Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 9/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Заключение государственного и муниципального контракта: условная формальность или объективная необходимость?

Е.А. Пластинина, директор УМЦ подготовки специалистов ЖКХ, консультант УМЦ по госзакупкам Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Заключение контракта: на что обратить внимание

Заключение государственного или муниципального контракта является завершающим этапом процедур размещения заказа для государственных или муниципальных нужд.

Заказчики, пройдя через все "тернии" организационного и документального сопровождения закупочных мероприятий, зачастую не осознают важность момента окончательного согласования условий при подписании контракта. Ведь выступая в лице государственного или муниципального заказчика, они реализуют задачу обеспечения потребностей страны, ее субъектов и органов местного самоуправления в товарах, работах и услугах, необходимых для нормального функционирования системы государственных и муниципальных органов.

Залогом успешного выполнения этой задачи является добросовестное, своевременное и полное исполнение условий контракта лицом, которое выступило в качестве поставщика товаров, исполнителя услуг или подрядчика на выполнение работ. К сожалению, часто приходится слышать нарекания от заказчиков или фактических получателей на ненадлежащее качество, ассортимент или количество закупаемой продукции.

При этом, если контракт является краткосрочным и момент его заключения совпадает или максимально приближен к моменту исполнения, проблем, как правило, не возникает.

Сложнее обстоит дело, когда период реализации контракта занимает длительный промежуток времени либо момент исполнения ограничен каким-либо отлагательным условием (например, открытие навигационного сезона при "северном завозе"). В этом случае ни та, ни другая сторона не застрахованы от изменений внешних условий (политических, экономических, социальных и пр.), которые могут полностью либо частично поменять отношение сторон к тем или иным позициям контракта. В этой ситуации немаловажное значение будет иметь то, каким образом подобные вопросы урегулированы в контракте.

Далее рассмотрим некоторые из условий контракта, которые зачастую несправедливо игнорируются заказчиком. Подробная их регламентация позволит лучше защитить права заказчика.

Количественные показатели выполнения заказа

При описании предмета контракта заказчик в некоторых случаях пренебрегает ссылками на приложения и спецификации, предъявляющие требования к ассортименту и количеству товара (объему работ, услуг). Указанные условия в силу пункта 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ являются статичными. Их изменение при исполнении контракта допускается только в порядке исключения, в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

Например, если при исполнении контракта в результате капитального ремонта здания потребуется выполнение дополнительных работ, то подрядчику можно выполнить, а заказчику дополнительно оплатить только объем работ, составляющий не более 10% от общего объема, предусмотренного контрактом. И даже это лишь на основании дополнительного соглашения и только при условии наличия такой оговорки в конкурсной документации. Оставшаяся часть работ станет предметом для проведения новой закупочной процедуры (нового контракта).

В некоторых ситуациях бюджетные организации и вовсе не прописывают количественную сторону предмета, надеясь тем самым обойти жесткое ограничение закона. При этом они забывают, что в силу статей 455 и766 ГК РФ указанное условие в отношении поставки или подряда является существенным. В случае отсутствия такой договоренности договор считается не заключенным. Это означает, что ни штрафные санкции, ни какие-либо иные требования, вытекающие из этого контракта, не могут быть предъявлены сторонами друг другу в претензионном или судебном порядке.

В табл. 1 на с. 54 приведены дополнительные требования, выполнение которых позволяет изменять количественные характеристики предмета контракта на 10%.

Качество выполняемого заказа

При определении качественных характеристик предмета необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день в правоприменительной практике существует более 10 способов определения качества продукции. Самые распространенные среди них:

– определение качества по стандарту;

– определение качества по предварительному осмотру;

– определение качества по техническим условиям;

– определение качества по образцу;

– способ "тель-кель", который, например, применяется по сертифицированной продукции. Дословный перевод (фр.): "увидел-принял" товар таким, какой он есть.

Порядок изменения количественных характеристик предмета контракта

Предмет контракта

Объект, количество которого нужно изменить

Способ закупки

Условия изменения количественных характеристик

Поставка товаров

Товары, предусмотренные контрактом

- конкурс;
- аукцион;
- закупка у единственного источника (подпункт 16 пункта 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ)

Заключение дополнительного соглашения с поставщиком при условии, что право на изменение предусмотрено в документации

Дополнительные товары, связанные с товарами, предусмотренными контрактом

любой

Нельзя изменить

Выполнение работ

Работы, предусмотренные контрактом

конкурс

Заключение дополнительного соглашения с поставщиком при условии, что право на изменение предусмотрено в документации

Дополнительные работы, связанные с работами, предусмотренными контрактом

конкурс

Оказание услуг

Услуги, предусмотренные контрактом

конкурс

Дополнительные услуги, связанные с услугами, предусмотренными контрактом

конкурс

Наиболее оптимальное решение ситуации – одновременно указать в контракте несколько способов, взаимно дополняющих друг друга. Как вариант при покупке служебного жилья можно предусмотреть право членов комиссии выехать на место и составить акт предварительного осмотра помещения. Другой вариант – при закупке системных блоков компьютеров можно использовать ссылки на стандарты. Например, указать в контракте, что все предлагаемое к поставке оборудование должно соответствовать требованиям следующих ГОСТов:

– ГОСТ Р МЭК 60950-2002 "Безопасность оборудования информационных технологий";

– ГОСТ 26329-84 "Машины вычислительные и системы обработки данных. Допустимые уровни шума технических средств";

– ГОСТ Р 51318.22-99 "Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационных технологий";

– ГОСТ Р 51318.24-99 "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость оборудования информационных технологий к электромагнитным помехам";

– ГОСТ Р 51317.3.2-99 "Совместимость технических средств электромагнитная. Эмиссия гармонических составляющих тока техническими средствами с потребляемым током не более 16А (в одной фазе)";

– ГОСТ Р 51317.3.3-99 "Совместимость технических средств электромагнитная. Колебания напряжения и фликер, вызываемыми техническими средствами с потребляемым током не более 16А (в одной фазе), подключаемыми к низковольтным системам электроснабжения".

Условия и сроки поставки

При согласовании условий и сроков поставки целесообразно использовать ссылки на базисные условия "Инкотермс", которые разработаны Международной торговой палатой ("Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", публикация Международной торговой палаты, 1990 г., № 460).

Указанные условия носят характер делового обычая. Они становятся обязательными для сторон при указании на их применение в тексте контракта.

В международном своде коммерческих терминов (именно так переводится "Инкотермс") есть 13 базисных условий поставки, которые обозначаются аббревиатурами. Каждое из этих условий подразумевает специфическое распределение обязанностей между сторонами по контракту. Например, оговорка о том, что поставка осуществляется на условиях EXW, означает, что на продавце лежит минимум обязательств по доставке продукции – только подготовить товар к отгрузке.

Данную возможность нельзя недооценивать, поскольку ссылка на одно из базисных условий "Инкотермс" позволяет решить множество вопросов. В частности, распределение обязанностей и расходов по доставке, страхованию, таможенной очистке товара и многие другие вопросы, согласование которых в тексте контракта заняло бы более десяти страниц машинописного текста.

Кроме того, при заключении контракта на выполнение подрядных работ можно использовать ряд условий в отношении сроков выполнения работ, предусмотренных типовыми строительными контрактами FIDIC, разработанными специалистами Международной федерации инженеров-консультантов.

В соответствии с положениями данного документа сторонами согласовывается календарный план выполнения работ. Он должен быть разработан при помощи методов сетевого планирования с указанием дат самого раннего и самого позднего начала и окончания работ и включать в себя ряд пунктов. Во-первых, последовательность, в которой подрядчик намеревается производить работы по строительству объекта (включая каждую стадию проектирования, закупок, изготовления продукции, поставок на строительную площадку, строительства, монтажа, испытаний и пуско-наладочных работ). Во-вторых, все основные мероприятия и виды деятельности, связанные с подготовкой строительной документации. В-третьих, сроки представления всех прочих документов, согласований и разрешений, указанных в требованиях заказчика, последовательность проведения всех испытаний, предусмотренных контрактом.

Особого внимания заслуживает практика заключения долгосрочных государственных и муниципальных контрактов. В соответствии с основными положениями БК РФ бюджетные учреждения не имеют права принимать финансовые обязательства за пределами финансового года. Исключение, в соответствии со статьей 72 БК РФ, составляют контракты на выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения и оказания которых составляет более одного года. Такие контракты могут быть заключены на срок более одного года.

Перечень подобных работ и услуг должен быть установлен Правительством РФ. На необходимость решения проблемы в кратчайшие сроки указал Президент РФ в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007 году". Тем не менее в настоящее время указанный перечень еще не принят.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007 читайте также:

Кто является госзаказчиком

Определение заказчика

Способы передачи полномочий заказчика

Сводный реестр бюджетополучателей

Понятие государственного и муниципального контракта
Финансовые ограничения при заключении контракта
Заключение контракта: на что обратить внимание

Цена контракта

Расчеты по контракту

Гарантийные обязательства

Способы обеспечения контракта

Ответственность сторон

Порядок разрешения разногласий сторон

Некоторые дополнительные моменты

Заключение

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007

15 лет Казначейству России
"Только совместные усилия дают наилучший результат". Интервью с заместителем руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным
Тема номера: экологические платежи
Е.А. Малинина. Плата за загрязнение окружающей среды. Что изменилось?

Конституционные основы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Почему возникают споры о необходимости платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в решении Конституционного суда РФ

Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сроки внесения платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Осуществление контроля за внесением платы

Заключение

Л.А. Скобелева. Некоторые вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Юридический статус Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты

Правомерность расчета и взимания платы за сброс загрязняющих веществ неорганизованным стоком на рельеф местности

Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Судебная практика

Госзаказ
Е.А. Пластинина. Заключение государственного и муниципального контракта: условная формальность или объективная необходимость?

Кто является госзаказчиком

Понятие государственного и муниципального контракта

Финансовые ограничения при заключении контракта

Заключение контракта: на что обратить внимание

Заключение

Страхование
Л.П. Фомичева, И.В. Самойлов. Новый порядок расчета больничных

Учитываемые выплаты

Дебри расчетного периода

Среднедневной заработок

Учитываем максимум и минимум

Для сведения

Трудовое законодательство
О.Л. Лобанова. Что надо знать о расчете среднесписочной численности

Расчет среднесписочной численности работников за месяц

Расчет среднесписочной численности работников за год

Расчет среднесписочной численности работников за неполный отчетный период

Расчет среднесписочной численности при наличии сотрудников с режимом "неполное рабочее время"

О.Л. Лобанова. Отвечаем на вопросы читателей. Трудовое законодательство
Наши электронные продукты
Заполняем квартальные бланки отчетности в электронном виде на диске "БиНО: Актуально"

Порядок построения простых формул

Использование встроенных функций Excel

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Материальная помощь

Налогообложение

Нормативы

Оплата труда

Отчетность

Пособия

Социальная поддержка

Стипендии

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Экологический"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2005 и 2006 года, а также за первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб., за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) - 3 850 руб., и за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное