Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 3/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Cодержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Предпочтения государства при размещении заказов: зарубежный опыт и российское законодательство

Е.А. Пластинина, директор Учебно-методического центра подготовки и сертификации руководителей и специалистов ЖКХ Академии Пастухова

Содержание

Основные принципы системы госзакупок

Что такое преференции

Способы и виды преференций

Все больше в последнее время в лексиконе руководителей учреждений и работников финансовых служб мелькают слова "котировки", "конкурсы", "критерии оценки", "конкурсная документация", "антимонопольное законодательство" и т.п. А процедуры размещения заказов стали неотъемлемой частью хозяйственной деятельности учреждений.

Новая для нашей страны система закупок для государственных и муниципальных нужд давно зарекомендовала себя во многих странах мира. Эта система играет немалую роль в экономике любой страны и является одним из инструментов государственной поддержки тех или иных отраслей народного хозяйства, производителей и регионов.

В настоящей статье мы расскажем о том, какие предпочтения в области госзакупок установлены нашим государством на данном этапе экономического развития, и сравним их с зарубежным опытом.

Основные принципы системы

Ни для кого не секрет, что государство расходует много средств на самые разные сферы деятельности: оборону, образование, науку, культуру и т.п. Объем государственных расходов исчисляется миллиардами рублей. И все эти денежные потоки проходят через государственных чиновников, которые не прочь, исполняя свои служебные обязанности, учесть и "свой интерес" за счет государства.

Чуть менее двух десятков лет назад наше государство уже предпринимало первые попытки сделать сферу государственных закупок более прозрачной для общественности. В основу нынешних процедур закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд положена система так называемого прокьюремента. Эта система зародилась в США в начале 70-х годов прошлого века и хорошо зарекомендовала себя во многих странах.

Прокьюремент – это совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика, представляющего государство, при проведении закупок товаров, работ и услуг посредством конкурсных торгов.

Система прокьюремента основывается на следующих принципах:

– открытость (гласность);

– экономичность и эффективность;

– ответственность участников закупочных процедур;

– равноправие участников закупочных процедур.

Четкое соблюдение всех указанных принципов представляет собой мощную и эффективную вакцину против коррупции в государственной системе и злоупотреблений с государственными финансами.

Открытость (гласность) прокьюремента заключается в том, что все этапы закупочных процедур, начиная с установления условий их проведения и кончая объявлением победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является весьма сильнодействующим лекарством от такой болезни, как коррупция.

Принципы экономичности и эффективности означают, что сами процедуры торгов должны осуществляться с как можно меньшими затратами. Другими словами, сделка, заключенная при помощи размещения заказа (учитывая расходы на это размещение), должна быть экономически гораздо более выгодной, чем сделка без процедур заказа. При этом заказчик должен сэкономить свое время и бюджетные средства, выбрать лучший из нескольких вариантов, получить требуемое на наиболее приемлемых для себя условиях и т.п.

Отметим, что сама по себе эффективность размещения заказа еще не означает эффективного использования бюджетных средств.

Принцип ответственности является одним из краеугольных камней системы госзакупок. в соответствии с ним каждый из участников закупочных процедур в полной мере отвечает за незаконные и необоснованные действия со своей стороны и возмещает все убытки, причиненные своими действиями или бездействием.

Принцип равноправия заключается в том, что условия проведения процедур и критерии определения победителя устанавливаются заранее и для всех участников они должны быть одинаковы. Кроме того, эти условия нельзя менять.

Еще одно категорическое требование к процедурам госзакупок – недопущение дискриминации по отношению к кому-либо из участников. Так, довольно часто при размещении заказов заказчики необоснованно требуют от конкурсантов, чтобы те:

– представили документы, которые сложно получить на практике (например, лицензии на осуществление деятельности, согласно законодательству не относящейся к лицензируемой);

– имели специфический опыт работы, часто с конкретным заказчиком. Например, региональные власти в условиях конкурса на поставку медицинского оборудования могут потребовать, чтобы конкурсанты имели опыт взаимодействия с властями в социальной сфере, тем самым сведя круг потенциальных участников к одной-двум нужным им фирмам;

– поставляли продукцию с характеристиками определенной торговой марки и т.п.

Иногда заказчики вносят в анкету поставщика провокационные вопросы об участии компании в судебных разбирательствах и т.д.

Что такое преференции

Принцип равноправия в системе госзакупок имеет и некоторые исключения.

В мировой практике бывают случаи, когда государство оказывает некоторое предпочтение или предоставляет определенные преимущества отдельным субъектам рынка государственного заказа. Так, в США ряд преимуществ предоставляется отдельным производителям и поставщикам при закупках как на федеральном уровне, так и на уровне штатов и муниципалитетов.

Такие преимущества, предпочтения или льготы, предоставляемые организациям для поддержки определенных видов деятельности, называются преференциями. В мировой практике преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Все преференции, предоставляемые государством, носят адресный характер.

Например, в США преференции применяются в разных формах. Но всем им предшествует определение преференциальных групп, то есть категорий предприятий и организаций, в отношении которых государство устанавливает преимущества или льготы при размещении заказов. К таким группам могут относиться: предприятия представителей национальных меньшинств, малый бизнес, предприятия ветеранов и инвалидов, регионы с избыточной рабочей силой, отечественные производители в целом.

В преференциальных программах различных уровней дается описание и определение преференциальных групп, указываются цели государства в отношении этих групп, а также устанавливается, как преференции должны применяться при проведении торгов или исполнении государственных контрактов.

Способы и виды преференций

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2006 г., предоставляет различные преимущества отдельным участникам размещения заказов.

В частности, статья 14 Закона наделяет особым статусом учреждения уголовно-исполнительной системы и организации инвалидов, пожелавшие принять участие в процедуре размещения заказов для государственных нужд.

Условно все предоставляемые Законом № 94-ФЗ преимущества можно разделить на три группы: ценовые преференции (преференциальные коэффициенты), информационные преференции, процедурные преференции.

Кроме того, большое распространение в мире и в нашей стране получил такой вид преференций, как обязательный процент участия.

Обязательный процент участия

Этот способ предполагает, что для определенных преференциальных групп устанавливается обязательный процент участия в закупках. Такие директивы могут устанавливаться как для всех государственных заказчиков, так и для отдельных видов закупок. Обязательный процент участия может требоваться при подаче конкурсных заявок или при исполнении контракта. Понимая, что обязательный процент участия не всегда достижим, законы допускают отклонение от установленного минимального уровня. в этом случае заказчик и претенденты должны доказать, что предпринимали все необходимые меры для его достижения.

Одной из разновидностей преференций по проценту участия является преференция по объему закупок. Эта преференция предусмотрена в настоящее время в нашей стране для такой категории участников, как субъекты малого предпринимательства.

В соответствии со статьей 15 Закона № 94-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты.

Исключением являются случаи размещения заказов на поставки для нужд обороны страны и безопасности государства, хотя и в этом случае государственные и муниципальные заказчики вправе размещать заказы среди малых предприятий.

Данная преференция в настоящее время требует существенной детализации для успешной реализации ее на практике.

Напомним, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25%.

При этом средняя численность работников в малых предприятиях за отчетный период не может превышать следующих пределов: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Об этом говорится в статье 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Из этого определения следует, что в настоящее время субъекты малого предпринимательства могут активно участвовать в процедурах размещения заказов и без специальной поддержки государства (преференций).

Тем не менее, 4 ноября 2006 г. было издано Постановление Правительства РФ № 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)".

В перечень попали такие часто закупаемые товары, как мясо и мясные продукты, овощи и фрукты переработанные, растительные и животные масла и жиры, молочные продукты, верхняя одежда, обувь, мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препараты, парфюмерная продукция, косметические средства и пр.

В постановлении утверждены предельные цены (цены лотов) для указанных в перечне товаров в размере 3 млн руб., для работ – в размере 3 млн руб., для услуг – в размере 2 млн руб.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2007 читайте также:

Способы и виды преференций

Преференциальные коэффициенты

Информационные преференции

Процедурные преференции

Территориальные преференции


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждение" № 3/2007

Тема номера: госзаказ
Е.А. Пластинина. Предпочтения государства при размещении заказов: зарубежный опыт и российское законодательство

Основные принципы системы госзакупок

Что такое преференции

Способы и виды преференций

А.Ю. Шихов. Формирование реестра государственных контрактов

Новый виток в истории госзакупок

Нормативно-правовая основа формирования реестров

Какие контракты вносят в реестр

Представление сведений о государственных контрактах

Планирование и формирование реестра государственных контрактов

Вопросы без ответов

Расходование средств социального страхования
И.В. Самойлов. Новые правила назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам

Начисление пособий до 2007 года

Принятие нового порядка

С какого момента применяется новая методика исчисления пособий

Другие нормативные акты, касающиеся выплаты пособий

Существенные изменения, подлежащие применению с 1 января 2007 года

Когда работник имеет право на получение пособия

Периоды, за которые пособие не назначается

Заболевания в период отпуска

Отказ в назначении пособия

Условия и продолжительность выплаты пособий по временной нетрудоспособности

Размеры пособия по временной нетрудоспособности

Продолжительность и размеры выплаты пособия по беременности и родам

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам

Обзор документов
Е.А. Малинина. Бюджет–2007

Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение

Источники доходов федерального бюджета

Порядок зачисления и перераспределения налогов и сборов

Распределение штрафных санкций за нарушение законодательства РФ

Доходы от сдачи имущества в аренду

Плата за землю

Распределение расходов федерального бюджета

Межбюджетные трансферты

Дотации, субвенции, субсидии

Бюджетные кредиты и ссуды

Операции с межбюджетными трансфертами

Счета по учету средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

Взаимодействие Банка России и Федерального казначейства по вопросам открытия счетов

Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств

Обеспечение жильем военнослужащих

Подтверждение платежей

Приостановление действия некоторых законодательных норм

Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бюджетная роспись

Налогообложение

Нормативы

Оплата труда

Ответственность

Отчетность

Проверки

Социальная поддержка

Трудовые отношения

Финансирование

Разное


Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное