Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 4/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Финансовое обеспечение обязательств при размещении заказов

Е.А. Пластинина, эксперт-консультант УМЦ по государственным закупкам Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,

А.Ю. Шихов, бухгалтер-эксперт ИД "БиНО"

Содержание

Как у людей…

Обеспечение заявки

Обеспечение контракта

Важнейшая цель системы государственных закупок – эффективно использовать средства бюджетов и внебюджетных источников, а также предотвратить различные нарушения в сфере размещения заказов.

Чаще всего об эффективности использования бюджетных средств начинают рассуждать после того, как все средства уже потрачены, и исправить совершенные ошибки невозможно. Если поставщики или подрядчики недобросовестно исполнили свои договорные обязательства, учреждению-заказчику остается только одно: обращаться в судебные органы. А судебные разбирательства требуют немало времени, сил и финансовых затрат.

Между тем в гражданском законодательстве есть инструменты, которые позволяют заказчику обезопасить себя от недобросовестности поставщиков и подрядчиков, а следовательно, обеспечить эффективное использование бюджетных средств. Это обеспечение заявки на участие в торгах и обеспечение заключаемого контракта. О том, как грамотно использовать эти инструменты, мы и расскажем в этой статье.

Как у людей…

Любой благоразумный гражданин, прежде чем совершить крупную и дорогую покупку, поинтересуется у продавца о гарантийном сроке обслуживания приобретаемой вещи, об условиях ее возврата, если в ней обнаружатся дефекты, и прочих условиях.

Продавец, дорожащий своей репутацией, принимает на себя ответственность за качество проданного товара. При этом чем дороже приобретение (машина, квартира, дом и т.п.), тем больше гарантий надежного, а следовательно, и эффективного вложения средств хочет получить покупатель. Если же продавец не готов предоставить такие гарантии, не готов принять на себя ответственность за качество товара, работ или услуг, то у покупателя появляются основания сомневаться в его порядочности.

Те же принципы определяют и взаимоотношения между учреждением-заказчиком (покупатель) и поставщиками и подрядчиками (продавцы) при заключении государственных и муниципальных контрактов на значительные суммы.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ) предоставляет государственному и муниципальному заказчику право требовать от поставщиков и подрядчиков финансовое обеспечение. Этим правом заказчик может воспользоваться при размещении заказа через конкурс или аукцион, то есть при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) на сумму более 250 000 руб. в квартал.

Финансовое обеспечение может быть двух видов: обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе и обеспечение контракта.

Напомним, что заказчиком (государственным или муниципальным) считается бюджетное учреждение, которое главный распорядитель бюджетных средств уполномочил выполнять эти функции.

Обеспечение заявки

Решение о необходимости обеспечения заявки принимает руководитель учреждения или иное уполномоченное должностное лицо.

Если такое решение принято, в извещении о проведении конкурса или аукциона заказчик должен указать, что для участия в конкурсе или аукционе необходимо внести обеспечение заявки.

В таком случае все участники, подающие заявки, будут обязаны внести указанную в извещении сумму на счет, определенный в извещении.

Для участников конкурса размер обеспечения заявки не должен превышать 5% начальной цены контракта, а для участников аукциона он должен быть равен 5% начальной цены контракта.

Если аукцион проводится в электронной форме, обеспечение заявки на участие не требуется.

Принимая решение установить обеспечение заявки, заказчик ограничивает круг потенциальных подрядчиков, исполнителей и поставщиков. Тех участников, которые не внесли обеспечение заявки, заказчик не допускает к процедуре оценки и сопоставления заявок в конкурсе или к процедуре аукциона.

Если победитель торгов отказывается подписать контракт, обеспечение заявки ему не возвращается, но перечисляется в доход соответствующего бюджета.

Пример. В соответствии с федеральной целевой программой научному учреждению необходимо приобрести высокоточное оборудование. Стоимость аналогов такого оборудования на рынке составляет не менее 3 000 000 руб.

Чтобы в конкурсе принимали участие только добросовестные поставщики, руководитель учреждения принял решение о необходимости обеспечения заявки в сумме 150 000 руб. (3 000 000 руб. х 5 / 100).

Это требование было внесено в извещение на проведение конкурса на поставку оборудования.

У данного способа обеспечения есть как плюсы, так и минусы. Несомненное преимущество состоит в том, что обеспечение заявки закроет доступ к конкурсу компаниям с заведомо недобросовестными намерениями.

Кроме того, это эффективный инструмент борьбы с различного рода предварительными сговорами со стороны поставщиков. Ведь не секрет, что поставщик может подавать две заявки от имени двух разных фирм, в одной указав цену побольше, а в другой поменьше (на пороге рентабельности). Заявка с меньшей ценой выигрывает, но участник отказывается от подписания контракта, и фактически контракт заключается якобы с другой фирмой, занявшей второе место, – на большую сумму. Если же заказчик установит требование об обязательном обеспечении заявки, то хитроумный участник, отказавшийся от подписания контракта, потеряет внесенные им в виде обеспечения деньги.

Однако нам хотелось бы подчеркнуть, что на обеспечение заявки нужно смотреть не как на способ пополнения государственного бюджета, а как на эффективный инструмент управления рисками при размещении заказов.

Обеспечение контракта

Бывает, что размещается заказ на выполнение особо ответственных работ или на поставку дорогостоящих товаров. В этом случае заказчику необходимо быть уверенным не просто в добросовестности, но и в надежности поставщика или подрядчика, а также в том, что работы или товары сохранят свое качество в течение всего срока, указанного в контракте. В таких обстоятельствах заказчик может потребовать от поставщиков обеспечения контракта.

Заметим, что в большинстве случаев обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика. Исключение составляют ситуации, когда размещается заказ на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ говорится, что в государственном или муниципальном контракте должны указываться объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторонами. Таким образом, обеспечение контрактов, заключенных на производство подрядных работ, относится к их существенным условиям.

Если в государственном или муниципальном контракте на подрядные работы нет требования о его обеспечении, данный контракт может быть признан незаключенным, если заинтересованные органы и лица подадут иск в суд и суд примет такое решение.

Во всех других случаях заказчик может, но не обязан включать в контракт требование о его обеспечении. Решение об этом принимает руководитель учреждения или другое уполномоченное на это лицо.

Принимая решение об установлении обеспечения контракта, заказчик может определить только его размер. Он составляет до 30% от начальной цены контракта. Форму обеспечения контракта участники торгов имеют право выбирать самостоятельно. Согласно пункту 4 статьи 29 Закона № 94-ФЗ контракт может обеспечиваться:

– банковской гарантией;

– страхованием ответственности по контракту;

– залогом денежных средств.

Размер обеспечения контракта указывается в извещении о проведении открытого конкурса. Контракт заключается только после того, как участник конкурса, с которым заключается контракт, представит это обеспечение.

Однако если контракт заключается с бюджетным учреждением (оно победило на торгах или в конкурсе), то обеспечение контракта не требуется, даже если заказчик установил это требование для всех участников.

Размер обеспечения контракта всегда значительно больше размера обеспечения заявки. Ведь вред, причиненный ненадлежащим исполнением контракта, может быть в несколько раз больше вреда, причиненного уклонением от подписания контракта.

Пример (продолжение). Учреждение-заказчик предполагает получить высокоточное оборудование в течение шести месяцев после проведения торгов. Чтобы обеспечить эффективность использования бюджетных средств и повысить ответственность поставщика, руководитель учреждения принял решение требовать от него обеспечение контракта.

Это обеспечение установлено в размере 25% от начальной цены контракта, то есть 750 000 руб. (3 000 000 руб. х 25%).

Требование об обеспечении контракта включено в извещение о торгах.

Как мы уже сказали, участник размещения заказа сам выбирает один из трех вариантов обеспечения контракта. Однако заказчик вправе установить четкие требования к оформлению обеспечения, приложив к конкурсной документации или документации об аукционе проект банковской гарантии, проект договора страхования ответственности по контракту и проект договора залога денежных средств.

Если поставщик или подрядчик исполнит ненадлежащим образом условия государственного или муниципального контракта, он несет за это ответственность согласно ГК РФ. Кроме того, он несет дополнительные финансовые потери, так как теряет внесенное им обеспечение контракта.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007 читайте также:

Обеспечение контракта

Банковская гарантия

Залог денежных средств

Страхование ответственности

Торги проведены, что дальше?

Возврат обеспечения заявок

Бюджетный учет финансового обеспечения заявок и контрактов


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007

Тема номера: автономные учреждения
Е.А. Малинина. Автономные учреждения

Правовое положение

Имущество автономного учреждения

Деятельность автономных учреждений

Создание автономного учреждения

Управление автономным учреждением

Реорганизация, ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

Заключение

Государственный заказ
Е.А. Пластинина, А.Ю. Шихов. Финансовое обеспечение обязательств при размещении заказов

Как у людей…

Обеспечение заявки

Обеспечение контракта

Торги проведены, что дальше?

Заключение

Социальное страхование
И.В. Самойлов. Пособия на детей, выплачиваемые бюджетными учреждениями

Источники финансирования расходов на выплату пособий

Пособие по беременности и родам

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Ежемесячные компенсационные выплаты

Юридический практикум
В.А. Гучинский. Кто должен возмещать судебные издержки?

Чем грозит неисполнение судебного решения

Законодательство РФ о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов

Позиция Конституционного суда РФ

Обзор документов
Е.А. Малинина. Реализация Закона о федеральном бюджете в 2007 году

Порядок исполнения федерального бюджета

Средства Российского фонда федерального имущества

Доходы от аренды имущества

Продолжение эксперимента по учету средств субъектов РФ органами Федерального казначейства

Налог на прибыль организаций и земельный налог

Финансирование строек и объектов для федеральных государственных нужд

Порядок оплаты обязательств

Предоставление субсидий и субвенций

Счета по учету доходов от предпринимательской деятельности

Финансирование учреждений аварийно-спасательных формирований

Действие в 2007 году некоторых нормативных актов

Изменения, внесенные в акты Правительства РФ

Новое в законодательстве

Взыскание и списание задолженности

Использование бюджетных средств

Казначейское исполнение бюджета

Налогообложение

Оплата труда

Отчетность

Пособия

Трудовые отношения

Кроссворд от БиНО
"Бестолковый" кроссворд

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (11 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное