Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 6/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Предоставление льгот по арендной плате за земельные участки. Правомерно ли оно?

В.А. Гучинский, советник государственной гражданской службы II класса

Содержание

Административная практика

Предоставление земельных участков в аренду, арендная плата

В соответствии со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Земельные участки являются частью указанного имущества. Именно о средствах, полученных от их аренды, и пойдет речь в данной статье.

Административная практика

Поводом для написания статьи стали нормативные акты некоторых административных органов, которые частично или даже полностью освобождали отдельные категории физических и юридических лиц от зачисляемой в местный бюджет части арендной платы за земельные участки.

Например, постановлением от 20 марта 2006 г. № 638-П "Об установлении льгот для арендаторов по арендной плате за пользование земельными участками под помещениями" администрация Дмитровского муниципального района Московской области установила льготу в виде снижения размера платежей за пользование земельными участками, на которых находятся предназначенные для организации питания школьников помещения на 99% суммы арендной платы, зачисляемой в бюджет Дмитровского муниципального района Московской области.

Другой пример: Звенигородский городской Совет депутатов Московской области решением от 30 мая 2006 г. № 40/9 ввел 100%-ные льготы по арендной плате, поступающей в местный бюджет, за земельные участки, предоставляемые муниципальным предприятиям для жилищного строительства. Льгота устанавливалась в том случае, если инвестиционный контракт, заключенный с данным муниципальным предприятием, содержал условие о передаче по результатам строительства в муниципальную собственность не менее 15% жилой площади (кроме индивидуального жилищного строительства).

Можно также вспомнить распоряжения мэра г. Москвы от 19 мая 1997 г. № 395-РМ "Об установлении музею "Дом Пороховщикова, 1871 г." льготы по арендной плате за земельный участок во вл. 36 по Староконюшенному переулку" или от 15 сентября 1997 г. № 718-РМ "О предоставлении льгот по арендной плате за землю ремонтно-строительным организациям АО "Мосремстрой", в соответствии с которыми некоторым юридическим лицам предоставлялись льготы по арендной плате за землю в размере 50–100% базовых ставок.

На первый взгляд, вопросов в данном случае возникать не должно. Ведь органы власти предоставляют "льготы" только в той части, которая зачисляется именно в "их" бюджет. Но это лишь на первый взгляд.

Но в результате принятия таких нормативных правовых актов страдает не только местный, но и государственный бюджет. Дело в том, что, принимая решения о частичном освобождении от арендной платы за землю в части поступлений в местный бюджет, органы местного самоуправления изменяют норматив поступлений, установленный федеральным законодательством. Причем это касается не только местного бюджета, но и бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Чтобы разобраться, действительно ли это так, проанализируем нормативные акты, которыми регулируется данная правовая область, в частности, нормативные акты об аренде, о формировании доходов бюджетной системы, о полномочиях органов местного самоуправления.

Предоставление земельных участков в аренду, арендная плата

Как известно, использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы – земельный налог, относящийся к местным налогам, и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен законодательством РФ о налогах и сборах, а арендная плата взимается за земли, переданные в аренду собственниками земельных участков. Нормы об аренде земельных участков установлены в Земельном и Гражданском кодексах РФ. Ранее они были закреплены также в Законе РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю", утратившем силу с 1 января 2006 г. (за исключением статьи 25).

Земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством (статья 22 ЗК РФ). Предоставлять земельные участки в аренду могут собственники земельных участков. В их число входят Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Статья 65 ЗК РФ устанавливает, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Это означает, что если это условие не будет определено в договоре, то договор не будет считаться заключенным.

Таким образом, размер арендной платы определяется в договоре аренды земельного участка сторонами договора самостоятельно. В зависимости от того, в чьей собственности находятся арендуемые земельные участки – собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований – правила по определению арендной платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

При определении размера арендной платы могут быть использованы утвержденные распоряжением Минимущества России от 10 апреля 2003 г. № 1102-р Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков, разработанные на основании Постановления Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 "Об утверждении стандартов оценки".

Статья 65 ЗК РФ называет два вида стоимости земельных участков: рыночную и кадастровую, каждый из которых используется в целях, определенных законодательством. Так, согласно пункту 5 этой статьи кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в частности, для целей налогообложения.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, принимаемыми в соответствии с ним, а также международными договорами РФ.

Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки (в данном случае – земельных участков), принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

– одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

– стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

– объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

– цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

– платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных Законом об оценочной деятельности.

Кроме того, если в сделку вовлекаются объекты оценки, полностью или частично принадлежащие Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, то, согласно статье 8 Закона об оценочной деятельности, проведение оценки является обязательным.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007 читайте также:

Формирование доходов бюджетной системы
Полномочия органов местного самоуправления

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007

Тема номера: налог на доходы физических лиц
В.М. Акимова. НДФЛ с доходов работников: о чем надо помнить работодателю

Налогоплательщики. Обязанности налоговых агентов

Выплаты профсоюзным активистам

НДФЛ с работников-иностранцев

Если сотрудник работает за рубежом

Имущественный налоговый вычет

Зачет и возврат переплаты по НДФЛ

Заполняем налоговую карточку

Аренда
В.А. Гучинский. Предоставление льгот по арендной плате за земельные участки. Правомерно ли оно?

Административная практика

Предоставление земельных участков в аренду, арендная плата

Формирование доходов бюджетной системы

Полномочия органов местного самоуправления

Трудовое законодательство
И.В. Самойлов. Бухгалтер как особая категория работников бюджетного учреждения

Организация работы бухгалтерской службы учреждения

Особенности оформления трудовых отношений и увольнения с работы сотрудников

Организация трудового процесса сотрудников бухгалтерских служб

Отдельные вопросы оплаты труда сотрудников бухгалтерских служб

Обзор документов
С.Н. Севелев. Изменения в Законе о размещении заказов: в чем суть?

Общие положения

Государственный и муниципальный контракт

Субъекты малого предпринимательства

Правила проведения торгов с выделением лотов

Извещение о проведении торгов

Конкурсная документация и документация об аукционе

Порядок подачи заявки на участие в торгах

Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

Запрос котировок

Размещение государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Заключение

Л.П. Фомичева. Минимальный размер оплаты труда увеличивается

Величина и сфера применения МРОТ

Изменения в Трудовом кодексе РФ

Установление регионами минимальной заработной платы

МРОТ и прожиточный минимум

Оклады и ставки

Увеличены штрафы

Заключение

Новое в законодательстве

Налогообложение

Пособия

Трудовые отношения

Справочная информация
Материалы, опубликованные в БиНО: Бюджетные учреждения за 6 месяцев 2007 года
Кроссворд от БиНО
Ответы на кроссворд "Основные средства", опубликованный в № 5 журнала

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное