотря на то что Приказ № 3н зарегистрирован в Минюсте России.

2. Согласно пункту 3 статьи 242.3 БК РФ должник, получив уведомление от органа Федерального казначейства, в течение 10 рабочих дней со дня его получения должен представить в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ. На момент подписания руководителем органа Федерального казначейства уведомления, в котором предусмотрено указание точной даты представления указанной информации, должен быть известен день, когда должник получит уведомление.

Для соблюдения требований подзаконного нормативного правового акта об указании в уведомлении точной даты представления требуемой информации и нормы БК РФ сотрудники органов Федерального казначейства и должник вынуждены предварительно согласовывать день получения уведомления. Кроме того, четко не определено, в какой форме должна быть представлена информация должником – в письменной или устной.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что с введением нового порядка деятельность органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов по искам к бюджетным учреждениям стала более отлаженной. Нормы бюджетного законодательства таковы, что решение судебного органа обязательно будет исполнено органом Федерального казначейства в строго определенный срок. Казначейское исполнение судебных актов является для взыскателей, несомненно, более надежным способом получения долга.

Органы Федерального казначейства проводят большую работу по исполнению судебных актов по искам к бюджетным учреждениям. Однако в связи с еще имеющимися недоработками о высокой эффективности исполнения судебных актов, предъявляемых в органы Федерального казначейства, говорить еще не приходится.


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007

15 лет Казначейству России
З.М. Карташова. Наша Надежда
Проверки
Е.А. Малинина. Судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов: как изменился порядок их исполнения

Общий порядок исполнения судебных актов

Исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда от незаконных действий (бездействия) различных органов

Исполнение судебных актов о взыскании средств по обязательствам учреждений

С.В. Балашова. Как исполняют судебные акты органы Федерального казначейства

Особенности действующего порядка исполнения судебных актов

Почему исполнительные документы могут вернуть взыскателю?

Заключение

В.В. Сидоренко. Чего ждать от проверок и ревизий Росфиннадзора?

Изменились цели и задачи проверки (ревизии)

Изменились сроки проверки (ревизии)

Изменения в акте ревизии (проверки)

Прочие изменения

Е.А. Малинина. Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда по обязательствам бюджетных учреждений

Как менялась процедура уплаты недоимок по налогам, штрафов и пени

Порядок взыскания по обязательствам бюджетных учреждений

Спорные положения разъяснения Пленума ВАС РФ

А.Л. Ездаков. Сверимся с налоговой

Чем руководствоваться

Когда проводится сверка

Сколько дней может занять сверка

Сверка по инициативе налоговой инспекции

Сверка по просьбе налогоплательщика

Строительство
А.А. Рябков. Строительная азбука для бюджетников

Нормативно-правовая база

"Птичий язык" строителей

Бюджетная классификация: по какой статье строить?

Подряд или хозспособ, бюджет или внебюджет?

Размещаем заказы на строительство

Участники строительного процесса: подрядчики, заказчики, инвесторы и пользователи

Где и как взять деньги на строительство?

Представляем документы по строительству в органы Федерального казначейства

Контроль финансово-экономических органов за строительством

Наши электронные продукты
Поиск информации в сборнике электронных документов "БиНО: Актуально"

Поиск нормативных документов и комментариев по ключевым словам

Поиск по реквизитам документа

Поиск бланков отчетности

Альтернативный вариант поиска бланков отчетности

Дополнительная информация

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бюджетное законодательство

Государственный (муниципальный) контракт

Жилищное обеспечение

Исполнительные документы

Использование бюджетных средств

Наличные расчеты

Налогообложение

Образовательные учреждения

Оплата труда

Ответственность

Система бюджетных учреждений

Страхование

Судебная практика

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Исполнение судебных решений"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное